ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3238/2022 от 25.10.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                        Дело № А24-3238/2022

26 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сновидовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению краевого государственного автономного учреждения «Отраслевой функциональный центр системы образования» (ИНН 4101171225, ОГРН 1154101003363)

к Министерству финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376)

третье лицо: Министерство образования Камчатского края (ИНН 4101121224
ОГРН 1084101000070)

о признании недействительным представления от 01.04.2022 № 5 в части

при участии:

от КГАУ «Отраслевой функциональный центр системы образования»:

 Баскакова А.Л. – директор, выписка из ЕГРЮЛ, Юшков К.О. – представитель по доверенности от 30.06.2022 (сроком на 1 год),

от Министерства финансов Камчатского края:

 Тимчук Л.Б. – представитель по доверенности от 09.03.2022 № 33.05-27/8 (сроком по 31.12.2022), Тарунина Ю.А. – представитель по доверенности от 09.03.2022 № 33.05-27/9,

от Министерства образования Камчатского края:

не явились,

установил:

краевое государственное автономное учреждение «Отраслевой функциональный центр системы образования» (ИНН 4101171225, ОГРН 1154101003363) (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1.1., 1.2 представления Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376) (далее – Минфин Камчатского края) от 01.04.2022 № 5.

Определением от 18.08.2022 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования Камчатского края.

Представители заявителя в судебном заседании 06.10.2022 уточнили, что оспаривают пункты 1.1, 1.2 представления Минфин Камчатского края от 01.04.2022 № 5. В настоящем судебном заседании уточненные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Минфина Камчатского края требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Министерство образования Камчатского края представило отзыв на заявление и письменные пояснения, согласно которому требования заявителя подлежат удовлетворению. К судебному заседанию направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Минфина Камчатского края от 23.11.2021 № 33/321, пункта 23 Плана контрольных мероприятий на 2021, утвержденного приказом Минфина Камчатского края от 29.12.2020 № 277, проведена камеральная проверка в отношении Учреждения.

Предметом проверки являлось соблюдение Учреждением в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых требований, установленных правовыми  актами Российской Федерации и правовыми актами Камчатского края, в проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В ходе проведения проверки установлено, что в 2020 году соглашениями о предоставлении субсидии из краевого бюджета Учреждению предоставлена субсидия на иные цели, в том числе на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственных программ Камчатского края: «Организационное, аналитическое, информационное  обеспечение  реализации Программы» Подпрограммы 5 – 922 735 рублей – соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета краевому автономному учреждению на иные цели от 09.01.2020 № 362; «Другие вопросы в области образования» Подпрограммы 5 – 2 877 830 рублей – соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета краевому автономному учреждению на иные цели от 09.01.2020 № 180.

Минфином Камчатского установлено, что средства субсидии, полученные по соглашению от 09.01.2020 № 180, направлены Учреждением на приобретение в том числе: переносных рециркуляторов; благодарственных писем, грамот; почетных грамот; цветов на торжественные мероприятия. Признав, что фактическое расходование средств субсидии на иные цели носит социальный и поощрительный характер, Минфином Камчатского края  сделан вывод о том, что субсидия потрачена на цели, не предусмотренные  соглашением от 09.01.2020 № 180, так как не связаны с развитием региональной системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования (цель предоставления субсидии согласно соглашению от 09.01.2020 № 180).

Также Минфином Камчатского края установлено, что средства субсидии по соглашению от 09.01.2020 № 362 потрачены Учреждением на установочный комплект, ключ активации Касперский, право использования программ для ЭВМ, телефон, мебель, жалюзи, рулонные шторы, вертикальные жалюзи. Полагая, что представленные пояснения Учреждения не содержат в полном объеме информации в рамках реализации каких значимых мероприятий приобретены данные материальные ценности, Минфином Камчатского края сделан вывод о нарушении Учреждением условий предоставления субсидии  на иные цели.

