ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3244/09 от 15.03.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3244/2009

18 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 18 марта 2010 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Барвинской Л.А. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае

к ответчику

государственному унитарному предприятию Корякского автономного округа "Корякские природные ресурсы"

о взыскании 182.000,00руб. ущерба

при участии:

от истца

ФИО1 – представитель по доверенности
  от 09.03.2010 № 287 (сроком на один год),

от ответчика

не явились;

установил:

Агентство по охране и использованию животного мира в Камчатском крае обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Государственному унитарному предприятию Корякского автономного округа «Корякские природные ресурсы» о взыскании причиненного ущерба и стоимости незаконно добытой продукции в сумме 182.000 руб. на основании ст.1064 ГК РФ.

Определением от 28.10.2009 производство по делу № А24-3244/2009 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления ГУП КАО «Корякские природные ресурсы» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Камчатского края от 04.06.2009 по делу № А24-188/2009.

Определением ВАС РФ от 15.10.2009 № ВАС-12780/09 отказано в передаче дела № А24-188/2009 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора. Определением от 01.02.2010 производство делу возобновлено.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителя в суд не направил, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, судебно заседание проводится в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 156 АПК РФ.

Представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Сообщил, что исковые требования основаны на постановлении Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае от 16.12.2008 № 41/08-89 о назначении административного наказания. Указанным постановлением ГУП КАО «Корякприродресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75.000 руб.

ГУП КАО «Корякприродресурс» обратилось с заявлением об оспаривании постановления административного органа, однако решением Арбитражного суда Камчатского края от 04.06.2009 по делу № А24-188/2009 в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания отказано.

Представил письмо Минэкономразвития Камчатского края от 15.07.2008 № 810 о средней рыночной стоимости продукции диких животных, пояснив, что расчет иска основан на документе, который не изменялся. Доводы ответчика в этой части необоснованны, так как действовало письмо от 15.07.2008 № 810.

Представитель истца пояснил, что лицензия выдается на определенный вид животного и в определенном районе. Для добычи животных в другом районе ответчик должен был оформить новую лицензию. Это требование ответчиком нарушено, так как снежные бараны были добыты в другом районе и без оформления новой лицензии. Правота Агентства по охране и использованию животного мира была подтверждена судебными актами, которыми подтверждено, что снежные бараны были добыты незаконно.

Ответчик направил отзыв, согласно которому требования считает не обоснованными по тем основаниям, что расчет стоимости незаконно добытой продукции составлен на основании Письма Минэкономразвития Камчатского края от 13.12.2008 № 1441.

Продукция добыта в период с 08.08.2008 по 15.08.2008, Письмо Минэкономразвития Камчатского края от 13.12.2008 № 1441 еще не действовало. На основании вышеизложенного письмо обратной силы не имеет и применению не подлежит.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Агентства № 39-пр от 09.09.2008 главным специалистом отдела надзора и контроля ФИО2, ведущим специалистом отдела надзора и контроля ФИО3, главным специалистом отдела выдачи лицензий и разрешений ФИО4 в отношении ГУП КАО «Корякские природные ресурсы» в период с 01.08.2008 по 01.09.2008 проведена внеплановая, целевая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Проверкой установлено, что по заявке ГУП КАО «Корякприродресурс» на вертолёте МИ-8, принадлежащем ФГУП «Корякское авиапредприятие», на охотучасток № 9 «Энычаваямский», принадлежащий охотпользователю ООО «Лунь», 08.08.2008 были завезены, а 15.08.2008 вывезены с этого участка охотники ГУП КАО «Корякприродресурс», где они произвели незаконную добычу четырёх снежных баранов 11.08.2008 и 12.08.2008 без лицензий, разрешающих добычу указанных животных на данных охотугодьях.

Тем самым нарушен п. 3.8. Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, утвержденного приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 № 3. Результаты проверки оформлены актом от 10.10.2008.

11.11.2008 административным органом был составлен протокол об административном правонарушении 41/000101 в отношении ГУП КАО «Корякприродресурс». Действия предприятия квалифицированы по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ, как нарушение правил пользования объектами животного мира.

16.12.2008 руководителем Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае ФИО5 вынесено постановление № 41/08-89 о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75.000 руб.

Предприятию предложено добровольно, на основании ст. 55, 56 Федерального закона № 52-ФЗ от 24.04.1995 возместить причиненный ущерб в размере 12.000 рублей, а также, на основании п. 70 «Правил охоты в Корякском автономном округе» возместить стоимость незаконно добытой продукции в размере 150.000 рублей.

