ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3547/11 от 28.09.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3547/2011

30 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Поскребышевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Топографическое бюро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности № 42 от 20.06.2011 (сроком до 31.12.2011)

от лица, привлекаемого к административной ответственности

не явились

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее – заявитель, административный орган, УФРС по Камчатскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Топографическое бюро» (далее – Общество, ООО «Топографическое бюро») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель УФРС по Камчатскому краю в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении № 12/2011 от 12.08.2011 за нарушение условий лицензии № 41-00002Г от 28.10.2010 явились копии 1 и 3 страницы межевых планов, поступивших с письмом федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Камчатскому краю № 2114 от 21.07.2011 в количестве 64 дел на основании протокола координационного совещания от 08.07.2011.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

В связи с надлежащим извещением лица, привлекаемого к административной ответственности, дело рассматривается по существу заявленных требований в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ.

Выслушав объяснения представителя административного органа, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, Общество имеет лицензию № 41-00002Г от 28.10.2010 на право осуществления геодезической деятельности.

Сопроводительным письмом № 2114 от 21.07.2011 федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Камчатскому краю направило в административный орган копии 1 и 3 страницы межевых планов в количестве 64 дел, в том числе межевой план № 4103/102/11-16, изготовленный Обществом 21.07.2011.

УФРС по Камчатскому краю, рассмотрев межевой план 4103/102/11-16 от 21.07.2011, установило, что Общество в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым № 41:03:010101:101, расположенного в с. Никольское Алеутского района Камчатского края, выполнило кадастровые работы. В качестве геодезической основы были использованы пункты триангуляции № 84 и полигонометрии № 115. ООО «Топографическое бюро» за получением разрешения на использование координат и высот государственных геодезических пунктов в органы государственного геодезического надзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало, оплату за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда не производило.

Административным органом 12.08.2011 составлен протокол об административном правонарушении № 12/2011, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), пунктами 42, 43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 Федерального закона № 209-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412).

Таким образом, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Из межевого плана, выполненного Обществом 20.07.2011, видно, что при его составлении ООО «Топографическое бюро» определяло координаты характерных точек границ земельного участка с использованием геодезического оборудования: электронного тахеометра Nivo 5.М (л.д. 38, 39).

Названные работы проведены в соответствии с договором № 215 от 07.09.2010 «О проведении межевания объектов землеустройства и подготовку землеустроительной документации», заключенным между ООО «Топографическое бюро» и федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (л.д. 49-50).

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения) нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

Согласно пункту 10.3 «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93», утвержденной Роскартографией 15.10.1993, обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Из пункта 2.5 «Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда», утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002 № 114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения № 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

Кроме того, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона № 209-ФЗ за пользование являющимися объектами исключительного права материалами и данными из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов взимается вознаграждение в соответствии с гражданским законодательством. Порядок определения размера вознаграждения за пользование указанными материалами и данными из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приказом Роскартографии № 104-пр от 30.08.2007 утверждены «Размеры платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда», предусматривающие, в том числе, внесение платы за использование данных координат пунктов государственной геодезической сети.

Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении выполнении геодезических работ должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У Общества имелась возможность для соблюдения требований, вышеприведённых норм действующего законодательства, однако ООО «Топографическое бюро» не предприняло всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности.

Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в области геодезии и картографии, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что нарушение, выразившееся в отсутствии у Общества разрешения на использование координат и высот государственных геодезических пунктов, является нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а, поэтому, учитывая наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявление УФРС по Камчатскому краю о привлечении ООО «Топографическое бюро» к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Топографическое бюро», не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждением является мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме, и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, а также отсутствие в деле сведений о том, что Общество на момент совершения деяния по данному делу не впервые совершило административное правонарушение, а также сведений о наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Топографическое бюро», имеющее основной государственный регистрационный номер <***>, находящееся в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья И.Ю. Жалудь