Указанные нарушения отражены в разделе 4 акта камеральной проверки от 21.01.2022.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 раздела «Информация о результатах контрольного мероприятия» акта камеральной проверки от 21.01.2022, Минфин Камчатского края признал, что Учреждением в нарушение пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, части 1.1, 1.2, 1.4, пункта 2 части 2.3 соглашения от 09.01.2020 № 180 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 2 877 481 рубль, а также в нарушение пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, части 1.1, 1.2, 1.4, пункта 2 части 2.3 соглашения от 09.01.2020 № 362  нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 922 735 рублей.

01.04.2022 Минфином Камчатского края вынесено представление № 5, согласно пункту 1.1. которого в   нарушение пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, части 1.1, 1.2, 1.4, пункта 2 части 2.3 соглашения от 09.01.2020 № 362 Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 922 735 рублей; в пункте 1.2 данного представления указано, что в нарушение пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, части 1.1, 1.2, 1.4, пункта 2 части 2.3 соглашения от 09.01.2020 № 180 Учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 497 481 рубль.

В связи с чем, Минфин Камчатского края обязал Учреждение устранить допущенное нарушение и принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений, в том числе путем восстановления в доход краевого бюджета денежных средств в размере 922 735 рублей и 497 481 рубль соответственно в срок – 01.08.2022 (пункты 1.1, 1.2 оспариваемого представления).

Полагая, что пункты 1.1, 1.2 указанного предписания являются незаконными, необоснованно возлагают обязанность по возврату денежных средств, израсходованных по целевому назначению, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пунктам 1, 8 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (статья 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В силу части 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанная норма корреспондирует с положением абзаца 1 пункта 4 статьи 69.2 БК РФ о том, что  финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом

Согласно положениям статьи 28 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Из абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Камчатского края от 06.02.2012 № 89-П (действующий в рассматриваемый период) утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – Порядок № 89-П).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что по решению исполнительного органа государственной власти Камчатского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждений (далее - учредитель), по согласованию с Министерством финансов Камчатского края к субсидиям на иные цели могут быть отнесены расходы, связанные с приобретением дорогостоящих основных средств, проведением текущего ремонта учреждений, а также, связанные с осуществлением иных разовых и (или) значимых расходов.

Условием предоставления субсидий на иные цели является заключение соглашений о предоставлении субсидии на иные цели между учредителем и учреждением. Указанные соглашения должны определять цели, порядок, размер, условия и сроки предоставления субсидий на иные цели, полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета на проведение проверок соблюдения учреждениями условий, установленных заключенными соглашениями, порядок и сроки предоставления отчетности об осуществлении расходов учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, порядок возврата средств субсидий на иные цели в случае установления по итогам проверок, проведенных главным распорядителем средств краевого бюджета и (или) иными органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий предоставления субсидий на иные цели, установленных настоящим Порядком и заключенными соглашениями (пункт 6 Порядка № 89-П).

Пункт 8 Порядка № 89-П возлагает контроль за целевым расходованием учреждением субсидий на иные цели на руководителя учреждения и учредителем.

В силу пункта 9 Порядка № 89-П в случае нецелевого использования субсидий на иные цели учреждения несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Объем субсидии, использованный не по целевому назначению, подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

То есть для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 532-П утверждена государственная программа Камчатского края «Развитие образования в Камчатском крае» (далее – Программа № 532-П), подпрограммой 5 которой предусмотрено обеспечение реализации данной Программы.

Ответственным исполнителем Подпрограммы 5 определено Министерство образования Камчатского края. Иные участники Подпрограммы 5 в спорный период времени Программой № 532-П не предусмотрены.    

Согласно приложению 2 Программы № 532-П основными мероприятиями Подпрограммы 5 являются: Организационное, аналитическое, информационное обеспечение реализации Программы (пункт 5.1); Другие вопросы в области образования (пункт 5.2).

