ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3377/10 от 13.10.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3377/2010

15 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Елизовской городской прокуратуры

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Развлекательный центр» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности б/н от 15.03.2010 года (сроком по 31.12.2010);

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

ФИО2 – генеральный директор (приказ № 1-п от 07.04.2010 года)

установил:

Елизовская городская прокуратура (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Развлекательный центр» (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ссылаясь на те обстоятельства, что ООО «Развлекательный центр» на территории Камчатского края осуществлялась предпринимательская деятельность по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведе­нии без специального разрешения (лицензии).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что в действиях ООО «Развлекательный центр» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Дополнительно пояснил, что экспертиза изъятого оборудования не проводилась, однако порядок использования Обществом лотерейного оборудования позволяет отнести его к игровому.

Представитель Общества в судебном заседании с требованием о привлечении общества к административной ответственности не согласился по основаниям и доводам, изложенным в представленном ранее отзыве. Указал, что целью Общества является проведение стимулирующей лотереи, ООО «Развлекательный центр» занимается реализацией товара, на котором размещено предложение принять участие в лотерее «Поймай удачу». Информация об условиях лотереи размещена на стенде, используемое Обществом оборудование является лотерейным, а не игровым, что подтверждается договором на его приобретение, паспортами, техническими условиями, на материнских платах имеется соответствующая голограмма. Также пояснил, что не доверяет объяснениям гражданина ФИО3, доказательств организации Обществом азартных игр в деле не имеется. Также пояснил, что работник Общества, не выдавший ФИО3 товар, уволен.

Представил для приобщения к материалам дела копию экспертного заключения № 981 от 03.08.2009 года и реализуемые Обществом товары (ручку, спичечный коробок, календарь) с нанесенным предложением участвовать в лотерее «Поймай удачу»

Дополнительно представленные документы и товары приобщены судом к материалам дела.

Суд обозревал изъятые вещественные доказательства в виде материнских плат.

Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 23.07.2010 года сотрудниками ОБПСПРИАЗ Елизовского МОВД совместно с сотрудниками Елизовской городской прокуратуры проведена проверка по факту организации и проведении азартных игр ООО «Развлекательный центр» в помещении, расположен­ном по ул. Беринга, 10 «А» в г. Елизово.

В ходе проверки установлено, что в наруше­ние требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государ­ственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в помещении, расположен­ном по ул. Беринга, 10 «А» в г. Елизово, осуществлялось проведение азартных игр вне игорной зоны и без специального разрешения в завуалированной форме под видом Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Поймай удачу» с денежным выигрышем с ис­пользованием лотерейного оборудования в количестве 32 лотерейных ав­томатов.

По результатам проведенной проверки 10.08.2010 года заместителем Елизовского городского прокурора возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Развлекательный центр» по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы административного дела, в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ и частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ вместе с заявлением направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и про­ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

Согласно статье 4 названного закона под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4, частью 9 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоя­щим Федеральным законом. Разрешением на осуществление деятельно­сти по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с названным Федеральным законом документ, предоставляющий организа­тору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заве­дений. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осу­ществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям названного Федерального закона.

Таким образом, для осуществления деятельности по организации и проведению азартных после 1 июля 2009 года требуется соответствующее разрешение. Кроме того, осуществление такой деятельности возможно только в игорных зонах, но на территории Камчатского края с 01.07.2009 такое разрешение не может быть выдано, поскольку Камчатский край не является игорной зоной, а деятельность игорных заведений на территории Камчатского края с 01.07.2009 прекращена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, а также в случае осуществления юридиче­ским лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использова­нием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении с 01.07.2009 на территории Камчатского края, когда такая лицен­зия в силу закона не может быть выдана (а равно осуществление такой деятельно­сти на территории Камчатского края после 01.07.2009), образует состав администра­тивного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Суд считает, что материалами дела доказан факт осуществления Обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения.

Как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований закона ООО «Развлекательный центр» в завуалированной форме - под видом сочетания стимулирующей лотереи «Поймай удачу!», проводило азартные игры с денежным выигрышем с использованием лотерейного оборудования в количестве 32 штук, арен­дованных Обществом по договорам от 15.04.2010 года и от 21.06.2010 года у ООО «Коллекторное агентство».

