ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3797/11 от 09.11.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3797/2011

14 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КРИСТАЛЛ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу № 04-16/132 от 17.08.2011 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности от 04.11.2011 (сроком до 14.11.2011),

ФИО2 – представитель по доверенности от 04.11.2011 (сроком до 14.11.2011)

от административного органа

не явились

установил:

общество с ограниченной ответственностью «КРИСТАЛЛ» (далее – заявитель, Общество, ООО «Кристалл») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу № 04-16/132 от 17.08.2011, которым заявитель привлечён к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ссылаясь на то, что Общество ошибочно указало в декларации по приложению № 7 данные о возврате ООО «Профи Эталон» алкогольной продукции в объеме 0,0649 тыс.дал. как «возврат алкогольной продукции от организации оптовой и розничной торговли», в то время как указанный возврат следовало отразить в Приложении № 6 как «сведения о возвратах алкогольной продукции поставщику». При этом итоговые данные в Приложении № 5 - объем возвращенной алкогольной продукции 0,0649 тыс.дал. верно указан в графе 16 «возврат поставщикам», что соответствует требованиям пп. 7.2 п. 7 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н «Об утверждении порядка заполнения деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Указанный пункт содержит порядок заполнения Приложения № 5 Декларации, которая является основной общей декларацией, в которой отражаются объемы оборота алкогольной продукции, с разбивкой по конкретным графам, а именно в данном случае с отражением в графе 16 «возврат поставщикам» - объем возвращаемой продукции поставщикам в соответствии с сопроводительными документами. Приложение № 6 декларации является детальной расшифровкой Приложения № 5, где в графе 16 указывается объем поставленной продукции. Если сравнить Приложения № 5 декларации графа 12 «Всего», в которую входит раздел Поставки и Приложения № 6 декларации графа 16 «Объем полученной продукции», то расхождений не наблюдается. Соответственно, Приложение № 7 декларации является детальной расшифровкой. Приложение № 5 декларации в части поставок алкогольной продукции, где в графе 16 указывается объем закупленной продукции. При сравнении Приложения № 5 Декларации графа 6 «Всего» в которую входит раздел Закупки и Приложения № 7 Декларации графа 16 «Объем полученной продукции», то расхождений не наблюдается. Так же во всех приложениях к декларации отражение возврата поставщикам выведено в отдельную графу. Таким образом, ООО «Кристалл» в Приложении № 5 к декларации отразило возврат поставщику правильно. Однако вследствие технической ошибки, связанной с особенностями настройки конфигурации программы 1С 8, в которой непосредственно формируются данные декларации, ООО «Кристалл» ошибочно отразило «Возврат поставщику» в приложении 7, а не в приложении 6, причем возврат во всех приложениях отражается в разных графах, что не ведет к искажению общего объема продукции ни по поставкам, не по закупкам.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный орган о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, а поэтому, в соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие не явившегося представителя административного органа.

Выслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как следует из материалов дела, ООО «Кристалл» имеет лицензию на закупку, хранение и постановки алкогольной продукции Б 062397 от 26.03.2007, выданной Управлением Федеральной налоговой службой по Камчатскому краю, сроком действия до 25.03.2012.

21.07.2011 Общество представило в административный орган «Декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме приложения № 5 (далее – декларация № 5), «Декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме приложения № 6 (далее – декларация № 6), «Декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» по форме приложения № 7 (далее – декларация № 7) на бумажнем носителе за 2 квартал 2011 года.

При рассмотрении деклараций об объемах оборота, закупки и поставки алкогольной продукции ООО «Кристалл» за 2 квартал 2011 года административный орган установил, что Обществом представлены недостоверные сведения по приложениям №№ 5, 6, 7, а именно: в декларации № 6 не указан возврат поставщику, но при заполнении декларации № 5 в графе «возврат поставщикам» общество по коду 230 (коньяков) отражает объем 0,0649 тыс.дал. При сравнении декларации № 5 с декларацией № 6 выявлено искажение данных, указанного объема возвращенной алкогольной продукции поставщику – возврат поставщику ООО «Профи Эталон» по коду 230 (коньяки) в объеме 0,06485 тыс.дал. При заполнении декларации № 7 Общество указало возврат поставщику по коду 230 (коньяки), который должен указываться в декларации № 6, а при заполнении декларации № 5 данный объем по коду 230 (коньяки) не отражен, что является нарушением п.п. 12 п. 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), за что предусмотрена административная ответственность по статье 15.13 КоАП РФ.