Таким образом, Министерству образования Камчатского края  предоставлено право распределять средства субсидии по реализации основных мероприятий Подпрограммы 5 между подведомственными получателями бюджетных средств.

Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, пункта 1.2 устава Учреждения видно, что Министерство образования Камчатского края осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении заявителя.

09.01.2020 между Министерством образования Камчатского края, которому как получателю средств краевого бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ (Учредитель по соглашению), и Учреждением заключено соглашение № 180 (далее – Соглашение № 180), предметом которого является представление из краевого бюджета в 2020 году Учреждению субсидии на цели и в размерах согласно приложению № 1 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Пунктом 1.2 Соглашения № 180 предусмотрено, что субсидия предоставляется Учреждению для достижения целей, указанных в части 1.1 настоящего соглашения.

Субсидия предоставляется на реализацию основных мероприятий, подпрограмм, государственных программ Камчатского края, указанных в приложении № 1 к настоящему соглашению (пункт 1.4 Соглашения № 180).

Согласно пункту 5.2.1 Приложения № 1 к Соглашению № 180 средства субсидии направляются на проведение прочих мероприятий Министерства образования Камчатского края.

19.08.2020 между Министерством образования Камчатского края и Учреждение заключено соглашение № 362 (далее – Соглашение № 362) предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2020/2021-2022 годах Учреждению субсидии на цели и в размерах согласно приложению № 1 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

В пункте 1.2 Соглашения № 362 указано, что субсидия предоставляется Учреждению для достижения целей, указанных в части 1.1 настоящего соглашения.

Субсидия предоставляется на реализацию основных мероприятий, подпрограмм, государственных программ Камчатского края, указанных в приложении № 1 к настоящему соглашению (пункт 1.4 Соглашения № 362).

Согласно Приложению № 1 к Соглашению № 362 целью субсидии является приобретение материальных ценностей (за исключением особо ценного имущества) работ, услуг подведомственными учреждениями и в рамках реализации значимых мероприятий.  Средства субсидии направляются на финансовое обеспечение приобретения материальных ценностей (за исключением  особо ценного имущества), работ, услуг подведомственных организаций в рамках реализации значимых мероприятий (пункт 5.1.5).

Приказом Министерства образования и молодежной политики Камчатского края от 29.12.2018 № 1377 Учреждению приказано выделенные средства субсидии на проведение мероприятий 5.2.1 «Проведение прочих мероприятий Министерства образования и науки Камчатского края» Подпрограммы 5 «Обеспечение реализации программы и прочие мероприятия в области  образования» государственной программы Камчатского края «Развитие образования в Камчатском крае» направить на следующие расходы:

1)размещение информационных материалов в средствах массовой информации (газетах, журналах и т.п.);

2)приобретение цветов, букетов для поздравления и вручения, в связи с юбилейными датами учреждения в сфере образования Камчатского края и проведением мероприятий;

3)приобретение цветов, букетов для вручения руководителям, кураторам вышестоящих организаций и учреждений сферы образования Камчатского края, в связи с юбилейными и прочими датами ( выход на пенсию и т.п.);

4)приобретение цветов и венков для организаций ритуальных мероприятий и возложения.

В пункте 2 данного приказа предписано начальнику отдела экономики и межбюджетных трансфертов Министерства образования и молодежной политики Камчатского края обеспечить заключение соглашения с Учреждением на предоставление субсидии на реализацию мероприятий программы 5 «Обеспечение реализации программы и прочие мероприятия в области  образования» программы Камчатского края «развитие образования в Камчатском крае» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Постановлением Губернатора Камчатского края от 31.07.2019 № 58 Министерство образования и молодежной политики Камчатского края переименовано в Министерство образования Камчатского края.

            Приказом Министерства образования Камчатского края от 16.10.2020 № 892 внесены изменения в приказ от 29.12.2018 № 1377 путем дополнения пункта первого подпунктом 5 в следующей редакции: приобретение бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха  и прочего оборудования и средств по  профилактике короновирусной инфекции на  рабочих местах. Пунктом 2 приказа предусмотрено, что указанный приказ вступает в силу со дня подписания и распространяется на взаимоотношения возникшие с 01.10.2020.