Так, установлено, что ООО «Развлекательный центр» осуществляло проведение стимулирующей лотереи «Поймай удачу!», организатором которой является ООО «Евромир», расположенное в г. Калуга Калужской области по ул. Воронина, д.22/50. Между ООО «Евромир» и ЗАО «Венера» заключен договор № Д2/18/11/09 от 01.11.2009 о передаче товара с товарным знаком «Мир лотереи», а также о предоставлении права проведения стимулирующей лотереи «Поймай удачу», с правом заключения договоров с третьими лицами. ЗАО «Венера» заключила договор № СД 2/31/10/09 от 15.04.2010 года с ООО «Развлекательный центр» для проведения лотереи «Поймай удачу».

Условия проведения лотереи оговорены в разделе 5 договора, а также выдержкой из условий стимулирующей лотереи «Поймай удачу!», согласно которым для участия в розыгрыше приза покупатель приобретает продукцию из перечня товаров, реализуемых ООО «Евромир» (в данном случае - ручки по цене 1000 руб., спички по цене 100 руб., календари по цене 500 руб.), предъявляет администратору чек, который при этом погашается. Каждый покупатель получает подарочные баллы, участвующие в розыгрыше на лотерейном оборудовании. Администратор набирает с помощью ключа подарочные баллы, эквивалентные сумме на предъявленном чеке, на любом из выбранных покупателем лотерейных терминалов. В случае выигрыша покупатель получает денежную сумму, соответствующую сумме (количеству) баллов. Факт обналичивания баллов и выдачи посетителям наличных денежных средств из расчёта 1 балл – 1 рубль оформлялся квитанцией о выигрыше.

То есть условиями данной стимулирующей лотереи прямо предусмотрено предоставление уча­стникам лотереи возможности игры на лотерейном оборудовании, при этом возможным последствием этой игры является выигрыш участником баллов, за которые участнику может быть выплачена сумма выигрыша в денежном эквиваленте.

Довод представителя Общества о том, что ООО «Развлекательный центр» проводило стимулирующую лотерею в соответствии с требованиями Федерального закона от 11.11.2003 № 138-Ф3 «О лотереях», судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон № 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 названного закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Таким образом, стимулирующая лотерея должна оформляться выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Кроме того, при осуществлении лотереи любого вида размер выигрыша должен всегда определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2009 № 05-03-08/19.

Из материалов дела следует, что фактически используемое Обществом оборудование само определяет размер выигрыша случайным образом, который впоследствии переводится в денежные средства и выплачивается посетителю.

Согласно имеющемуся в материалах дела объяснению гражданина ФИО3, 23.07.2010 года он находился в развлекательном клубе принадлежащем ООО «Развлекательный центр», расположенном в г. Елизово в районе дома № 15 по ул. Ленина.Он дал оператору 500 рублей и начал игру. Оператор на игровом оборудовании ввела 500 баллов, после чего он выиграл 5000 баллов на сумму 5000 рублей. Оператор отдала ему выигрыш в сумме 5000 рублей. Когда он только начал игру дав оператору 500 рублей, она ему ничего не давала. ФИО3 попробовал сыграть еще раз, заплатил оператору также 500 рублей, оператор также вбила в игровой автомат баллы, но он проиграл.

Из объяснений законного представителя Общества следует, что для участия в лотерее необходимо: приобрести продукцию из всего перечня товаров (спички, зажигалки, ручки с логотипом «Мир лотереи»), реализуемых Обществом по договорам комиссии, субкомиссии и иным договорам, в местах реализации; предъявить чек и стать участником лотереи; при предъявлении чека, на нем проставляется фраза «погашено», после этого чеки с данными отметками участвовать в акции не могут; все участники соглашаются, что проданный товар или обмену не подлежит; каждый покупатель купивший товар Общества получает подарочные баллы, которые, участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании. При этом выигрыши участникам выдаются по расписке либо по расходному ордеру, если сумма выигрыша составляет более 4000 рублей. Розыгрыш призового фонда производится на лотерейном оборудовании AVK Game (LG) и (LP), на основе введенной информации посредством выпадения комбинации символов, которые определены как выигрышные (в зависимости от типа лотерейного оборудования), которые являются самостоятельными лотерейными единицами, не объединёнными в единую лотерейную систему с помощью средств связи к основному вычислительному центру, определяющими выигрышные игровые комбинации и размер выигрыша. Перед началом розыгрыша призового фонда лотереи оператор заносит данные в лотерейное оборудование и включает процесс розыгрыша, результат которого выводится на экран монитора в виде комбинации символов по принципу, указанному выше. Победитель может забрать приз непосредственно сразу после проведения розыгрыша.

