АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3263/2021
13 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Ю.А.Рогожиной и Е.А.Виноградовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 06.05.2021 № 38-25-07/12-09
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – директор, представлен паспорт,
от заинтересованного лица:
ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2021 № 38-19-06/1 (сроком по 31.12.2021), диплом 135021 4991075 от 18.05.2020,
установил:
краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» (далее – заявитель, учреждение) обратился в арбитражный суд с заявление о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, казначейство, УФК по Камчатскому краю) от 06.05.2021 № 38-25-07/12-09.
Обращаясь с заявленными требованиями, учреждение указало на то, закупка товара полностью соответствует целям, определенным соглашением о предоставлении субсидии Федерального бюджета субъекта Российской Федерации от 08.02.2019 № 777-08-2019-178. Указало также, что в виде спорта тхеквондо для отображения результатов поединка и необходимости объективного судейства демонстрации видеоповторов на соревнованиях используются в качестве табло телевизоры. По функциональным характеристикам телевизоры выполняют функцию информационных световых электронных табло. В тексте заявления также содержится указание на то, что требование о возмещении в доход бюджета неправомерно израсходованных средств субсидии незаконно.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.
Представить заинтересованного лица требования не признал.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12 часов 15 минут 10.12.2020.
Судебное заседание после перерыва продолжено в том же составе суда при ведении протокола судебного заседания Виноградовой Е.А. при участии тех же представителей сторон.
За время перерыва от заинтересованного лица поступили дополнительные документы к материалам дела.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю в соответствии с приказом УФК по Камчатскому краю от 01.03.2021 № 78 «О назначении плановой выездной проверки Краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо», в период с 03.03.2021 по 24.03.2021 в отношении КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» проведена проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» 2019-2020 годы.
В ходе проверки выявлены, в том числе нарушения абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 4.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального и краевого бюджетов на реализацию основного мероприятия «Региональный проект «Спорт-норма жизни», подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» Государственной программы Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае» от 20.03.2019 № 100 (далее - Соглашение), заключенного между Министерством спорта Камчатского края (далее - Министерство, Учредитель) и учреждением, пунктов 19, 21 раздела VI Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тхэквондо», утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 36 (далее - Федеральный стандарт), выразившиеся в том, что в 2019 году учреждением, за счет средств субсидии, приобретены телевизоры LED 49*(124 см) LG49LK5400 FHD 1920*1080, Smart TV) в количестве 3 штук на сумму 89 997 рублей, не предусмотренные Приложением № 11 Федерального стандарта, программой спортивной подготовки учреждения, утвержденной приказом директора учреждения от 29.12.2018 № 133 (далее - программа спортивной подготовки Учреждения), а также не утвержденные Минспортом России (письмо от 23.03.2019 № СК-ПВ-10/3950) в составе заявки, направленной Министерством (письмо от 19.02.2019 № 64/320), что привело к нецелевому расходованию за счет средств субсидии на общую 89 097 рублей 03 копейки (89 997 - 899,97 краевые средства = 89 097,03).
Указанное нарушение зафиксировано в акте выездной проверки от 24.02.2021.
По результатам проверки вынесено представление от 06.05.2021 № 38-25-07/12-09, в пункте 1 которого учреждению указано на возмещение в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств субсидии в сумме 89 097 рублей 03 копеек.
Не согласившись с выданным представлением учреждение, посчитав его нарушающим права и законные интересы, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно статье 306.4. БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Приложением № 31 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для проведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние.
Согласно пункту 1 Приложения № 31 правилами установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (далее - субсидии) по следующим направлениям: развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва; совершенствование спортивной подготовки по хоккею.
В соответствии с пунктом 9 Приложения № 31 размер субсидии на материально-техническое обеспечение спортивных школ олимпийского резерва рассчитывается с учетом уровня обеспеченности спортивных школ олимпийского резерва в субъекте Российской Федерации в соответствии с требованиями игральных стандартов спортивной подготовки.
Пунктом 19 раздела VI Федерального стандарта установлено, что организации, осуществляющие спортивную подготовку, должны обеспечить соблюдение требований к условиям реализации Программ, в том числе кадрам, материально-технической базе, инфраструктуре, и иным условиям, установленным настоящим Федеральным стандартом.
Пунктом 21 раздела VI Федерального стандарта установлены требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям, в том числе: обеспечение оборудованием спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (Приложение № 11 к Федеральному стандарту).
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из Федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 08.02.2019 № 777-08-2019-78, учреждению выделены из федерального бюджета денежные средства на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние в сумме 7 422 600 рублей.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации -Развитие физической культуры и спорта» закупка спортивного оборудования согласовывается с Министерством спорта Российской Федерации.
