ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3216/19 от 31.07.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-3216/2019

02 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен августа 2019 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания           Фещенко И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
(ИНН 4101128100, ОГРН 1094101000069)

к

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)

третьи лица:

Межрегиональная общественная организация «Комиссия по противодействию коррупции» (ИНН 4101175420, ОГРН 1164101053313), публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078), краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470), Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
(ИНН 4101120936, ОГРН 1074101008057), Инспекция государственного технического надзора Камчатского края (ИНН 4101121256, ОГРН 1084101000114),

о признании незаконными решения от 11.03.2019 № 777/05 и предписания
от 11.03.2019 № 776/05 по делу № 21-05/10-17А

при участии:

от заявителя:

Ковальчук Е.В. – представитель по доверенности от 09.07.2019 № 01-07-01/2673/19 (по 31.12.2019),

от антимонопольного органа:

Иванкова Н.А.– представитель по доверенности от 09.10.2018  № 2718/01 (срок до 31.12.2019),

от ПАО «Камчатскэнерго»:

Гавриш Ю.А.- представитель по доверенности  № КЭ-18-18-19/9Д от 01.01.2019 (сроком до 31.12.2021),

от иных третьих лиц:

не явились,

установил:

Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) о признании незаконными решения от  11.03.2019 № 777/05 и предписания от 11.03.2019 № 776/05 по делу  № 21-05/10-17А.

Определением от 13.06.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональную общественную организацию «Комиссия по противодействию коррупции», публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго»), краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал», Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Инспекцию государственного технического надзора Камчатского края.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что обстоятельства, подтверждающие реальные, либо возможные последствия в виде ограничения  конкуренции, создания преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между совершенными действиями и таким последствиями антимонопольным органом не установлены. В настоящее время обязательства по муниципальному контракту от 22.12.2014 № 01383000004141359 сторонами выполняются. В план закупок товаров, работ, услуг для обеспечение нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов запланировано на август месяц 2019 года проведение закупки услуг по проведению экспертизы результатов, оказанных услуг в рамках муниципального контракта. Полагает, что неисполнение сторонами обязанностей в рамках муниципального контракта от 22.12.2014 № 01383000004141359 влечет ответственность предусмотренную контрактом, а не антимонопольным законодательством.

Представитель антимонопольного органа требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему. Полагает, что неисполнение Управлением обязанностей в рамках муниципального контракта от 22.12.2014 № 01383000004141359, установленное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 10.11.2017 по делу № А24-3047/2017, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно ПАО «Камчатскэнерго» создаются  необоснованные препятствия в осуществлении деятельности в рамках указанного муниципального контракта, приводит к невозможности осуществить необходимые мероприятия и оказать услуги по подключению (технологическому присоединению) потребителей (объектов) тепловой энергии по улицам Ленинградская, Ключевская, Беринга, Мишенная, Осипенко, Вилюйская, Фрунзе в Петропавловск-Камчатском городском округе к системам теплоснабжения                 ПАО «Камчатскэнерго» и соответственно указанное общество поставлено в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующую деятельность. Поскольку                                ПАО «Камчатскэнерго» не может осуществить свою деятельность в полной мере, по мнению антимонопольного органа, создается ограничение  условия доступа на товарный рынок.

Представитель ПАО «Камчатскэнерго» полагает, что требование заявителя удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в письменном мнении и дополнении к нему. Полагает, что заявитель путем непредусмотренных законом требований к ПАО «Камчатскэнерго» уже несколько лет препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности по технологическому присоединению.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональная общественная организация «Комиссия по противодействию коррупции», краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал», Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Инспекция государственного технического надзора Камчатского края, при надлежащем извещении, не обеспечили участие в судебном заседании полномочных представителей.

Суд в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

22.12.2014 между Комитетом городского хозяйства администрации (на момент рассмотрения дела Управление) и ОАО «Камчатскэнерго» (на момент рассмотрения дела ПАО «Камчатскэнерго») заключен муниципальный контракт № 01383000004141259 в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013               № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

По условиям названного контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства в соответствии с условиями настоящего контракта своевременно выполнить необходимые мероприятия и оказать услуги по подключению (техническому присоединению) потребителей (объектов) тепловой энергии по улицам Ленинградская, Ключевская, Беринга, Мишенная, Осипенко, Вилюйская, Фрунзе в Петропавловск-Камчатском городском округе к системе теплоснабжения ОАО «Камчатскэнерго» в определенных Контрактом точках подключения. Заказчик обязуется выполнить действия по подготовке потребителей к подключению и оплатить услуги по подключению к системе теплоснабжения в полном объеме (пункт 1.1 контракта).

Из пункта 1.2 контракта следует, что состав мероприятий, виды (объемы) тепловой нагрузки по потребителям и требования к подключению (техническому присоединению) определяется сторонами в точках подключения в соответствии с Приложениями № 1, 2.

Разделом 2 контракта предусмотрена цена контракта и условия платежей, согласно которому цена контракта в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 03.07.2014 № 2015 составляет 248 726 123 рубля с учетом НДС.

