АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3939/2002
07 марта 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 07 марта 2008 г.
Арбитражный суд Камчатской области в составе судьи Е.З. Литвиненко, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску | Компании «Хансунг Энтерпрайз Ко., ЛТД» |
к ответчику | закрытому акционерному обществу «Компания Атолл-Запад», федеральному государственному учреждению «Государственная администрация Петропавловского морского рыбного порта» |
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора | ВАО «Соврыбфлот», ПП «Сириус», общество с ограниченной ответственностью «Лоция ЛТД» |
о признании права собственности на судно СРТМ-К "Штурман Стулей" и признании недействительной регистрационную запись в государственном реестре морского рыбного порта от 29.10.1996 г. № 1251 |
при участии:
от истца | Не явились |
от ответчиков | Не явились |
от третьих лиц | Не явилось |
установил:
истец обратился в суд с иском в котором просит признать за собой право собственности на судно СРТМ-К «Штурман Стулей», приписанное к Петропавловскому морскому рыбному порту и находящееся в пользовании у ЗАО «Компания «Атолл-Запад» на основании договора лизинга от 27 марта 1996 года, а также признать недействительной регистрацию права собственности ЗАО «Компания «Атолл-Запад» на судно «Штурман Стулей».
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 11 мая 2004 года по данному делу в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17 ноября 2004 года решение остановлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением № ФОЗ-А49/05-1/216 от 29 марта 2005 года решение от 11 мая 2005 года, постановление от 17 ноября 2004 года Арбитражного суда Камчатской области по делу №А 49- 3938, 3939/02 отменил, дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Камчатской области. Арбитражный суд кассационной инстанции указал на необходимость дать оценку контракту от 11 марта 1996 года.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 29 сентября 2005 года по данному делу в иске отказано.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 14 марта 2006 года решение от 23 сентября 2005 года, отменил, дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Камчатской области.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 30 ноября 2006 года по данному делу в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21 мая 2007 года решение остановлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 04 сентября 2007 года указанные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Камчатской области.
Истец, ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
19.11.92 г. Управлением Херсонского морского торгового порта МП «Сириус» выдано временное судовое свидетельство о регистрации права собственности последнего на судно рыболовное, теплоход, 1992 года постройки, место постройки г. Киев, название «Сириус».
01.01.93 г. между ПП «Сириус» и ТОО «Лоция ЛТД» заключен стандартный бербоутный чартер, согласно которому судно «Сириус» (рыболовное, траулер кормовой, 1992г.п., место постройки г.Киев, позывной УИЩМ) передается в порту г.Мурманска сроком на 120 месяцев во владение и распоряжение ТОО «Лоция ЛТД» (л.д.23 т.2).
Пунктом 8.4. ч.2 чартера предусмотрено право ТОО «Лоция ЛТД» на смену флага на Российский и порта приписки.
Согласно ст.12 ч.2 чартера ТОО «Лоция ЛТД» по истечении периода чартера обязано возвратить судно ПП «Сириус» в порту г.Киев. При возврате судно должно пройти сюрвейерский осмотр.
15.02.93 г. Управлением Мурманского морского рыбного порта ТОО «Лоция ЛТД» выдано свидетельство о праве собственности на судно «Сириус».
Согласно ответу ФГУ «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» от 21.01.04 г. №2/258 на судебный запрос по настоящему делу, регистрация права собственности ТОО «Лоция ЛТД» на судно «Сириус» была произведена на основании «Контракта по типу бербоут-чартера» от 01.01.93г., заключенному с ПП «Сириус».
11.03.96 г. ПП «Сириус» заключает с Внешнеэкономическим акционерным обществом «Соврыбфлот» договор-поручение №79/11-96 (л.д. 93 т.1).
Согласно п.1.1 указанного договора ПП «Сириус» (Продавец) поручает ВАО «Соврыбфлот» (Покупатель) заключить от имени и по поручению продавца договор на продажу судна СРТМК проекта 502 ЭМ, 1992г.п., название «Сириус».