По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 04-16/132 от 09.08.2011, на основании которого 17.08.2011 вынесено оспариваемое постановление о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 30000,00 руб.

Не согласившись с названным постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 25 АПК РФ.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пунктом 4 которого предусмотрено, что декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается искажение декларации об объеме производства и оборота этилового спирта либо алкогольной продукции.

Приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24н утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которому декларация № 5 заполняется организациями, имеющими лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Декларация № 6 заполняется организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции. Декларация № 7 заполняется организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также организациями, закупающими этиловый спирт, в том числе денатурат, на технические или иные цели, не связанные с производством денатурата, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в объеме свыше 200 дал в год (пункты 7.1, 8.1 и 9.1).

Пунктами 7.2 и 8.2 Порядка заполнения деклараций в декларации № 5 указывается в графе 16 «возврат поставщикам» - объем возвращенной продукции поставщикам в соответствии с сопроводительными документами; в декларации № 6 указывается: в графе 16 «Объем поставленной продукции» - объем поставленной продукции.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных и юридических лиц, в том числе за включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных.

Таким образом, привлечение к административной ответственности по названной статье КоАП РФ возможно лишь при доказанности умышленной вины лица во включении в декларацию искаженных данных.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 Кодекса).

Частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу должно доказать умышленную вину Общества в совершении правонарушения.

Из материалов дела следует, что Общество в декларации по приложению № 7 указало данные о возврате ООО «Профи Эталон» алкогольной продукции в объеме 0,0649 тыс.дал как «возврат алкогольной продукции от организации оптовой и розничной торговли». Названные сведения должны быть отражены в Приложении № 6 как сведения «возврат алкогольной продукции поставщику». Итоговые данные в приложении № 5 - объем возвращенной алкогольной продукции 0,0649 тыс.дал. верно указан в графе 16 «возврат поставщикам», что соответствует требованиям пп. 7.2 п. 7 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 № 24н «Об утверждении порядка заполнения деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (т. 1 л.д. 49-57, 58-60, т. 3 л.д. 145-197, т. 4 л.д. 1-184, т. 5 л.д. 1-223).

05.08.2011 Общество представило в административный орган корректирующие декларации №№ 6 и 7 за 2 квартал 2011 года (т. 1 л.д. 61-69, 70-203, т. 2 л.д. 1-184, т. 3 л.д. 1-142).

Ошибочное указание в декларации № 7 вместо декларации № 6 объема возвращенной алкогольной продукции 0,0649 тыс.дал. в графе 16 «возврат поставщикам» не свидетельствует о внесении ООО «Кристалл» заведомо искаженных данных в соответствующие декларации, при том, что это никак не повлияло на объем поставленной алкогольной продукции в целом, и не повлекло за собой искажение итоговых данных в приложении № 5 - объем возвращенной алкогольной продукции 0,0649 тыс.дал. в графе 16 «возврат поставщикам».

Кроме того, Общество представило в административный орган уточненные декларации за 2 квартал 2010 года, в которых устранило отмеченные неточности.

Учитывая названные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано заведомость искажения Обществом сведений в декларации об использовании этилового спирта, в связи с чем арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом в деянии Обществом не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Данная правовая позиция подтверждается соответствующей правовой практикой Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.12.2009 № Ф03-6667/2009 по делу № А51-10476/2009, от 12.07.2010 № Ф03-4832/2010 по делу № А04-1037/2010.

Согласно положениям статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения или о его изменении.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу № 04-16/132 от 17.08.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КРИСТАЛЛ» к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья И.Ю. Жалудь