ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3438/2021 от 02.09.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3438/2021

02 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сновидовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

ФИО1 (ИНН <***>)

к

Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи от 01.07.2021 ГРН 418410100137034 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; об обязании исключить регистрационную запись

при участии:

от заявителя:

ФИО2 – представитель по доверенности от 30.07.2021 (сроком на 3 года),

от УФНС по Камчатскому краю:

ФИО3 – представитель по доверенности от 16.12.2020 № 24-33/12528 (сроком до 31.12.2021 ),

установил:

ФИО1 (ИНН <***>) (далее – заявитель, ФИО1) обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее – Управление, налоговый орган) по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи от 01.07.2021 ГРН 418410100137034 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и возложении обязанности исключить данную регистрационную запись.

Представитель заявителя требования поддержал. Пояснил, что в заявлении допущена ошибка при указании номера регистрационной записи, которую оспаривает заявитель, в связи с чем уточнил, что оспаривает запись под государственным регистрационным номером 421410000105372.

Представитель налогового органа требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является гражданином республики Узбекистан.

18.09.2017 ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее по тексту –ЕГРИП) внесена соответствующая запись.

01.07.2021 Управлением в ЕГРИП внесена запись № 421410000105372 о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Полагая, что действия Управления по внесению записи о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию является вид на жительство. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту ­– Закон № 129-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

В силу пункта 9 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (пункт 11 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ).

Из материалов дела и пояснений представителя налогового органа следует, что запись о прекращении деятельности ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя внесена в связи с окончанием срока действия вида на жительство иностранного гражданина (17.06.2021).

Вместе с тем, на момент внесения в ЕГРИП спорной записи от 01.07.2021 ФИО1 имел вид на жительство иностранного гражданина от 19.01.2021 без ограничения срока действия, что свидетельствует об отсутствии оснований для внесения записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Место жительства иностранного гражданина не изменилось.

В обоснование возражений Управление ссылается на то обстоятельство, что на момент окончания срока действия вида на жительство у Управления отсутствовали сведения о его продлении.

Указанные возражения судом отклоняются, поскольку пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации», утверждено приложение № 6 «Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации», которое включает в том числе сведения о документе, удостоверяющем личность, а также сведения о дате снятия с миграционного учета.

Таким образом, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания) предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче иностранным гражданам вида на жительство в Российской Федерации, а в соответствии со статьей 85 НК РФ указанные сведения органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет), обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки.

На основании изложенного суд признал, что спорная запись противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

ФИО1 также заявлено требование о возложении на Управление обязанности исключить спорную запись из ЕГРИП.

Вместе с тем, суд, руководствуясь статьей 5 Закона № 129-ФЗ, пунктом 9 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденного Приказом Минфина России от 30.10.2017 № 165н, принимает довод Управления о том, что изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку действующим законодательством Управлению не предоставлены полномочия по исключению записи в ЕГРИП, а изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись, суд возлагает на Управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРИП запись о недействительности записи от 01.07.2021 за государственным регистрационным номером 21410000105372.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, понесенные заявителем при обращении в суд, в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с Управления в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи от 01.07.2021 ГРН 421410000105372 о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о недействительности записи от 01.07.2021 за государственным регистрационным номером 21410000105372.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1 300 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья А.А. Копылова