При этом согласно п.2 договора Покупатель обязан оплатить Продавцу полную стоимость судна в размере 2 000 000 долларов США в срок не позднее 5 апреля 1996г., а за нарушение срока оплаты выплатить пени (п.4.3).
Пунктом 3 договора установлено, что Продавец обязан передать Покупателю после поступления оплаты оригиналы всех судовых документов, а Покупатель обязан оплатить судно, взять на себя расходы по перегону судна к порту приписки и направить свой экипаж для приемки указанного судна. Согласно п.4 договора с момента подписания акта приема-передачи все риски и расходы любого содержания переходят к Покупателю.
11.03.96 г. ТОО «Лоция ЛТД» (Продавец), ОАЗТ «Атолл-Запад» (Компания) и фирма «Хансунг Энтерпрайз» заключают контракт Ф-01/96, согласно которому Продавец продает, а Компания покупает судно СРТМК 502 ЭМ №1659 «Сириус», порт приписки Мурманск. (л.д.109 т.1)
Фирма производит оплату покупной цены в размере 2 000 000 долларов США и осуществляет реконструкцию судна для добычи и переработки морепродуктов и рыбы.
Судно остается под Российским флагом и перерегистрируется в порту г. Петропавловска-Камчатского под названием «Штурман Сулей».
27.03.96 г. между компанией «Хансунг Энтерпрайз Ко.ЛТД» (Судовладелец) и Акционерной компанией «Атолл-Запад» (Фрахтователь) заключен договор на аренду судна на условиях бербоут-чартера (л.д. 148 т.1)
Согласно п.1 договора Судовладелец сдает в аренду, а Фрахтователь принимает в аренду на условиях бербоут чартера краболовное судно под названием «Сириус», которое будет переименовано после аренды в «Штурман Сулей», тип судна СРТМК-502 ЕМ, построено на судоверфи «Ленинская кузница» в г.Киев.
Срок аренды установлен 3 года с момента передачи судна по Акту приема-передачи (п.2.1). Судно подлежит передаче в порту Пусан, Корея 20 июля 1996 г. (п. 3.1, 3.2, 3.6).
После подписания Акта приема-передачи корейский флаг подлежит замене на флаг РФ (п.4.1).
26.04.96 г. ВАО «Соврыбфлот» от имении ТОО «Лоция ЛТД» (Продавец) и фирма «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» (Покупатель) заключили контракт №82/11-96.
Согласно условиям указанного контракта, продавец продал а покупатель купил на условиях франко-порт Киркенес, Норвегия судно «Сириус» СРТМК-502 ЕМ, построенное в г.Киев «Ленинская кузница» за 2 000 000 долларов США включая комиссию продавца
Титул судна должен быть передан Продавцом Покупателю после подписания Приемо-сдаточного акта по судну.
10.05.96 г. и 29.06.96 г. фирмой «Ханкук Трейдинг Ко. ЛТД» по поручению фирмы «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» было перечислено по реквизитам указанным в контракте №82/11-96 2 000 000 долларов США.
07.06.96 г. ВАО «Соврыбфлот» и фирма «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» заключили дополнительное соглашение к Контракту №82/11-96 от 26.04.96 г., согласно которому ВАО «Соврыбфлот» при заключении контракта действует от имени ПП «Сириус» на основании договора поручения №79/11-96, а не от имени ТОО «Лоция ЛТД».
08.06.96 г. подписан капитанский приемо-сдаточный акт, согласно которому экипаж Компании «Атолл-Запад» принял судно «Сириус» у экипажа ТОО «Лоция ЛТД» (л.д.82, 95, 96 т.2).
02.07.96 г. ТОО «Лоция ЛТД» передала, а Компания «Атолл-Запад» приняла по акту приема-передачи судно СРТМ-К МИ-1659 «Сириус» 1992 г.п., Киев «Ленинская кузница».
14.07.96 г. между ПП «Сириус» и ТОО «Лоция ЛТД» заключено дополнительное соглашение о расторжении контракта стандартного бербоутного чартера по эксплуатации МЕ-1659 «Сириус» (л.д.135 т.1)
ТОО «Лоция ЛТД» обязалось возвратить судно ПП «Сириус» в безопасном для стоянки и открытом ото льда порту в соответствие с условиями чартера.