Министерством спорта Российской Федерации письмом от 23.03.2019 № СК-ПВ-10/3950 согласован перечень спортивного оборудования для учреждения в соответствии с заявкой Министерства (исх. от 06.11.2018 № 91/1), в том числе табло информационное световое электронное 3 шт., сумма 150 000.
Между Министерством спорта Камчатского края (далее - Министерство) и учреждением заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального и краевого бюджетов на реализацию основного мероприятия «Региональный проект Спорт-норма жизни», подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» Государственной программы Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае» от 20.03.2019 № 100 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения (пункт 1.1 Соглашения) является предоставление учреждению из бюджета Камчатского края субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств из федерального и краевого бюджетов по кодам классификации расходов: 847 1103 072Р552290612, в рамках государственной программы Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае» подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», в целях реализации основного мероприятия 2.Р5 Региональный проект «Спорт-норма жизни», мероприятия 2Р5.1. «Предоставление субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние».
В соответствии с пунктами 2.1-2.3 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на обеспечение расходных обязательств, в 2019 году составляет 7 497 575,76 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 7 422 600,0 рублей (99%), за счет средств краевого бюджета - 74 975,76 рублей (1%).
Учреждение обязано использовать субсидию по целевому назначению с учетом требований, установленных нормативными правовыми акатми Камчатсокго края, Федеральынм законом от 18.07.2021 № 223-Фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видапми юридических лиц» (пункт 4.3.1 Чоглашения).
Министерством средства субсидии перечислены учреждению в соответствии с графиком перечисления субсидии, а именно: 29.03.2019 в сумме 7 497 575,76 рублей (платежное поручение от 29.03.2019 № 462335) по коду расхода бюджетной классификации (далее - КБК) 847 1103 072Р552290 622 (код цели субсидии 19-Д98).
В соответствии с пунктом 4.1.5 Соглашения учредитель обязан осуществлять контроль за целевым использованием субсидии.
В 2019 году учреждением заключен договор купли-продажи от 11.06.2019 №ИП7-000036 с ООО «ДНС Ритейл» (далее - договор) на покупку Телевизоров LED 49*(124 см) LG49LK5400 FHD 1920*1080, Smart TV).
Цена Договора составляет 89 997рублей, в том числе НДС 14 999,50 рублей.
В соответствии с пунктами 1.1-1.3 раздела 1 договора продавец обязуется в порядке и сроки, предусмотренные договором, передать товар в собственность покупателя, покупатель обязуется принять и оплатить товар в установленные договором сроки.
Приложением № 1 к договору утверждена спецификация
поставляемого товара
Наименование товара
Количество
Цена
Сумма (вкл. НДС)
Телевизор LED 49*(124 см) LG49LK5400 FHD 1920*1080, Smart TV)
3
24 999,17
89 997,0
Заказчиком перечислены денежные средства поставщику за поставленный товар в соответствии с пунктом 3.1 договора на основании счета на оплату от 11.06.2019 № ИП7-000036, накладной от 11.06.2019 № ИП7-002614 (дата приемки товара 11.06.2019) платежным поручением от 11.06.2019 № 841193 в сумме 89 997 рублей.
Как следует из материалов дела и сторонами фактически не оспаривается, что учреждением за счет средств субсидии приобретены телевизоры не предусмотренные Приложением № 11 Федерального стандарта, программой спортивной подготовки учреждения, а также не утвержденные Минспортом России (письмо от 23.03.2019 № СК-ПВ-10/3950) в составе заявки, направленной Министерством (письмо от 19.02.2019 № 64/320).
Учитывая изложенное, суд, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, пришел к выводу о том, что пункт 1 представления от 06.05.2021 № 38-25-07/12-09 вынесен на законном основании, в соответствии с полномочиями органа казначейства.
Довод заявителя со ссылкой на заключение эксперта по товароведческой экспертизе от 30.06.2021№ 057/21-Э о том, что по функциональным характеристикам телевизоры выполняют функцию информационных световых электронных табло, судом не принимается, как не имеющий правового значения в разрезе обстоятельств настоящего дела.
Ссылка учреждения на то, что требование о возмещении в доход бюджета неправомерно израсходованных средств субсидии незаконно, судом отклоняется поскольку включение в представление требований об устранении нарушений, причин и условий их совершения в виде принятия мер по возмещению в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Учитывая изложенное, суд, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, пришел к выводу о том, что пункт 1 представления от 06.05.2021 № 38-25-07/12-09 вынесен на законном основании, в соответствии с полномочиями органа казначейства, и соответствуют действующему законодательству.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья М.В. Карпачев