ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-415/10 от 30.03.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-415/2010

06 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Решетько В.И., при ведении протокола судебного заседания судьёй, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточный институт управления, бизнеса и права

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю

о признании недействительным решения от 24.11.2009 по делу № 21-05/57-2009 Р

при участии:

от заявителя: Дворцова Е.Н. – по доверенности от 11.03.2010 № 27 до 31.12.2010;

от ответчика: Семёнова Н.Г. – по доверенности от 11.01.2010 № 04/05 до 31.12.10;

у с т а н о в и л:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный институт управления, бизнеса и права (далее – заявитель, институт, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – антимонопольный орган, Камчатское УФАС России) от 24.11.2009 № 21-05/57-2009 Р, считая его незаконным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на те обстоятельства, что объявление института о наборе абитуриентов, размещенное на странице 12 Справочника для поступающих 2009 «Куда пойти учиться» не содержит информации о предпринимательской деятельности, так как в нем нет информации, определенной пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», который закрепляет перечень того, что законодатель относит к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. В рассматриваемом объявлении содержится только информация для абитуриентов о специальностях и направлении подготовки, по которым можно обучаться в институте согласно государственной лицензии, предоставляющей право заявителю вести образовательную деятельность по указанным в объявлении специальностям и направлению подготовки на основании пункта 6 статьи 33 Федерального закона «Об образовании».

Согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании» платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если полученный от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении». В НОУ ВПО Дальневосточный институт управления, бизнеса и права все доходы от платной образовательной деятельности полностью инвестируются на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса.

Согласно подпункту 6 пункта 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» он не распространяется на «объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». Кроме того, заявитель полагает, что ссылки антимонопольного органа в оспариваемом решении на пункт 1 статьи 3, пункты 2-5 статьи 3, часть 7 пункта 5, часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», на часть 2 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», на статью 173 Трудового кодекса РФ, на статью 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 в обоснование правовой позиции о признании объявления института о наборе абитуриентов ненадлежащей рекламой в данном случае несостоятельны. Поскольку ссылки на нарушения норм закона, не применяемого к рассматриваемому объявлению в силу прямого указания этого же закона (подпункт 6 пункта 2 Федерального закона «О рекламе»), являются нелогичными и противоречат действующему законодательству.

Кроме того, ссылаясь на пункты 20, 22 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009-2010 учебный год (далее – Порядок), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2008 №396, указал, что свидетельство о государственной аккредитации вуза по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании, высшее учебное заведение обязано разместить на своем официальном сайте и информационном стенде приемной комиссии. Согласно пункту 32 указанного Порядка приема в вузы в заявлении поступающим фиксируется факт ознакомления со свидетельством о государственной аккредитации и приложением к нему личной подписью. В объявлении института о наборе абитуриентов в вышеуказанном справочнике содержится номер и дата свидетельства о государственной аккредитации института, которое абитуриент может проверить при помощи соответствующих информационных ресурсов Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Камчатского края. Таким образом, информация, содержащаяся в объявлении о наборе абитуриентов, не является конечным, исчерпывающим и единственным источником информации перед поступлением на обучение. Между прочтением объявления о наборе и зачислением в вуз абитуриент проходит установленную законодательством процедуру поступления, включая ознакомление со свидетельством о государственной аккредитации и приложений к нему. Законодатель вышеуказанными пунктами Порядка приема в вузы исключил возможность введения абитуриентов в заблуждение. Установленный порядок приема в ВУЗы полностью соблюдается в заявителем, что подтверждается пунктами 2.4, 2.5 Правил приема граждан в Дальневосточный институт управления, бизнеса и права на 2009-2010 учебный год (том 1, л.д. 68-77), одобренные Ученым советом и утвержденные ректором 14.04.2009, копиями заявлений абитуриентов 2009 г., содержащие подтверждение факта ознакомления их со всеми аккредитованными специальностями и направлением подготовки, дающими право на выдачу документов государственного образца личной подписью (том 1, л.д. 78-80), а также отсутствие замечаний по соблюдению Порядка приема граждан в институт по результатам проверок Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского в феврале 2008 года и августе 2009 года. Набор на направление «Экономика» не производится на протяжении ряда лет, включая 2009 год, ввиду отсутствия спроса населения и желания абитуриентов получать образование более высокой ступени с получением квалификации «специалист».