29.10.96 г. Петропавловским морским рыбным портом зарегистрировано право собственности на судно «Штурман Сулей» (бывшее название «Сириус») за Акционерной компанией «Атолл-Запад».
Право зарегистрировано на основании договора купли-продажи Ф-1/96 от 11.03.96г, акта приема-передачи судна, разрешения Комитета РФ по рыболовству (л.д. 103-111 т.1).
30.10.96 г. между ЗАО «Компания Атолл-Запад» и фирмой «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» подписано приложение №4 к контракту об аренде судна на условиях бербоут чартера от 27.03.96 г. согласно которому арендные отношения заменены на лизинговые и договор получил наименование контракт лизинга.
Срок лизинга установлен 5 лет с момента подписания приемо-сдаточного акта (второй лист Приложения). (л.д.24 т.1).
14.11.96 г. судно «Штурман Сулей» передано по акту приема-передачи фирмой «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» Акционерной компании «Атолл-Запад» во исполнение договора бербоут чартера от 27 марта 1996 года (л.д.22 т.1).
Право собственности и другие вещные права на судно, а также возникновение, переход и прекращение таких прав определяются законом государства флага судна (ст. 415 КТМ).
Согласно статье 178 КТМ Союза ССР по договору фрахтования судна на время (тайм - чартер) судовладелец обязуется предоставить судно за вознаграждение (арендную плату) фрахтователю (арендатору) на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей.
В тайм - чартере должны быть указаны наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и прочее), район плавания, цель фрахтования, размер арендной платы, срок аренды, место приема и сдачи судна. При этом правила, содержащиеся в главе X "Договор фрахтования судна на время" (за исключением статей 181, 183, 184, 186), применяются также при фрахтовании судна без экипажа. (ст. 14, 182 КТМ Союза ССР)
Право собственности МП «Сириус» на судно по состоянию на 1992 год не оспаривается сторонами и подтверждается Временным судовым свидетельством о регистрации права собственности от 19.11.92 г.
Стандартный бербоутный чартер, заключенный 01.01.93г. между ПП «Сириус» и ТОО «Лоция ЛТД» содержит существенные условия, определенные для данного вида договоров ст. 178 КТМ Союза ССР не содержит признаков ничтожности и, следовательно, является действительным и заключенным.
12.01.93 г. судно было передано по акту приема-передачи.
Заключение договора бербоут чартера не является основанием для перехода права собственности на судно.
Согласно ч. 111 указанного контракта право собственности на судно может перейти к ТОО «Лоция ЛТД» при условии выполнения последним обязательств по ч.1 и ч. 2 контракта после оплаты за последний месяц десятого года чартера, т.е. ранее 01.01.2003 г.
Как следует из свидетельских показаний генерального директора ПП «Сириус» Щербины Н.Г. и генерального директора ТОО «Лоция ЛТД» судно «Сириус» никогда не переходило в собственность ТОО «Лоция ЛТД», поскольку не были выплачены лизинговые платежи. (л.д.13-27 т.6).
Данное обстоятельство подтверждает и факт расторжения договора 14.07.96 г.
Регистрация права собственности на судно «Сириус» была произведена Администрацией Мурманского морского рыбного порта на основании собственной правовой оценки условий контракта.(л.д.104 т.2).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при указанных обстоятельствах у ТОО «Лоция ЛТД» не возникло права собственности на судно «Сириус» на основании контракта от 01.01.93 г.
Согласно ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Поскольку судом установлено отсутствие у ТОО «Лоция ЛТД» права собственности на спорное судно, то в силу ст. 168, 209 ГК РФ сделка по его отчуждению (Контракт Ф-01/96 от 11.03.96 г.), заключенная между ТОО «Лоция ЛТД», АОЗТ «Атолл-Запад» и фирмой «Хансунг Энтерпрайз» является ничтожной.