12.02.2009 года Арбитражный суд Камчатского края принял решение о признании незаконным и отмене постановления Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае от 16.12.2008 года № 41/08-89 о привлечении Государственного унитарного предприятия Корякского автономного округа «Корякские природные ресурсы» к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 75.000 рублей.

04.05.2009 года Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.02.2009 года по делу № А24-188/2009 отменил и дело направил на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 04.06.2009 № А24-188/2009, вступившим в законную силу 15.06.2009, в удовлетворении требования государственного унитарного предприятия Корякского автономного округа "Корякские природные ресурсы" о признании незаконным и отмене постановление Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае от 16.12.2008 № 41/08-89 о назначении административного наказания отказано. 22.07.2009 года ответчик оплатил штраф в размере 75.000 руб.

Согласно приказу Минсельхозпрода РФ от 25 мая 1999 года N 399 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» размер взыскания за ущерб составляет за одного снежного барана 3.000 рублей. Ущерб за 4 снежных баранов составил 12.000 руб.

На основании письма Минэкономразвития Камчатского края от 03.12.2008 № 1441 стоимость незаконно добытой продукции по состоянию на 01.07.2008 составляет: мясо снежного барана: 250 руб./кг, рога снежного барана: 25 000 руб. за 1 пару.

Следовательно, стоимость мяса одной особи составляет 250 руб. х 70 (вес мяса согласно лицензиям) - 17.500 рублей + 25 000 руб. (рога снежного барана за 1 пару). Всего ущерб за одну особь составляет (17.500 руб. + 25.000 руб.) 42.500 рублей.

Стоимость незаконно добытой продукции составила 170.000 руб. (42.500 руб. х 4).

Истец, считает, что ответчик, произведя незаконную добычу 4-х снежных баранов, причинил ущерб государству в сумме 182.000 руб., в том числе: 12.000 руб. – ущерб и 170.000 руб. – стоимость незаконно добытой продукции.

Согласно ст.4 ФЗ «О животном мире» объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории (ст. 35 ФЗ «О животном мире»)

Названным Законом (ст. 42, 46) предусмотрено также то, что перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, равно как и правила использования объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности, устанавливается специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, исходя из положений ст.58 ФЗ «О животном мире», все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.

Решением суда от 04.06.2009 № А24-188/2009 постановление от 16.12.2008 № 41/08-89 о назначении административного наказания признано законным.

Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, доказательства незаконной добычи снежного барана установлены вступившим в законную силу решением суда от 04.06.2009 по делу № А24-188/2009.

Из материалов настоящего дела следует, что ФИО6 09.08.2008 выданы лицензии ОА №№ 410355, 410356, которые использованы соответственно 11.08.2008 и 12.08.2008, добыто два самца.

ФИО7 09.08.2008 выдана лицензия ОА № 410353, которая использована 11.08.2008, добыт самец.

ФИО8 09.08.2008 выдана лицензия ОА № 410354, которая использована 12.08.2008, добыт самец.

В соответствии с отметками о результатах использования лицензии вес одного барана 70 кг. Учитывая, что вес добытых баранов определен в лицензиях, суд считает обоснованным расчет ущерба, произведенный истцом.

Довод ответчика о том, что Письмо Минэкономразвития Камчатского края от 13.12.2008 № 1441 не подлежит применению, признан судом не обоснованным по тем основаниям, что в указанном письме цены приведены по состоянию на 01.07.2008.

Кроме того, из Письма Минэкономразвития Камчатского края от 15.07.2008 № 810 также следует, что по состоянию на 01.07.2008 стоимость 1 кг. снежного барана составляла 250 руб., стоимость рогов – 25.000 руб.

Доказательств того, что в регионе сложились иные цены на снежного барана, ответчик суду не представил.

На основании изложенного суд удовлетворяет требования истца Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае и взыскивает с государственного унитарного предприятия Корякского автономного округа "Корякские природные ресурсы" в пользу Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае 182.000 руб. ущерба.

Поскольку истец при обращении в суд с настоящим иском освобожден от уплаты госпошлины, то она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Государственная пошлина по иску составляет 3.501,64 руб. и согласно ст. 110 АПК РФ относится на ответчика.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Корякского автономного округа "Корякские природные ресурсы" в пользу Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае 182.000 руб. ущерба.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Корякского автономного округа "Корякские природные ресурсы" в доход федерального бюджета 3.501,64 руб. государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Л.А. Барвинская