На основании вышеизложенного и руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 Федерального закона «О рекламе», заявитель полагает, что юридические и фактические основания нарушения негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Дальневосточного института управления, бизнеса и права положений части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем основания для привлечения института к ответственности отсутствуют.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв ответчика от 24.03.2010 (том 2, л.д. 9-15). Дополнительно суду пояснила, что в рамках данного дела рассматривается опубликованное объявление о наборе абитуриентов на обучение в институт. Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 120 ГК РФ, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пункту 1.3 Устава негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточного института управления, бизнеса и права, институт является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме - образовательное учреждение. Основные задачи высшего учебного заведения закреплены в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и не содержат задачи получения прибыли. Цели деятельности института прописаны в пункте 1.15 Устава и соответствуют пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и также не содержат задачи получения прибыли. Камчатское УФАС России, по мнению заявителя, ошибочно утверждает, что объявление государственного высшего учебного заведения об оказании образовательных услуг на безвозмездной основе относится к информации рекламного характера, а также, если объявление связано с осуществлением коммерческой деятельности и направлено для привлечения потребителей иных заинтересованных лиц, то оно соответственно, отвечает требованиям понятия «реклама», то есть пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Указанный выше закон в статье 3 не раскрывает понятие «объявление», поскольку оно является общеупотребительным термином, для определения этого понятия, а также раскрытия смысла и значения данного слова прописанного законодателем в подпункте 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» заявитель полагает, что следует обратиться к Толковому словарю русского языка - 80000 слов и фразеологических выражений Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю., изданному Российской академией наук институт русского языка им. В.В. Виноградова, Москва, 2001 г. В указанном источнике на странице 441 слово «объявление» означает: «официальное извещение о чем-нибудь, дать, повесить объявление, объявление в газете, по радио, объявление о приеме в техникум, доска объявлений», кроме того, слово «объявить» означает: «что и о чем, сообщить, довести до всеобщего сведения, огласить». Сообщение, которое институт разместил в справочнике для поступающих - 2009 «Куда пойти учиться», по мнению заявителя, полностью подпадает под понятие «объявление», поскольку доводит до сведения абитуриентов данные о наборе в институт на 2009/2010 учебный год. Кроме того, составители Толкового словаря русского языка приводят в качестве примера понятия «объявления» объявление о приеме в техникум, что аналогично для объявления о наборе в институт.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» законодатель определяет понятие «реклама» как «информацию». Законодатель в этом законе также не раскрывает понятие «информация», поскольку оно тоже является общеупотребительным термином. Вышеуказанный Толковый словарь русского языка на странице 250 определяет смысл слова «информация», как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством, передача информации, теория информации (раздел кибернетики, изучающий способы измерения и передачи информации), сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь, научно-техническая и газетная информация, средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино), генетическая информация, информационное бюро, информационный бюллетень». Сообщение, которое институт разместил в справочнике для поступающих - 2009 «Куда пойти учиться», не подпадает под понятие «информация», поскольку не осведомляет о положении дел, либо о состоянии чего-нибудь в институте, например, о состоянии материальной базы, развитии науки, успеваемости студентов.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» законодатель определяет понятие «реклама», как «информацию, адресованную неопределенному кругу лиц». Сообщение, которое институт разместил в справочнике для поступающих-2009 «Куда пойти учиться» адресовано определенному кругу лиц, которые могут выступать в качестве абитуриентов, поступающих в вуз. Данный круг лиц определен в разделе 1 «Общие положения» Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2008 №396, а также в разделе 1 «Общие положения» Правил приема граждан в Дальневосточный институт управления, бизнеса и права на 2009-2010 учебный год». Кроме того, в пункте 1 статьи 3 данного закона, законодатель определяет понятие «реклама», как «информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке». Данное определение относится к случаям рекламирования товара, в том числе услуг, в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку главной задачей любой предпринимательской деятельности, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, является систематическое получение прибыли, которое возможно при формировании и поддержании интереса к рекламируемому товару, а также при максимальном продвижении товара на рынке для увеличения его потребления, вследствие чего и осуществляется систематическое получение прибыли. Сообщения, физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, законодатель не считает рекламой и согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определяет, как «объявления» и не распространяет на них действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В связи с приведенными выше доказательствами факта опубликования в справочнике для поступающих-2009 «Куда пойти учиться» негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Дальневосточным институтом управления, бизнеса и права объявления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а не рекламы, вменение институту вины в нарушении части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» заявитель считает необоснованным и противоречащем действующему законодательству.