14.10.1996 года Компания «Атолл-Запад» обратилась в Государственную администрацию - капитану Петропавловского морского рыбного порта Каплюку В.М. с заявлением о регистрации в собственность СРТМ-К «Штураман Стулей», приобретенное у ТОО «Лоция» г.Мурманск. К заявлению были приложены документы: анкета судового реестра, контракт купли-продажи Ф-01/96 от 11.03.1996 г., приемо-сдаточный акт, разрешение Комитета по рыболовству на право приобретения судна, согласование с областной администрацией, лицензия, свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о праве плавания под государственным флагом, свидетельство о праве собственности продавца на судно, лицензия на судовую радиостанцию, радиограмма капитана Мурманского рыбного порта.
29.10.1996 года в судовом реестре Управления Петропавловского морского рыбного порта под № 1251 было зарегистрировано право собственности ЗАО «Компания Атолл-Запад» на судно «Штурман Стулей» и выдано свидетельство о праве собственности на судно № 1251.
Согласно ч.3 ст.33 КТМ РФ государственная регистрация подтверждает лишь существующее право на судно.
Таким образом государственная регистрация права на судно за ЗАО «Компания Атолл-Запад» основана на ничтожной сделке.
Давая оценку содержанию договору поручения №79/11-96 от 11.03.96 г., заключенного между ПП «Сириус» и ВЭАО «Соврыбфлот» суд установил следующее.
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Пункт 1 указанного договора устанавливает для ВЭАО «Соврыбфлот» обязанность осуществить от имени и по поручению ПП «Сириус» продажу судна «Сириус».
Однако, согласно п.п.2, 3, 4 договора ВЭАО «Соврыбфлот», именуемый Покупатель обязан принять судно и оплатить его в установленные сроки. Просрочка исполнения обязательства по оплате предусматривает уплату неустойки. Моментом передачи имущества определен момент перехода всех рисков, а также бремени налоговых, таможенных и иных платежей.
Обязанность ПП «Сириус» по договору определена передачей в установленное время судна и, после оплаты ВЭАО «Соврыбфлот», оригиналов всех документов на судно.
Согласно показаниям генерального директора ПП «Сириус» Щербина Н.Г., изложенных в протоколах допросов свидетелей от 13.02.03 г. и от 05.03.03г. (л.д.13-23 т.6) судно «Сириус» было продано им ВАО «Соврыбфлот» по договору поручения от 11.03.96 г. №79/11-96 за 2 000 000 долларов США, поскольку ТОО «Лоция ЛТД» не рассчиталось за судно. При этом по состоянию на 13.02.03 г. сумма долга ВАО «Соврыбфлот» перед ПП «Сириус» составляла порядка 180 000 долларов США. О продаже судна ПП «Сириус» компании «Атолл-Запад» узнал только во время допроса.
Доказательств фактического исполнения данного договора сторонами (доказательств оплаты, передачи судна, документов) суду не представлено.
Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. (ст.211 КТМ).
Давая оценку договору аренды на условиях бербоут-чартера от 27.03.96 г., заключенному между компанией «Хансунг Энтерпрайз Ко ЛТД» и компанией «Атолл-Запад» суд приходит к выводу о его ничтожности в силу ст. 168 ГК РФ, поскольку доказательств того, что на момент заключения договора компания «Хансунг Энтерпрайз Ко ЛТД» (арендодатель) являлась собственником судна «Сириус», лицом уполномоченным на это ПП «Сириус», либо судовладельцем, суду не представлено.
В соответствии с разделом 3 Временных правил регистрации судов в морских рыбных портах», утвержденных Приказом Госкомрыболовства РФ № 62 от 04.04.1996 г. иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре на имя фрахтователя судна (с указанием собственника) при предоставлении судовладельцем необходимых документов.
Доказательства регистрации судна в бербоут-чартерном реестре суду не предоставлены.
В обоснование заключения контракта бербоут-чартера от 27 марта
1996 г. Компаниия «Атолл-Запад» ссылается на произведенные платежи.
Этот довод судом не принимается, поскольку платежи не являются подтверждением заключения договора в силу ст. 607 ГК РФ.
