ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-347/10 от 18.02.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-347/2010

27 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО2– представитель по доверенности
 от 24.10.2008 сроком на три года,

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

ФИО1 – паспорт <...> выдан 3-м ПО ПВС УВД г.Петропавловска-Камчатского 12.04.2003

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель Управления в судебном заседании заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности поддержала в полном объеме.

Предприниматель в судебном заседании факт совершения правонарушения в части несоответствия внешней и внутренней экипировки установленным требованиям признал, в настоящее время допущенные нарушения устранены, вместе с тем, возражал против того, что отсутствует паспорт маршрута №7. Пояснил, что паспорт маршрута имеется, утвержден предпринимателем. Также указал, что в протокол были внесены исправления, в связи с чем, он с ним не согласен.

Выслушав объяснения представителя административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (основной государственный регистрационный номер 308410133700035), и оказывает услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия № АСС 41 101920 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выдана предпринимателю 17.02.2009. Срок действия лицензии по 16.02.2014.

22.01.2010 государственным инспектором Управления автодорожного надзора по Камчатскому краю ФИО3 на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю №09 от 18.01.2010 проведена проверка автобуса ПАЗ-672 государственный регистрационный номер АА 890, осуществляющего перевозку пассажиров на маршруте «Автостанция – Школа №32» и принадлежащего предпринимателю.

В ходе проверки установлено, что 22.01.2010 в 10 часов 10 минут ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, с нарушением условий лицензирования, а именно: отсутствует (не составлен) и не утвержден паспорт маршрута №7 («Автостанция – Школа №32»); внешняя экипировка не соответствует паспорту маршрута и маршруту движения, внутренняя экипировка не соответствует требованиям (отсутствует ФИО владельца транспортного средства, номер телефона, номер телефона контролирующего органа, отсутствует правило пользование транспортным средством).

Результаты проверки оформлены актом № 5 от 22.01.2010. По факту выявленных нарушений вышеуказанным должностным лицом в отношении предпринимателя и в его присутствии составлен протокол №04 от 25.01. 2010 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол подписан предпринимателем с собственноручным указанием о несогласии с данным протоколом. Копия протокола вручена предпринимателю 25.01.2010.

При этом изначально в протоколе было указано, что предприниматель согласен с вменяемыми правонарушениями, а затем, 25.01.2010 его вызвали повторно и внесли в протокол изменения о том, что паспорт маршрута не только не утвержден, но и отсутствует. В связи с чем предприниматель добавил, что не согласен с протоколом.

Полномочия государственного инспектора территориального органа Ростанснадзора на составление протоколов об административных правонарушениях определены приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938ФС (зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2007 № 10512).

В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В силу ст. 2 Закона №128-ФЗ лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637.

В соответствии с подпунктами «б» пункта 4  Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с п. 5.2.1 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, организация перевозок на новых и действующих автобусных маршрутах осуществляется в установленном порядке. Владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Решением ФИО4 от 05.07.2005 № 177-р (ред. от 26.02.2009) "Об утверждении Временного положения по организации транспортного обслуживания населения на регулярных городских маршрутах Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования" (далее – Положение) установлено, что организация транспортного обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа включает в себя:

- утверждение маршрутной сети общественного транспорта Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования;

- согласование расписания движения автобусов по установленным маршрутам;

- введение единой тарифной политики по оплате проезда на общественном транспорте, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно пункту 3 указанного Положения единая маршрутная сеть в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - городской округ) формируется на основании обследований пассажиропотоков, предложений жителей городского округа и перевозчиков и утверждается постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа. Целесообразность открытия, закрытия маршрутов и внесения изменений в действующую единую маршрутную сеть определяется по результатам работы комиссии, состав которой утверждается распоряжением главы Петропавловск-Камчатского городского округа, на основании соответствия маршрутов требованиям безопасности движения, анализа пассажиропотоков, который проводится как по инициативе администрации городского округа, так и по просьбам и заявлениям депутатов Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, населения, общественных объединений, перевозчиков.

В пп. 29 п. 44 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа (ред. от 02.07.2009) установлено, что Администрация городского округа в лице ее органов реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления, в том числе: организацию работы транспортных предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждение маршрутов и графиков движения общественного местного транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории города.

Таким уполномоченным органом в г.Петропавловске-Камчатском является МАУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства», с которым и должен быть согласован паспорт маршрута.

Аналогичные положения содержаться в Приказе Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", который устанавливает форму паспорта маршрута, инструкцию по его заполнению, а также указание на необходимость его утверждения транспортным управлением.

Таким образом, исходя из толкования вышеназванных правовых норм, паспорт маршрута утверждается по согласованию с соответствующим уполномоченным органом.

Как установлено судом, у ФИО1 отсутствует паспорт маршрута, отвечающий вышеуказанным требованиям и утвержденный в установленном порядке.

Как пояснил предприниматель в судебном заседании, он не знал об этой обязанности и полагал, что паспорт на маршрут должен быть утвержден непосредственно самостоятельно предпринимателем.

При этом во время проверки предпринимателем была представлена копия паспорта маршрута, по которой он осуществлял перевозку, будучи работником МУП «Автобусный парк», в дальнейшем после регистрации в качестве предпринимателя ФИО1 самостоятельно не был разработан паспорт маршрута, по которому он осуществляет деятельность.

Таким образом, Управлением обосновано расценен представленный паспорт маршрута, как его отсутствие, поскольку предприниматель обязан разработать и согласовать с органами местного самоуправления паспорт маршрута и схему движения, а неисполнение данной обязанности является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которое квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

Пунктом 30 Правил, установлено, что на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

В силу пункта 36 Правил над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Пунктом 37 правил установлено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В протоколе от 25.01.2010 № 04 и акте проверки от 22.01.2009 № 5 отражено несоответствие экипировки транспортного средства Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, выразившиеся в отсутствие указателей маршрута, соответствующих маршруту движения и указания ФИО владельца транспортного средства, номер телефона, номер телефона контролирующего органа, а также в отсутствии правил пользования транспортным средством. Предприниматель не оспаривал в судебном заседании, что на момент проведения проверки имели место указанные нарушения, что также подтверждается представленными фотографиями.

При этом суд находит несущественными нарушения в части внесения исправлений в пункт первый протокола, а именно: указание на то, что паспорт маршрута не составлен (отсутствует), поскольку предприниматель с указанными дополнениями, ознакомлен и собственноручно указал о несогласии с последним.

Кроме этого, в акте проверки инспектором зафиксирован, что паспорт маршрута отсутствует, а в дополнительных замечаниях указано, что не согласован и не утвержден МАУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства».

Как следует из установленных судом обстоятельств и подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, вышеперечисленные требования нормативных правовых актов Минтранса России и Правительства РФ предпринимателем не были соблюдены, деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с нарушением предпринимателем условий лицензирования.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если законом не установлено иное.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

При указанных обстоятельствах и учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения предпринимателем условий лицензирования, на день рассмотрения заявления в суде двухмесячный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности не истёк, заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.

При назначении административного наказания судом принимается во внимание, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, отсутствуют отягчающие его вину обстоятельства, в связи с чем полагает, что административное наказание может быть назначено предпринимателю в пределах минимальной санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно в размере 3 000, 00 руб.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (основной государственный регистрационный номер 308410133700035, место жительства - <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Предложить лицу, привлекаемому к административной ответственности, зачислить сумму штрафа по следующим реквизитам:

ИНН <***>

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю

(Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)

счет 40101810100000010001

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю

ОКАТО 30401000000

г. Петропавловск-Камчатский

БИК 043002001

КОД 10611690040040000140.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья О.Н. Бляхер