Представитель Камчатского УФАС России в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (том 2, л.д. 1-2). Дополнительно пояснила, что антимонопольным органом не допущено нарушений норм КоАП РФ и Федерального закона «О рекламе»; дело о нарушении законодательства о рекламе рассмотрено в установленные законом сроки. Кроме того, считает доводы, приведенные в заявлении, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что в рекламной информации института указаны сведения о лицензии на право осуществления образовательной деятельности, о свидетельстве о государственной аккредитации, адрес, телефоны, перечень специальностей, формы и сроки обучения, информация о вступительных экзаменах, об отсрочке от службы в армии, получении диплома государственного образца. Вместе с тем, в рекламной информации отсутствуют сведения о том, что ВУЗ не по всем перечисленным в рекламной информации образовательным программам имеет государственную аккредитацию. Важнейшей информацией для абитуриента является информация о виде образовательного документа, который будет получен после успешного освоения образовательной программы по избранной специальности.

Лицам, обучающимся в аккредитованных образовательных учреждениях, предоставляется ряд гарантий, круг предоставляемых гарантий, их содержание, а также размеры компенсационных выплат зависят от типа образовательного учреждения, уровня образования и вида образовательной программы.

Свидетельство о государственной аккредитации ВУЗа имеет приложение с перечнем аккредитованных образовательных программ, которые реализуются ВУЗом. Образовательные программы, не указанные в перечне, являются неаккредитованными, и обучение по ним не дает права на гарантии, установленные статьей 173 Трудового кодекса РФ, статьей 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и гарантию получения диплома государственного образца.

Кроме того, общие требования к рекламе определены статьей 5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которой реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 10 ГК РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимости от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Кроме того, в части 1 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» определено, что сфера действия настоящего Закона распространяется на любые отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Кроме того, положения комментируемого Закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также и на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (статья 38 Налогового кодекса РФ). Услуги оказываются при непосредственном контакте с потребителем и направлены на удовлетворение невещественных потребностей (репетиторство, консультация).

Иными словами, и изготовитель, и оказывающий услуги, и выполняющий работы выполняют одинаковую, с точки зрения настоящего Закона, функцию - создают объект рекламы.

Исходя из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Понятие «предпринимательская деятельность» содержится в абзаце 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ и определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Статья 437 Гражданского кодекса РФ рассматривает рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, как приглашение делать оферту, если иное прямо не указано в предложении. Таким образом, если объявление связано с осуществлением юридическим лицом коммерческой деятельности и направлено для привлечения потребителей, иных заинтересованных лиц, то оно, соответственно, отвечает требованиям понятия «реклама».

В свою очередь, объявление организации о приеме на работу без дополнительного привлечения к ней внимания с указанием наименования работодателя, вида его деятельности, характеристики предлагаемой работы и т.п., либо объявление государственного высшего учебного заведения об оказании образовательных услуг на безвозмездной основе к информации рекламного характера не относятся.

На основании вышеизложенного, представитель антимонопольного органа полагала, что отличительным моментом объявления, не связанного с предпринимательской деятельностью, от объявления, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, является именно целевое назначение информации.

Выслушав пояснения представителей заявителя и антимонопольного органа, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК письменные доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом, основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о рекламе, послужило требование Прокуратуры Камчатского края от 04.09.2009 № 21-07-2009 о проведении проверки рекламной информации ВУЗов, действующих на территории Камчатского края.

С учетом установленных обстоятельств антимонопольный орган усмотрел в действиях Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточного института управления, бизнеса и права признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев дело, 24.11.2009 комиссия Камчатского УФАС России пришла к выводам о том, что спорная реклама учреждения, размещенная в справочнике для поступающих – 2009 «Куда пойти учиться», является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании вынесенного решения № 2380/05 от 24.11.2009 материалы дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении заявителя, были переданы должностному лицу Камчатского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

Заявитель, не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд считает, что оспариваемое решение антимонопольного органа нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Исходя из положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона № 38-ФЗ определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. В силу части 7 названной статьи не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В то же время, пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающих возможность правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По образовательным услугам перечень и способы доведения информации до потребителя, обеспечивающих возможность правильного выбора определены в разделе 3 «Организация информирования абитуриентов», пунктах 20, 22, 32 Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009-2010 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2008 № 396.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде и деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию или свидетельство.

