ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-407/19 от 03.04.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-407/2019

10 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шимкив Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)

о признании недействительным пункта 3 предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 1102831 , ОГРН 4100065766 ) от 02.10.2018 № 1251ЛК/1-11ж

при участии:

от заявителя:

не явились;

от заинтересованного лица:

Павлова А.В. – представитель по доверенности   от 28.01.2019 № 01-541 (сроком до 31.12.2019)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (далее – заявитель, ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным пункта 3 предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) от 02.10.2018 № 1251ЛК/1-11ж.

Заявленные требования общество мотивирует тем, что предписание в оспариваемой части выдано ненадлежащему лицу. Заявитель указывает, что кабельная линия, идущая от отдельно стоящего строения «Узбекская кухня» не входит в состав общего имущества дома. ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» не согласовывало технологическое присоединение строение «Узбекская кухня» к многоквартирному дому. Общество полагает, что предписание в оспариваемой части должно быть выдано владельцу строения «Узбекская кухня» и ПАО «Камчатскэнерго».

В отзыве на заявление Инспекция требования заявителя полагает необоснованными, в удовлетворении заявленных требований просит отказать.   

Определением суда от 25.01.2019 заявление принято к производству судьи Сакуна А.М.

Определением и.о. председателя четвертого судебного состава Арбитражного суда Камчатского края от 13.03.2019 удовлетворено заявление судьи                      Сакуна А.М. о самоотводе по делу  № А24-407/2019.  В результате распределения дел в автоматическом режиме указанное дело передано на рассмотрение судье Лебедевой Е.Ю.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по правилам статей 121–123 АПК РФ.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования заявителя не признала, поддержала правовую позицию по отзыву на заявление. Указала, что не поддерживает довод о пропуске заявителем срока на обжалование предписания в судебном порядке, поскольку признает, что первоначально заявление было предъявлено в суд в пределах установленного трехмесячного срока.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Инспекции от 05.09.2018 № 1251ЛК проведена внеплановая проверка деятельности ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Основанием для проведения проверки послужило обращение граждан (от 04.09.2018 вх. № С-2035).

В ходе проверки Инспекцией установлено следующее.

В районе расположения подъезда № 5 многоквартирного дома № 14 по ул. Чубарова со стороны дворового фасада наблюдается кабальная линия электроснабжения, протянутая от стены дома на уровне 3 этажа к отдельно стоящему строению «Узбекская кухня», расположенного по адресу: ул. Чубарова, д. 16 (территория базы). Данная кабальная линия выходит из подвала подъезда № 5 жилого дома и закреплена на фасаде. Наблюдается провисание данной кабельной линии электроснабжения, протянутой к отдельно стоящему строению «Узбекская кухня».

В подвальном помещении подъезда № 5 указанного жилого дома наблюдается свободный доступ к вводно-распределительному устройству (далее – ВРУ), шкаф ВРУ не закрыт на запорное устройство. Кабельная линия электроснабжения отдельно стоящего строения «Узбекская кухня» подключена из под общедомового прибора учета (далее – ОДПУ) электроснабжения дома, после ОДПУ.

Согласно письму ПАО «Камчатскэнерго» в лице филиала Центральные электрические сети (далее – ЦЭС) от 21.09.2018 № 24-11/2634 на запрос должностного лица Инспекции установлено, что в ПАО «Камчатскэнерго» отсутствуют технические условия на подключение отдельно стоящего строения «Узбекская кухня» к электрическим сетям и разрешения на получение мощности от ВРУ жилого дома № 14 по ул. Чубарова в г. Петропавловске-Камчатском. Вместе с тем, ЦЭС осуществляет подачу электрической энергии абоненту (отдельно стоящее строение «Узбекская кухня») на основании договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) от 03.12.2012 № 1447.

В районе расположения подъезда № 4 наблюдается свисание с крыши слаботочного кабеля до земли.

