ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-3803/10 от 19.10.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3803/2010

22 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2010 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя

ФИО2 – представитель по доверенности
 от 24.10.2008, на три года;

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

ФИО1 – лично

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель административного органа поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что сведения об организаторе мероприятия «День Вулкана», с которым предприниматель должен был заключить договор фрахтования, у него отсутствуют.

Предприниматель в судебном заседании факт осуществления перевозки пассажиров по маршруту г. Петропавловск-Камчатский – вулкан Авачинский не оспаривал.

Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе от 18.12.1997 № 41 000232207 (основной государственный регистрационный номер 304410134400679).

Оказание услуг по перевозке пассажиров на коммерческой основе подлежит обязательному лицензированию в соответствии с пунктом 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Предприниматель осуществляет перевозку пассажиров автобусом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии от 05.02.2008 № АСС-41-101695.

Как следует из материалов дела, 27 августа 2010 года государственным инспектором ФИО3 проведена проверка автобуса «ПАЗ-3205» (государственный номер АА 425).

В ходе проверки установлено, что 27.08.2010 в 14 часов 40 минут ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров по заказу по маршруту «г. Петропавловск-Камчатский – вулкан Авачинский» автобусом «ПАЗ-3205», оборудованным для перевозки более 8 человек, с нарушением условий лицензирования, выразившемся в отсутствии договора фрахтования (заказа-наряда).

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 27.08.2010 № 126.

На основании акта проверки государственным инспектором ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол от 30.08.2010 № 115 об административном правонарушении, за которое частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий.

В соответствии с подпунктом 6.4.7 пункта 6.4 Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 августа 2009 г. № ВП-924фс) Управление осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В данный перечень включены начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

С учетом вышеизложенного суд считает, что протокол об административном правонарушении от 30.08.2010 № 115 составлен полномочным должностным лицом.

В соответствии со статьями 2, 6, 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиатом обязательно выполнение требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензионные требования и условия осуществления перевозок пассажиров определены Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании).

В силу подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (пункт 89 Правил).

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил).

Пунктом 92 Правил установлено, что посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам (пункт 93 Правил).

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил).

Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика (пункты 95, 97 Правил).

В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» договор фрахтования должен включать в себя, в том числе, сведения о фрахтовщике и фрахтователе, маршрут и место подачи транспортного средства, размер платы за пользование транспортным средством, порядок допуска пассажиров в транспортное средство.

Исходя из анализа вышеназванных пунктов Правил перевозок пассажиров и багажа, а также положений Главы 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, регламентирующей перевозки пассажиров и багажа по заказам, суд приходит к выводу, что необходимым условием для отнесения осуществляемой предпринимательской деятельности к перевозкам пассажиров по заказам, является наличие заказчика (организатора) перевозки и заключенного в письменной форме договора фрахтования транспортного средства либо заказа-наряда на предоставление транспортного средства.

Согласно положениям статей 65 и 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от трех до четырех тысяч рублей.

В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Поскольку именно протокол об административном правонарушении является необходимым основанием для привлечения к административной ответственности и именно он в силу закона предоставляет лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ряд гарантий защиты прав, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Судом установлено, что договор фрахтования транспортного средства предпринимателем не заключался. Вместе с тем, в протоколе от 30.08.2010 об административном правонарушении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а именно не указано, наименование организатора (заказчика) перевозки пассажиров, с которым предпринимателю надлежало заключить вышеуказанный договор. Данные обстоятельства так же не установлены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кроме того, протокол об административном правонарушении не содержит сведений об оформлении транспортного средства в соответствии с требованиями пункта 95 Правил, а именно: о размещении в транспортном средстве табличек с надписью «Заказной», которые также могли бы указать на заказной характер перевозки пассажиров.

Согласно имеющемуся в материалах дела путевому листу от 27.08.2010 № 120 перевозка пассажиров осуществлялась по маршруту № 12, какие-либо сведения о том, что перевозка носит заказной характер, отсутствуют.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, а именно осуществление перевозки пассажиров по заказу в отсутствие договора фрахтования (заказа-наряда), что в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.

При таких обстоятельствах заявление административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований по заявлению отказать.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья К.Ю. Иванушкина