ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3676/09 от 02.09.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3676/2009

03 сентября 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Е.B. Вертопраховой, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

общества с ограниченной ответственностью рыбная компания "Лунтос"

к

Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае

о признании незаконным постановления № 30-1-09/217 от 30.07.2009

при участии:

от заявителя:

– Ромадова В.Н. представитель по доверенности
 № 01/09 от 10.01.2009 (сроком на три года);

от ТУ ФСФБН в Камчатском крае:

-Болтенко К.А. представитель по доверенности
 № 5 от 12.01.2009 (сроком до 31.12.2009)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью рыбная компания «Лунтос» (далее – заявитель, ООО РК «Лунтос»; общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее - Управление Росфиннадзора в Камчатском крае; административный орган; ответчик) о назначении административного наказания от 30.07.2009 № 30-1-09/217, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.

По мнению заявителя, поскольку изменения в контракт от 03.01.2008 в части сроков исполнения обязательств за весь период действия контракта не вносились, основания для переоформления паспорта сделки у общества отсутствовали.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на письмо Центрального Банка Российской Федерации (далее – Банк России) от 26.02.2008 № 12-1-5/378.

В судебном заседании представитель общества поддержала требование в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении. Приобщила копию Письма Центрального Банка Российской Федерации от 26.02.2008 № 12-1-5/378, контракт на техническое обслуживание судна PJBK 080103-2 от 03.01.2008, паспорт сделки от 11.01.2008 № 08010002/0545/0000/4/0 с датой завершения исполнения обязательств по контракту в графе 6 - 30.04.2008, и паспорт сделки с датой завершения исполнения обязательств по контракту – 07.05.2008, заявление на перевод № 160 от 07.08.2008, справку о валютных операциях от 07.08.2008, справку о подтверждающих документах от 25.03.2008, письма компании – нерезидента от 01.10.2008 и от 07.04.2008, а также пояснение к исковому заявлению в материалы дела.

Административный орган направил в суд отзыв на заявление вместе с делом № 30-1-09/217 об административном правонарушении. В отзыве ответчик просит отказать обществу в заявлении о признании незаконным оспариваемого постановления, в связи с его необоснованностью. Считает, что факт нарушения заявителем Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) установлен административным органом и подтверждается материалами дела.

Представитель Управления Росфиннадзора в Камчатском крае в судебном заседании заявленные требования не признала по изложенным в отзыве доводам.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 09.07.2009 начальником отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в котором указано, что в нарушение единых установленных правил оформления паспортов сделок ООО РК «Лунтос» не представило в Уполномоченный банк в срок не позднее 07.08.2008 документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции № 117-И для переоформления паспорта сделки

№ 08010002/0545/0000/4/0.

По результатам административного расследования 24.07.2009 полномочным лицом - начальником отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае при участии законного представителя общества – генерального директора Ищенко А.И. составлен протокол № 30-1-09/217 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы административного дела и протокол в отношении общества, руководитель Управления Росфиннадзора в Камчатском крае Горюнов С.Н. 30.07.2009 вынес постановление № 30-1-09/217 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как установлено судом, ООО РК «Лунтос» (владелец) и корейская компания «P.J. BrandKoreaCo. LTD» (подрядчик) 03.01.2008 заключили контракт № PJBK080103-2, предметом которого является постановка в сухой док и проведение общего технического обслуживания судна «Альтаир», принадлежащего владельцу.

В соответствии с разделом 1 контракта стоимость работ составляет 298489,08 долларов США.

Согласно разделу 4 контракта окончательная согласованная сумма должна быть выплачена владельцем на следующих условиях: 50 % стоимости работ должны быть оплачены на день передачи судна после ремонта и остаток окончательной стоимости должен быть выплачен в течение 2 месяцев после передачи судна из ремонта на счет подрядчика.

Пункт 9 контракта устанавливает, что настоящий контракт остается в силе до тех пор, пока не будет произведена полная оплата за выполненные работы, согласно условиям раздела 4.

По данному контракту в ОАО «Камчаткомагропромбанк» оформлен паспорт сделки (далее - ПС) № 08010002/0545/0000/4/0, с указанием в разделе 3 «общие сведения о контракте» в графе 5 «сумма» - 298489,08 в графе 6 «дата завершения исполнения обязательств по контракту» - 30.04.2008.