Из имеющихся в материалах дела объяснений оператора развлекательного центра ФИО4 следует, что товар выдается клиентам зала в зависимости от даваемых клиентами денежных купюр. При предоставлении клиентом купюры номиналом 100 рублей выдается спичечный коробок, 500 рублей – зажигалка, 1000 рублей – шариковая ручка.

Кроме того, как установлено судом, условиями проведения стимулирующей лотереи «Поймай удачу» предусмотрено предоставление участникам лотереи возможности игры на игровом оборудовании, при этом возможным последствием этой игры является выигрыш участником баллов, за которые Общество выплачивает участнику лотереи сумму выигрыша в денежном эквиваленте. Следовательно, по своему существу осуществляемая Обществом деятельность является не стимулирующей лотереей для повышения спроса на товар (при том, что ассортимент реализуемого Обществом товара существенно ограничен, а цена – значительно завышена (коробок спичек - 100 рублей, зажигалка - 500 рублей, ручка – 1000 рублей), а носит признаки деятельности по проведению азартных игр.

Из материалов дела следует, что фактически используемое Обществом оборудование само определяет размер выигрыша случайным образом, который впоследствии переводится в денежные средства и выплачивается посетителю.

Следовательно, исходя из условий лотереи, а также комплекса действий ее участников и Общества, осуществляемая Обществом деятельность является не стимулирующей лотереей для повышения спроса на товар ООО «Евромир», а является деятельностью по проведению азартных игр без соответствующего разрешения.

Указанный факт также подтвержден протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, фото материалами, объяснениями оператора, генерального директора, менеджера и гражданина ФИО3, посетившего игровое заведение.

Представителем Общества в подтверждение доводов о том, что автоматы являются лотерейными автоматами, в судебное заседание представлена копия экспертного заключения № 981 от 03.08.2009, которое судом не принимается как доказательство, свидетельствующее о невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку из данного заключения следует, что обследованию подлежали лотерейный автомат АVKGame (L) серии AVKGame (LP), лотерейный автомат АVKGame (L) серии AVKGame (LG). Перед началом проведения исследования из аппаратов были извлечены электронные платы и произведен анализ аппаратной составляющей плат. При этом электронные платы, изъятые при осмотре места происшествия и находящиеся при деле об административном правонарушении, исследованию не подвергались.

Довод представителя Общества об аналогии названных лотерейных автоматов, в данном случае электронной платы, с теми платами, которые изъяты при осмотре места происшествия, не может иметь правового значения, поскольку доказательств идентичности таких автоматов не представлено.

Суд критически относится к представленному представителем Общества протоколу заседания тиражной комиссии от 23.07.2010 года, поскольку данный документ Обществом в ходе производства по делу об административном правонарушении административному органу не представлялся. Кроме того, согласно вышеуказанным объяснениям гражданина ФИО3 его выигрыш на игровом оборудовании составил 5000 рублей. Данный выигрыш в представленном протоколе заседания тиражной комиссии не отражен.

Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, также является доказанной, поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации.

Напротив, суд считает, что действия Общества были направлены на желание уйти от ответственности и под видом проведения лотереи завуалировать факт осуществления деятельности без специального на то разрешения.

Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, вступая в правоотношения в области лицензирования, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт осуществления обществом деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения, наличие полномочий административного органа и оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заявление Елизовской городской прокуратуры о привлечении Общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей без конфискации.

Согласно частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Развлекательный центр», имеющее основной государственный регистрационный номер 1104101001630, место нахождения: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Изъятые материнские платы в количестве 25 штук: № 0000004749, 0000005135, 0000005125, 0000005123, 0000005130, 0000004750, 0000005126, 0000004746, 0000005128, 0000005133, 0000004753, 0000005132, 0000004747, 0000005134, 0000004752, 0000004751, 0000005131, 0000004755, 0000004748, 0000004754, 0000004756, 0000005127, 0000005124, 0000005129, 0000004745 вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Развлекательный центр».

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Прокуратура Камчатского края)

Счет 40101810100000010001

ИНН <***>

ОКАТО 30401000000

БИК 043002001

КБК 41511690010010000140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Довгалюк Д.Н.