Таким образом, закон не требует доведения до потребителя полного текста лицензии и свидетельства о государственной аккредитации; лицензия и свидетельство о государственной аккредитации были указаны учреждением в объявлении во исполнение данной нормы права, о чем антимонопольный орган указывает на странице 5 обжалуемого решения, следовательно, доводы Камчатского УФАС России о нарушения заявителем действующего законодательства в части не доведения существенной информации до потребителя, в данном случае представляются неверными.

Кроме того, при анализе определения «реклама», как информации, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке, следует учесть, что указание в объявлении о наборе абитуриентов лицензии на образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации, а также указание в объявлении отсрочки от службы в армии и получение диплома государственного образца также не является применением рекламного воздействия на потребителя услуг для привлечения внимания к объекту рекламирования, поскольку не являются преимуществом института в сравнении с другими аккредитованными вузами, поскольку в данном случае рекламой является доведение до потребителя положений действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» достоверная информация о реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг).

В материалах дела имеются подтверждения соблюдения институтом установленного порядка ознакомления потребителя с информацией о предоставляемой услуге п.п. 2.4, 2.5. Устава НОУ ВПО Дальневосточный институт управления, бизнеса и права, копии заявлений абитуриентов (том 1, л.д. 31-60).

Таким образом, требование Камчатского УФАС России об обязательном указании в объявлении о приеме лиц на обучение аккредитованных и неаккредитованных специальностей не находит своего правового обоснования на основании действующего законодательства.

Не может быть принят во внимание и довод Камчатского УФАС России о том, что объявление государственного высшего учебного заведения об оказании образовательных услуг на безвозмездной основе относится к информации рекламного характера, а также, если объявление связано с осуществлением коммерческой деятельности и направлено для привлечения потребителей иных заинтересованных лиц, то оно, отвечает требованиям понятия «реклама», то есть пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 10 статьи 41 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266 «Об образовании» закреплено право государственного ВУЗа осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения, что не рассматривается как коммерческая (предпринимательская) деятельность.

На основании пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266 «Об образовании» платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на заработную плату, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Пункт 2 статьи 47 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266 «Об образовании» определяет перечень видов деятельности, относящихся к предпринимательской деятельности образовательного учреждения; законодатель в данной статье не разделяет образовательные учреждения на государственные и негосударственные и не включает в этот перечень образовательные услуги.

Таким образом, и государственные и негосударственные образовательные учреждения являются некоммерческими учреждениями, образовательная деятельность и тех и других не является предпринимательской. Поэтому законодатель не делает исключений и не разграничивает сообщения ВУЗов о наборе абитуриентов на обучение в зависимости от собственника вуза или платной (бесплатной) основы обучения при определении таких сообщений в пп.6 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» как объявлений, не связанных с предпринимательской деятельностью.

На основании вышеизложенного, следует считать, что в отличие от предпринимательских структур, возможности образовательных учреждений в вопросе привлечения внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке образовательных услуг, ограничены и регулируются лицензией на образовательную деятельность, в частности, установлением в лицензии предельного количества контингента обучающихся, исходя из условий обучения.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела о нарушении законодательства о рекламе № 21-05/57-2009 Р, Приложением 1 к Лицензии А № 283057, регистрационный номер 9382 от 06.09.2007, выданной институту Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (том 1, л.д. 17). Данное обстоятельство подтверждает отсутствие у образовательных учреждений цели получения прибыли в соответствии с действующим законодательством, а не максимального продвижения товара на рынке.

Этот факт также является доказательством, что образовательная деятельность не является предпринимательской, следовательно, сообщение о наборе контингента обучающихся в институт является объявлением, не подпадающим под действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Более того, сам антимонопольный орган в оспариваемом решении указывает, что Справочник, в котором размещена информация заявителя, адресован старшеклассникам, абитуриентам и их родителям (том 1, л.д. 20), то есть определенному кругу лиц, тогда как в силу закона рекламой признается информация, адресованная лишь неопределенному кругу лиц.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с удовлетворением заявленных требований, расходы института по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с антимонопольного органа в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 24.11.2009 по делу № 21-05/57-2009 Р о признании ненадлежащей рекламы Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточный институт управления, бизнеса и права, размещенной в справочнике для поступающих-2009 «Куда пойти учиться», признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону «О рекламе» и Федеральному закону «Об образовании».

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю в пользу Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточный институт управления, бизнеса и права расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья В.И. Решетько