В связи с увеличением стоимости работ до 415392,16 долларов США (счет от 07.03.2008), обществом 25.03.2008 переоформлен ПС с указанием в разделе 3 «общие сведения о контракте» в графе 5 «сумма» - 415392,16; дата завершения исполнения обязательств по контракту в графе 6 указана – 07.05.2008.

В оплату выполненных работ, обществом, в период с 16.04.2008 по 20.11.2008, в пользу нерезидента произведены платежи всего на сумму 415392,16 долларов США, в том числе, 07.08.2008 в сумме 40000 долларов США, то есть за пределами срока исполнения обязательств – 07.05.2008, указанного в переоформленном паспорте сделки (ведомость банковского контроля, заявление на перевод № 160 от 07.08.2008).

Согласно подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) валютными операциями признаются приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк Российской Федерации, который издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов (ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона о № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Статьей 20 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией № 117-И.

Согласно пункту 3.3 Инструкции № 117-И в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.

Пунктами 3.15, 3.15 (1) главы 3 Инструкции № 117-И предусмотрено, что в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС документы, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.

В соответствии с пунктом 3.16 Инструкции переоформление ПС производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции, согласно которой в графе 6 раздела 3 ПС в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается предусмотренная контрактом дата завершения исполнения всех обязательств по контракту. Если условиями контракта не установлена точная дата завершения исполнения всех обязательств по контракту, то в графе 6 раздела 3 проставляется рассчитанная резидентом самостоятельно исходя из условий контракта дата завершения исполнения всех обязательств по контракту.

Из анализа приведенных норм права в их взаимосвязи с положениями Закона №173-ФЗ следует, что в случае любых изменений в паспорте сделки (за исключением оговоренных) резидент обязан переоформить паспорт сделки с указанием достоверных сведений, что обусловлено необходимостью осуществления возложенных на органы Росфиннадзора функций и реализации принципов валютного контроля.

Согласно статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Таким образом, суд полагает, что в рассматриваемом случае обязательства сторон, в том числе, по перечислению денежных средств, должны быть исполнены в период действия контракта.

Согласно графе 6 раздела 3 переоформленного ПС № 08010002/0545/0000/4/0 «дата завершения исполнения обязательств по контракту» указана обществом 07.05.2008.

Вместе с тем, на дату окончания действия контракта (07.05.2008) резидентом не были произведены платежи в объеме, определенном контрактом.

Как видно из справки о валютных операциях от 07.08.2008, раздела 2 «Сведения о платежах» ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 08010002/0545/0000/4/0 07.08.2008 ООО РК «Лунтос» произвело платеж в счет исполнения обязательств по контракту № PJBK080103-1 в сумме 40 000 долларов США.

Таким образом, в силу п.3.15 и п.3.151 Инструкции № 117-И обществу необходимо было переоформить ПС в уполномоченном банке с учетом соответствующих изменений не позднее дня проведения валютной операции, т.е. не позднее 07.08.2008.

Суд приходит к выводу о том, что не исполнив свои обязательства по оплате до 07.05.2008, общество уже с указанной даты знало, что дата завершения исполнения обязательств по контракту указана в ПС неверно, то есть заявленные в ПС сведения являются недостоверными. В то же время ООО РК «Лунтос» не предприняло никаких мер по переоформлению паспорта сделки с учетом того, что законодатель позволяет рассчитать данный срок самостоятельно, исходя из условий контракта.

При таких обстоятельствах, ООО РК «Лунтос» не обеспечило выполнение требований статей 20, 24 Федерального закона № 173-ФЗ и пунктов 3.3, 3.15, 3.15(1), 3.16 Инструкции № 117-И, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Судом отклоняется ссылка заявителя на письмо Центрального Банка Российской Федерации от 26.02.2008 № 12-1-5/378, поскольку данное письмо не обладает признаками нормативного правового акта, в связи с чем, не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования спорных правоотношений.

Поскольку факт совершения административного правонарушения со стороны заявителя установлен в ходе судебного разбирательства и подтвержден материалами дела, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае от 30.07.2009 № 30-1-09/217 о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб., следует признать законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах требования ООО РК «Лунтос» удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 104, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью рыбной компании «Лунтос» отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Е.B. Вертопрахова