ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3364/2022 от 20.09.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3364/2022

21 сентября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сновидовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Большерецкий» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от лиц, участвующих в деле:

не явились,

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Большерецкий» (далее – заявитель, Усть-Большерецкий МО) обратился в суд
с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) (далее – предприниматель, ИП ФИО1), предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении, не обеспечили участие полномочных представителей.

Судебное заседание на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) проводится в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 23.11.2021 в 23:08 в рамках работы по проверке материала, зарегистрированного в книге учета сообщений о происшествиях от 23.11.2021 № 1279, выявлено, что в период времени с 22:22 до 23:08 при проведении осмотра бара «Бир Хаус» по адресу: <...> в нежилом помещении с кадастровым номером 41:08:0010104:773, предпри­нимательскую деятельность в котором осуществляет ИП ФИО1,
на хранении находилась алкогольная и спиртосодержащая продукция в количестве
12 бутылок коньяка «Ваше Высочество» сувенирный, объемом 0,5 литра крепостью 40 %, 12 бутылок водки «Зерно», объемом 0,5 литра крепостью 40 % от объема.

Указанная алкогольная продукция изъята, упакована и помещена на хранение в Усть-Большерецкий МО МВД России, о чем свидетельствуют акт приема-передачи изъятого имущества и квитанция (расписка) о приеме вещественных доказательств в камеру хранения от 14.01.2022.

22.03.2022 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № КК 017611 по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В порядке главы 25 АПК РФ протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса
о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению правил лицензирования и лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона правонарушения заключается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

К субъектам административного правонарушения, квалифицируемого по данной норме права, относятся должностные лица, к которым в силу примечания к статье 2.4 Кодекса относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, и юридические лица.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 названного Закона.

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в частности, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 АПК РФ).

Из вышеперечисленных норм права следует, что обязанность по доказыванию совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ возложена на административный орган.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 с 10.02.2021 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>. Основным видом деятельности согласно ОКВЭД ОК 029-2014 является «Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах».

Согласно имеющимся в материалах дела документам, административным органом 23.11.2021 в ходе осмотра бара «Бир Хаус» по адресу: <...> установлен факт оборота (хранения) алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии, подтверждающей его легальность.

Между тем, надлежащие доказательства, с достоверностью свидетельствующие об осуществлении ИП ФИО1 предпринимательской деятельности в нежилом помещении бара «Бир Хаус» с кадастровым номером 41:08:0010104:773 по адресу: <...> в материалах дела отсутствуют.

Так, в административном материале имеются объяснения, полученные 23.11.2021 сотрудником Усть-Большерецкого МО от ФИО2, из которых следует, что она является индивидуальным предпринимателем и в её кафе «Бир Хаус» находилась алкогольная продукция.

Из объяснений ФИО3 (физического лица, находившегося в спорном баре в момент осмотра) от 23.11.2021 следует, что он работает у ИП ФИО4 в баре
«Бир Хаус» подсобным рабочим. При этом инициалы предпринимателя в объяснении не указаны, трудовой договор к административному материалу не приложен.

В кассовом чеке 128, подтверждающем реализацию коньяка «Ваше Высочество», отсутствуют сведения о лице, реализовавшем данную алкогольную продукцию.

Из протокола осмотра места происшествия от 23.11.2021, протокола об административном правонарушении от 22.03.2022 ПР № 009700 также не усматривается, на основании каких фактических данных административным органом установлено, что в данном баре деятельность осуществляет непосредственно ИП ФИО1

В определениях от 02.08.2022, 01.09.2022 суд истребовал от Усть-Большерецкого МО доказательства ведения ИП ФИО1 предпринимательской деятельности в нежилом помещении – баре «Бир Хаус», а также сведения о собственнике (арендаторе, владельце) бара «Бир Хаус», в котором совершено административное правонарушение, с приложением документов, подтверждающих права владения (пользования) данным имуществом.

Однако такие документы административный орган суду не представил.

В силу части 2 статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, имеющиеся в настоящем деле доказательства с достоверностью не подтверждают совершение ИП ФИО1 вменяемого ей административного правонарушения.

Поскольку необходимая совокупность доказательств, подтверждающих оборот алкогольной продукции в баре, в материалы дела не представлена, суд приходит к выводу об отсутствии состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При указанных обстоятельствах, в силу части 2 статьи 206 АПК РФ, суд отказывает в удовлетворении требований заявителя о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий и документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ).

Учитывая, что спорная алкогольная продукция уже находится в незаконном обороте, она подлежит изъятию, а не конфискации, с последующим уничтожением в установленном порядке (Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018).

На основании изложенного продукция, изъятая из оборота, указанная в акте приема-передачи изъятого имущества от 14.01.2022, подлежит направлению на переработку или уничтожение в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изъятая алкогольная продукция, указанная в акте приема-передачи изъятого имущества от 14.01.2021, подлежит направлению на переработку или уничтожение в порядке, определённом Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограниченном потреблении (распитии) алкогольной продукции», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.А. Копылова