АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4161/2012
12 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2012 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подскребышевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Камчатского территориального отдела государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении общества с ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности № 2 от 04.10.2012 года (сроком по 31.12.2012);
от лица, привлекаемого
к административной ответственности:
ФИО2 – представитель по доверенности б/н от 04.10.2012 года (сроком на один год)
установил:
Камчатский территориальный отдел государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, административный орган, Камчатский ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» (далее – Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.
С учетом мнений представителей Управления и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Представитель административного органа в судебном заседании заявление о привлечении Общества к административной ответственности поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Общества с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 13.08.2012 года Камчатской транспортной прокуратурой совместно с Камчатским ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора проведена проверка на предмет исполнения обществом с ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» требований воздушного законодательства при организации перевозок опасных грузов на воздушных судах.
В ходе проверки установлено, что 02.07.2012, 04.07.2012, 09.07.2012, 14.07.2012 и 18.07.2012 года Обществом на воздушных судах Ми-8Т, бортовые номера RA-22863, RA-22740, RA-22976, RA-24402 осуществлялись воздушные перевозки из аэропорта «Авачинский» опасных грузов, а также перевозки пассажиров одновременно с опасным грузом. При этом установлено, что аэропорт Авачинский ООО АК «Камчатские авиалинии» не имеет сертификата на право обслуживания и работы с опасными грузами.
Результаты проверки оформлены актом от 13.08.2012 года № 1.
20.09.2012 года заместителем начальника Камчатского ТО ГАН УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО1 в отношении Общества и в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении № 42-12. Действия Общества квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно положениям главы 25 АПК РФ данный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктами 22, 23 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года № 457 утверждены «Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», а также «Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Лицензионными требованиями названных Положений, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом как грузов, так и пассажиров, являются, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (подпункт «а» пункта 4 Положения о лицензировании).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 24.04.2000 года № 98 введены в действие обязательные для применения для предприятий и организаций всех видов собственности федеральные авиационные правила «Сертификация аэропортов. Процедуры» (далее – ФАП), устанавливающие порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к аэропортам как объектам, предназначенным для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ.
Пунктом 1.4 данных ФАП установлено, что сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность имеет своей целью следующее: создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации; обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения; охрану окружающей среды; защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.
В силу пункта 1.5 ФАП аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов, что представляет собой комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов.
Сертификация аэропорта проводится по заявке юридического лица, занимающегося аэропортовой деятельностью (п. 1.10 ФАП)
По результатам сертификации аэропортовой деятельности оформляются сертификаты соответствия установленного образца по каждому заявленному виду аэропортовой деятельности, либо дается отказ в выдаче сертификатов соответствия с необходимыми обоснованиями (пункта 1.11 ФАП).
Эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия гражданином или юридическим лицом не допускается (пункта 1.18 ФАП).
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что соблюдение всех сертификационных требований и условий является основной составляющей лицензирования воздушных перевозок грузов и пассажиров. Для получения лицензии эксплуатантом необходимо представить сертификаты соответствия на все осуществляемые виды работ, в том числе на виды аэропортовой деятельности. Отсутствие необходимой сертификации является нарушением подпункта «а» пункта 4 вышеназванных Положений о лицензировании.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по осуществлению перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов, для чего Обществом получены лицензии № ПП019 от 11.03.2011 года и № ПГ 0320 от 11.03.2011 года. Приложения к данным лицензиям предусматривают в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности разрешенные для полетов регионы и аэропорты в соответствии с частью «С» эксплуатационных спецификаций Сертификата эксплуатанта.
В материалах дела имеется действующий сертификат эксплуатанта № 127, которым удостоверяется, что Общество признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов в гражданской авиации, и способен осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата.
Из материалов дела также следует, что Общество осуществляет аэропортовую деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажей авиабилетов в собственном аэропорту «Авачинский». Обществом получен сертификат соответствия № ФАВТ КЧ.А.02.00025. Сфера деятельности данного сертификата – обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и груза (кроме опасного) в аэропорту «Авачинский».
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно пункту 3 указанной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою вину.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Имеющимися в материалах дела доказательствами (протокол об административном правонарушении № 42-12 от 20.09.2012 года, акт проверки № 1 от 13.08.2012 года, задания на полет № 737, 783, 727, 734, 825, 815 и 781, отчеты о полете воздушных судов за 02.07.2012, 04.07.2012, 09.07.2012, 14.07.2012 и 18.07.2012 года, сводные загрузочные ведомости от 02.07.2012, 04.07.2012, 09.07.2012, 14.07.2012 и 18.07.2012 года) подтверждается факт осуществления Обществом аэропортовой деятельности в аэропорту «Авачинский», связанной с обслуживанием опасного груза, при отсутствии действующего сертификата на осуществление данного вида деятельности.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении подписан законным представителем Общества без замечаний. В ходе судебного разбирательства по делу представитель Общества факт осуществления аэропортовой деятельности по обслуживанию опасного груза в аэропорту «Авачинский» не отрицала.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлено наличие события административного правонарушения и вина Общества в его совершении, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения общества с ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были соблюдены все необходимые процессуальные нормы КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, которые не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, арбитражным судом не установлено.
Санкция части 4 статьи 14.1 предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Обществом, судом не установлено.
При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств как отягчающих, так и смягчающих административную ответственность Общества, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых административным правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности назначить обществу с ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью авиационная компания «Камчатские авиалинии» (ОГРН <***>, место нахождения: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора)
Счет 40101810300000010001
ИНН <***>
КПП 272101001
ОКАТО 08401000000
БИК 040813001
КБК 10611690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск.
Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Д.Н. Довгалюк