Срок выполнения работ определен с момента заключения контракта до 01.07.2016. Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до даты исполнения Сторонами своих обязательств в полном объеме (пункт 3.1, 3.2 контракта).

13.12.2016 в УФАС по Камчатскому краю поступило обращение Межрегиональной общественной организации «Комиссия по противодействию коррупции» о неисполнении ПАО «Камчатскэнерго» условий муниципального контракта от 22.12.2014  № 01383000004141259.

12.04.2017 УФАС по Камчатскому краю возбуждено дело № 21-05/10-17А по признакам нарушения ПАО «Камчатскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вступившим в законную силу решением от 10.11.2017 № А24-3047/2017 Арбитражный суд Камчатского края отказал в удовлетворении иска Управления к ПАО «Камчатскэнерго» о расторжении муниципального контракта от 22.12.2014             № 01383000004141359 и взыскании аванса в размере 204 000 000 руб., пени за просрочку за период с 01.07.2016 по 24.05.2017 в размере 85 661 276,77 руб. и штрафа за неисполнение пунктов контракта в размере 3 370 891,86 руб.

При рассмотрении указанного дела суд установил, что Управлением обязательства в рамках контракта не исполнены, от которых ставится в зависимость исполнение контракта в полном объеме, а со стороны                             ПАО «Камчатскэнерго» предприняты все меры для его исполнения.

Определением от 27.11.2018 Камчатским УФАС России произведена замена ответчика по делу с ПАО «Камчатскэнерго» на Управление, в связи с наличием признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

01.02.2019 УФАС по Камчатскому краю, усмотрев в бездействии Управления, неисполнении Управлением своих обязательств в рамках муниципального контракта от 22.12.2014  № 01383000004141259, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Управлению предупреждение о прекращении действий (бездействия) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Решением от 11.03.2019 по делу № 21-05/10-17А УФАС по Камчатскому краю, с учетом решения по судебному делу № А24-3047/2017, признало в действиях Управления нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в бездействии, неисполнении Заказчиком своих обязательств в рамках муниципального контракта от 22.12.2014  № 01383000004141259.

11.03.2019 УФАС по Камчатскому краю выдало Управлению предписание о необходимости в срок до 30.04.2019 прекратить бездействие путем выполнения Управлением своих обязательств в рамках муниципального контракта от 22.12.2014  № 01383000004141259.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием антимонопольного органа, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3                         статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В пунктах 7, 8, 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ даны следующие понятия: конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. К признакам ограничения конкуренции относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

По смыслу абзаца 2 пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» на антимонопольном органе лежит бремя доказывания того, что акты, действия (бездействие) органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Антимонопольный орган в рамках статьи 15 Закона № 135-ФЗ вправе вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах. При этом в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункт 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушения в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Как следует из оспариваемого решения, признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ выразились в неисполнении Управлением своих обязательств в рамках муниципального контракта от 22.12.2014 № 01383000004141259. Делая такой вывод, антимонопольный орган сослался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Камчатского края от 10.11.2017 № А24-3047/2017 об отказе в удовлетворении требований Управления о расторжении указанного контракта, взыскание с ПАО «Камчатскэнерго» аванса и штрафных санкций.

Вместе с тем, сама по себе констатация тех или иных действий (бездействие) Управления в рамках исполнения муниципального контракта, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующего органа нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона                № 135-ФЗ.

В данном случае какой-либо товарный рынок и состояние конкуренции на нем антимонопольным органом не устанавливался и не выявлялся, антимонопольным органом не определено, существует ли на территории                         Петропавловск-Камчатского городского округа рынок услуг по подключению объектов тепловой энергии к системе теплоснабжения исходя из того, что данные услуги являются естественно монопольными.

В оспариваемом решении антимонопольным органом не отражено каким образом бездействие Управления ограничивает либо устраняет конкуренцию или может привести к этому; в чем выразилось ограничение, устранение конкуренции в отношении ПАО «Камчатскэнерго»; какие иные хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чем выразились дискриминационные условия ПАО «Камчатскэнерго» по сравнению с ними при исполнении муниципального контракта от 22.12.2014 № 01383000004141259, заключенного в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Вопреки требованиям статей 65 и 200 АПК РФ УФАС по Камчатскому краю в рамках настоящего дела не представило надлежащих доказательств нарушения Управлением пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

Поскольку обстоятельства рассматриваемого дела не подтверждают наличие в действиях Управления признаков нарушения антимонопольного законодательства, оспариваемое решение не соответствует Закону № 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы Управления.

Предписание не имеет под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения, и имеет своей целью понудить к устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем правовая порочность решения означает и правовую порочность предписания.

При таких обстоятельствах, требования заявителя на основании части 2 статьи 201 АПК РФ подлежат удовлетворению.

Вопрос о взыскании судебных расходов судом не разрешался, поскольку Управление и УФАС по Камчатскому краю освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Решение от 11.03.2019 № 777/05 и предписание от 11.03.2019 № 776/05 Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, вынесенные по делу № 21-05/10-17А, признать недействительными, как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             А.А. Копылова