АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-345/2010
18 февраля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белоусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя
ФИО2 – представитель по доверенности от 24.10.2008 года (сроком на три года),
от лица, привлекаемого к административной ответственности
ФИО1 лично
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Предприниматель в судебном заседании требование о привлечении его к административной ответственности признал частично. Пояснил суду, что расписание движения им не составлялось, поскольку точное соблюдение графика движения по расписанию на практике невозможно, так как автобусы отправляются от конечных точек маршрута согласно очередности, а не расписания. Оформлять должностную инструкции полагает нет необходимости, поскольку он сам является ответственным лицом по обеспечению безопасности дорожного движения. Также полагает устаревшими требования о проведении ТО-1 и ТО-2, согласно приказу Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, в связи с чем графики прохождения ТО-1 и ТО-2 им не составлялись. Также пояснил суду, что с остальными нарушениями, указанными в протоколе об административном правонарушении, он согласен.
Выслушав пояснения представителя заявителя и предпринимателя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что заявление управления о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (основной государственный регистрационный номер 305410111000075) и оказывает услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия № АСС-41-101339 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выдана предпринимателю 18.05.2005 года. Срок действия лицензии по 17.05.2010 года.
В период с 11.01.2010 по 20.01.2010 года государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО3 была проведена плановая проверка по соблюдению условий лицензирования индивидуальным предпринимателем ФИО1
В ходе указанной проверки установлены следующие нарушения условий лицензирования:
- отсутствует расписание движения на регулярных пассажирских перевозках пассажиров по установленному маршруту (п.п. 5.2.2, 5.2.3 приказа Минтранса России № 2 от 08.01.1997, п. 5.7.3 приказа Минтранса России № 27 от 09.03.1995, Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112р II);
- заполнение реквизитов путевой документации не соответствует установленным требованиям (п. 6.3 приказа Минтранса России № 152 от 18.09.2008;
- отсутствует должностная инструкция ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 2 приказа Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994);
- отсутствует график проведения ТО-1, ТО-2 (п. 2.5.2 приказа Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994);
- отсутствует квалификационная подготовка по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом (приказ Минтранса России № 75 от 22.06.1998);
- не соблюдается режим рабочего времени и времени отдыха водителя ФИО1 (п. 7 приказа Минтранса России № 15 от 20.08.2004).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № 18 от 29.01.2010 года. По факту выявленных нарушений вышеуказанным должностным лицом в отношении предпринимателя и в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении № 8 от 29.01.2010 года.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 Закона № 128-ФЗ лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637.
Согласно подпункту «б» пункта 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с Положением от 08.01.1997 № 2 «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации, владельцы автобусов обязаны: разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами (пункт 5.2.2.); обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности) (пункт 5.2.3).
Согласно пунктам 17 и 18 раздела III Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
Согласно п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
Пунктом 6 названных Обязательных реквизитов предусмотрено, что сведения о транспортном средстве включают: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Согласно пункту 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с Приказом Минтранса от 09.03.1995 № 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, устанавливающее основные задачи и требования к организации по обеспечению безопасности дорожного движения, профессиональной надежности водительского состава, эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечении безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса.
Пунктом 4.2 названного Положения определено, что организации и водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, должны иметь сертификат на услуги по техническому обслуживанию и ремонту, подлежащие обязательной сертификации, при наличии в регионе органа по сертификации этих услуг, аккредитованного в установленном порядке.
Согласно п. 2.5 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.07.1984, (далее – Положение о техническом обслуживании и ремонте) техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
В соответствии с п. 2.6 названного Положения ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Таблицей 2.1 приведенного Положения установлена периодичность технического обслуживания автобусов, а именно ТО-1 – через 3500 километров, ТО-2 – через 14000 километров.
Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 утверждены квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, раздел 1 которых определяет, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным в квалификационных требованиях специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Для организации деятельности по перевозки и управлению на транспорте необходимо наличие среднего специального образования.
Согласно пункту 2 приказа Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
Согласно пунктам 7 и 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Как подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, а также имеющимися в материалах дела путевыми листами деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с нарушением предпринимателем условий лицензирования.
Протокол об административном правонарушении подписан предпринимателем без замечаний.
При указанных обстоятельствах суд считает установленным факт совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 вменяемого ему административного правонарушения.
Доводы предпринимателя об отсутствии необходимости в составлении расписания движения, оформлении должностной инструкции ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения, а также в составлении графика проведения ТО-1 и ТО-2, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
При указанных обстоятельствах и учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения предпринимателем условий лицензирования, наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Учитывая отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд считает возможным определить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющего основной государственный регистрационный номер 305410111000075, проживающего в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)
Счет 40101810100000010001
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 10611690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Д.Н. Довгалюк