            26.12.2020 приказ от 29.12.2018 № 1377 дополнен подпунктом 6: приобретение полиграфической и печатной продукции, канцелярских товаров и ранцев ортопедических, о чем свидетельствует приказ Министерства образования Камчатского края от 26.12.2020 № 1115. Данный приказ распространяется на правоотношения с 01.08.2020, о чем указано в пункте 2.

Как видно из представленных документов и не оспаривается сторонами,  средства субсидии в размере 497 481 рубль, полученные в рамках исполнения Соглашения № 180, израсходованы Учреждением на приобретение переносных рециркуляторов, благодарственных писем, почетных грамот и благодарственных писем, приобретение цветов на торжественные мероприятия в соответствии с вышеуказанными приказами Министерства образования Камчатского края.

Таким образом, выделенная субсидия направлена Учреждением на проведение прочих мероприятий Министерства образования Камчатского края, что соответствует направлению расходов средств субсидии, указанному в приложении № 1 Соглашения               № 180.

            20.07.2020 Учреждение обратилось к ВРИО Министра образования Камчатского края с письмом о включении на 2020 год следующего мероприятия: 1. Мероприятие 5.1.5 «Финансовое обеспечение приобретения материальных ценностей (за исключением особо ценного имущества), работ, услуг подведомственных организаций в рамках реализации значимых мероприятий». Смета расходования средств на мероприятие 5.1.5 приведена в приложении к указанному письму на сумму 922 735 рублей.

Необходимость выделения денежных средств в указанном размере Учреждение дополнительно обосновало в письме от 28.07.2020 № 109.

В соответствии с приложением № 2 к Соглашению от 01.12.2020 № 362.1 в график перечисления субсидии Министерством образования Камчатского края включена сумма 922 735 рублей.

Средства субсидии в указанном размере использованы Учреждением на приобретение установочного комплекта, ключа активации, Kaspersky, право на использование комплекса, предоставление права на использование ХSpider, аттестацию информационной системы  и ввод в действие в размере 318 485 рублей; право использования программ для ЭВМ - 314 250 рублей, а также на приобретение телефона, мебели, стола, жалюзи, рулонных штор, вертикальных жалюзи на общую сумму 290 000 рублей.

Таким образом, цель субсидии в виде приобретения материальных ценностей, работ, услуг в рамках реализации значимых мероприятий Учреждением достигнута.

Минфин Камчатского края в обоснование довода о нецелевом расходовании средств краевого бюджета, ссылается на то, что предоставленные субсидии направлены Учреждением на реализацию полномочий Министерства образования Камчатского края, а не на достижение целей ради которых создано Учреждение. Суд отклоняет данный довод Минфина Камчатского края по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.8. постановления Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 439-П «Об утверждении Положения о Министерстве образования Камчатского края» (в редакции, действующей в спорный период времени) (далее – Постановление № 439-П) Министерство имеет подведомственные краевые государственные учреждения для реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в отношении которых осуществляет полномочия и функции учредителя.

В соответствии с подпунктом 84 пункта 2 Постановления № 439-П к полномочиям Министерства образования Камчатского края относится осуществление функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных как на содержание Министерства, так и на реализацию возложенных на Министерство полномочий.

Исходя из смысла пункта 3 Постановления № 89-П к полномочиям Министерства образования Камчатского края отнесено принятие решения об отнесении расходов, связанных с осуществлением иных разовых и (или) значимых расходов к субсидиям на иные цели, по согласованию с Министерством финансов Камчатского края.

В соответствии с Уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств от 26.12.2019 № 132, от 28.05.2020 № 898, от 19.08.2020 № 1525, от 21.08.2020 № 1619 Министерством образования Камчатского края согласовано с Министерством финансов Камчатского края предоставление Учреждению субсидий в размере 497 481 рубль и 922 735 рублей.