В лестничных клетках подъездов № 4, 5 на доске объявлений наблюдается соответствующая информация согласно пункту 31 «б» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Результаты проверки отражены в акте от 02.10.2018 № 1251 ЛК/1-11ж.

Проверка проводилась в присутствии представителя общества Седова Е.В.

Обществу выдано предписание от 02.10.2018 № 1251ЛК/1-11ж на устранение нарушений законодательства в срок до 05.10.2018, а именно:

 1. Закрыть вводно-распределительной устройство, расположенное в подвале подъезда № 5, на запорное устройство.

2. Обеспечить демонтаж слаботочного кабеля, свисающего с крыши в районе расположения подъезда № 4.

3. Обеспечить демонтаж электрооборудования, подключенного к общедомовому  имуществу жилого многоквартирного дома № 14 по ул. Чубарова, и обеспечивающего электроснабжением отдельно стоящее здание «Узбекская кухня», имеющее почтовый адрес по ул. Чубарова, д. 6 (территория базы).

Полагая, что пункт 3 предписания Инспекции от 02.10.2018 № 1251ЛК/1-11ж не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы общества, ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Из содержания части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила № 491).

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил № 491).

В силу пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Приведенный в названном пункте перечень общего имущества не является исчерпывающим.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

Правилами № 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Согласно пунктам 5.6.1, 5.6.2 Правил № 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:

шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;

внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;

этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;

осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;

силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;

электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);

автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.

В соответствии с пунктом 5.6.4 Правил № 170 текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями.

Пунктом 5.6.6 Правил № 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны:

обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;

обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений;

осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей;

обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования;

контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности;

не допускать нарушения графиков работы электрооборудования;

в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности;

осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников;

при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности;

немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии;

принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.

В подпункте «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Чубарова, д. 15, является ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского».

Таким образом, общество как управляющая организация указанного многоквартирного дома обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт вышеуказанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства.

Как следует из материалов дела, спорное ВРУ находится внутри подвального помещения дома, входит в состав общего имущества дома. В соответствии с условиями договора управления домом от 01.07.2010 № 481-ДУ-10 общество приняло на себя обязательство по его надлежащему содержанию и ремонту.

Вместе с тем, общество в нарушение требований Правил № 170, в частности пункта 5.6.2, не проводило осмотры состояния ВРУ, что привело к незаконному подключению «Узбекская кухня» к сетям дома.

Выявленные нарушения пунктов 5.6.1, 5.6.2, 5.6.4, 5.6.5 Правил № 170 зафиксированы в акте проверки от 02.10.2018 № 1251ЛК/1-11ж.

Возложение на общество оспариваемым пунктом 3 предписания обязанности обеспечить демонтаж электрооборудования, подключенного к общедомовому имуществу указанного жилого многоквартирного дома, и обеспечивающего электроснабжением отдельно стоящее здание «Узбекская кухня», направлено на обеспечение управляющей компанией надлежащего содержания общего имущества в данном доме, в том числе эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления, внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей, а также поосуществлению мероприятий по рациональному расходованию электроэнергии.

Установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.

Иное толкование противоречит положениям и смыслу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491.

Факт нарушения обществом требований Правил № 170 установлен судом и подтвержден материалами дела.

Доводы заявителя о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу с учетом изложенного признаются судом необоснованными.

При этом возложение на общество обязанности по устранению выявленных нарушений не лишает в дальнейшем управляющую организацию права на обращение в судебные органы с иском к лицу, причинившему ущерб. 

Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло меры по надлежащему содержанию общего имущества жилого дома, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, оспариваемым пунктом предписания на общество правомерно возложены указанные обязанности по устранению выявленных нарушений.

Каких-либо грубых нарушений требований Федерального закона                                   от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении проверки Управлением не допущено. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание выводы суда о соответствии оспариваемого пункта акта Инспекции действующему законодательству Российской Федерации, суд отказывает обществу в удовлетворении заявленных требований.

Государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 3 000 рублей и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                               Е.Ю. Лебедева