26.04.96 г. ВАО «Соврыбфлот» от имени ТОО «Лоция ЛТД» (Продавец) и фирма «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» (Покупатель) заключили контракт №82/11-96.
07.06.96 г. ВАО «Соврыбфлот» и фирма «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» заключили дополнительное соглашение к Контракту №82/11-96 от 26.04.96 г., согласно которому ВАО «Соврыбфлот» при заключении контракта действует от имени ПП «Сириус» на основании договора поручения №79/11-96, а не от имени ТОО «Лоция ЛТД».
Согласно условиям указанного контракта, продавец продал а покупатель купил на условия франко-порт Киркенес, Норвегия судно «Сириус» за 2 000 000 долларов США включая комиссию продавца.
При этом Титул судна должен быть передан Продавцом Покупателю после подписания Приемо-сдаточного акта по судну.
Фирмой «Ханкук Трейдинг Ко. ЛТД» по поручению фирмы «Хансунг Энтерпрайз Ко. ЛТД» было перечислено по реквизитам указанным в контракте №82/11-96 2 000 000 долларов США.
Доказательств подтверждающих перечисление денежных средств в адрес собственника ПП «Сириус» суду не представлено.
Решением Арбитражного суда Камчатской области от 30 ноября 2006 годадоговор поручения №79/11-96 от 11.03.96 г. был квалифицирован как договор купли-продажи, и, на основании изложенного, суд приходил к выводу об отсутствии у ВЭАО «Соврыбфлот» правовых оснований действовать от имени ПП «Сириус» по указанному договору и как следствие ничтожности договора заключенного с истцом.
Согласно п.15. ч.2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 14 марта 2006 года указал на необходимость установления правовой природы договора поручения от 11.03.96 г. №79/11-96 с учетом требований ст.431 ГК РФ, и с учетом установленного - оценки юридической силы контракта от 26.04.96 г. №Ф-01/96.
Данное указание суда основано на наличии противоречий, имеющихся в содержании договора поручения и показаниях генерального директора ПП «Сириус» Щербина Н.Г., который в своих показания указывал на продажу судна ВЭАО «Соврыбфлот» по договору поручения.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ).
Согласно ч.1, 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Доказательств регистрации права собственности на спорное судно за ВЭАО «Соврыбфлот» суду не представлено.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела истец также не предпринимал действий направленных на юридическое оформление прав на судно (обращение за государственной регистрацией).
В качестве ответчиков по искам о признании права собственности выступают третьи лица как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающие за истцом вещного права на имущество.
Материальным основанием для признания права собственности на судно истец определил договор поручения от 11.03.96 г. № 79/11-96, квалифицируемый им как договор поручения, и контракт от 26.04.96 г. № Ф-01/96.
Показания генерального директора ПП «Сириус» Щербина Н.Г., свидетельствуют о том, что его воля при заключении указанного договора поручения была направлена на продажу судна непосредственно ВЭАО «Соврыбфлот».
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что помимо Компании «Атолл-Запад», право которого на спорное судно было зарегистрировано в государственном реестре, установлению права собственности за истцом противостоят и участники материальных правоотношений, а именно ВЭАО «Соврыбфлот» и ПП «Сириус».
Вместе с тем указанные лица, заявлены истцом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Согласно положениям АПК РФ исковые требования могут быть обращены только к ответчикам, но не к третьим лицам.
От привлечения их в качестве ответчиков истец отказался.
На основании изложенного, суд считает, что установление права собственности на спорное судно за истцом не представляется возможным в виду неполного установления круга ответчиков по иску.
Наличие у истца права собственности на спорное судно определяет его правовую заинтересованность в оспаривании государственной регистрации, произведенной за ЗАО «Компания Атолл-Запад».
Учитывая, что суд отказал истцу в иске о признании права собственности на СРТМ-К «Штурман Сулей», требование о признании государственной регистрации также является неподлежащим удовлетворении.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на истца. Поскольку при подаче иска госпошлина была уплачена истцом в установленном законом размере, вопрос о распределении расходов судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 156, 167-171, 176Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В иске отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Е.З. Литвиненко