К указанным уведомлениям приложены письма Министерства образования Камчатского края от 24.12.2019 № 24.08.1/8027, от 11.08.2020 № 24.08.3/5002 и приказ от 18.08.2020 № 710 с обоснованием распределения бюджетных ассигнований.  

Учитывая установленные нормативными актами полномочия Министерства образования Камчатского края, возложение Минфином Камчатского края ответственности на Учреждение за принятие его учредителем решения о направлении средств субсидии на приобретение вышеуказанных материалов и материальных ценностей необоснованно.

Довод Минфина Камчатского края о том, что материальные ценности на сумму 922 735 рублейприобретены Учреждением не в рамках значимых мероприятий, судом отклоняется по следующим основаниям.

Как указывалось ранее, решение об отнесении расходов, связанных с осуществлением иных разовых и (или) значимых расходов к субсидиям на иные цели, принимает Министерство образования Камчатского края по согласованию с Минфином Камчатского края.

В письмах Министерства образования Камчатского края от 11.08.2020                               № 24.08.3/5002, от 30.11.2020 № 24.08.3/7624, адресованных Минфину Камчатского края, указаны основания выделения субсидии в размере 922 735 рублей – приобретение  материальных ценностей (за исключением особо ценного имущества), работ, услуг подведомственными учреждениями в рамках реализации значимых мероприятий. В примечании к указанным письмам Министерство образования Камчатского края указало, что сумма 632 735 рублей необходима на ведение бухгалтерского учета и составление, предоставление отчетности, в целях защиты персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных по начислению и перечислению заработной платы сотрудникам девятнадцати учреждений, 290 000 рублей  – в связи со сложившейся потребностью на приобретение материальных ценностей (за исключением особо ценного имущества), покупка мебели.

То есть Министерство образования Камчатского края в пределах своих полномочий определило значимые мероприятия в рамках реализации которых должны приобретаться  материальные ценности, в связи с чем, необходимость дополнительного обоснования Учреждением оснований приобретения таких ценностей, на что ссылается Минфин в своих возражениях, отсутствовала.   

При этом предоставление Учреждению субсидии в размере 497 481 рубль и в размере 922 735 рубля Минфин Камчатского края, как указывалось ранее, согласовало.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Учреждение при использовании бюджетных средств, полученных по спорным соглашениям, выполняло непосредственное указание своего учредителя и ответственного исполнителя Подпрограммы 5 – Министерства образования Камчатского края.

Уведомлениями о бюджетных ассигнованиях  и лимитах бюджетных обязательств, субсидии в размере 497 481 рубль и в размере 922 735 рубля предоставлены на цели, предусмотренные Соглашениями № 180, № 362.

Доказательства, свидетельствующие о том, что средства субсидии использованы Учреждением с нарушением целей, предусмотренных условиями указанных Соглашений, суду не представлены.

Поскольку материалами дела подтверждается, что средства субсидии использованы Учреждением в соответствии с условиями заключенных Соглашений  № 180, № 362, результат предоставления субсидий достигнут, суд признал, что  нецелевое использование Учреждением средств краевого бюджета не доказано.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку в рассматриваемом случае имеется совокупность условий, необходимых для признания недействительным предписания в оспариваемой части, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Госпошлина по требованиям составляет 3 000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с Минфина Камчатского края в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными пункты 1.1, 1.2 представления Министерства финансов Камчатского края от 01.04.2022 № 5, как несоответствующие бюджетному законодательству Российской Федерации.

Обязать Министерство финансов Камчатского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов краевого государственного автономного учреждения «Отраслевой функциональный центр системы образования».

Взыскать с Министерства финансов Камчатского края в пользу краевого государственного автономного учреждения «Отраслевой функциональный центр системы образования» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере                      3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                            А.А. Копылова