ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4237/13 от 19.12.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4237/2013

20 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Довгалюка Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подскребышевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя Рыжикова Владислава Викторовича (ИНН 410100744258, ОГРН 304410133400014)

о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
 (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710) в рассмотрении заявления о формировании земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка под сооружением «подкрановые пути козлового крана с бетонированной площадкой для складирования груза» общей площадью 2369,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, д. 20, оформленного письмом от 16.07.2013 № 01-08-01/3183/13;

о признании незаконным бездействия Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившегося в уклонении от предоставления земельного участка под объектом недвижимости, в том числе в не утверждении и не представлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; не принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка; не подготовке и не направлении заявителю проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора,

при участии:

от заявителя:

Кравченко М.Н. - представитель по доверенности от 22.09.2011 (сроком на три года);

от заинтересованного

лица:

Пивторак Д.В. – представитель по доверенности № 01-08-01/2101/13 от 14.05.2013 (сроком до 31.12.2013)

установил:

индивидуальный предприниматель Рыжиков Владислав Викторович (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – заинтересованное лицо. Департамент) в рассмотрении заявления о формировании земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка под сооружением «подкрановые пути козлового крана с бетонированной площадкой для складирования груза» общей площадью 2369,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, д. 20, оформленного письмом от 16.07.2013 № 01-08-01/3183/13, а также о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в уклонении от предоставления земельного участка под объектом недвижимости, в том числе в не утверждении и не представлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; не принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка; не подготовке и не направлении заявителю проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.

В обоснование заявленных требований предприниматель, ссылаясь на положения пунктов 1, 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), на факт принадлежности ему на праве собственности объекта недвижимости – сооружение подкрановые пути козлового крана с бетонированной площадкой для складирования груза, общей площадью 2369,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, 20, а также на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.09.2012 по делу № А24-3079/2012, указывает, что 30.05.2012 он обратился в Департамент с заявлением о формировании и предоставлении в собственность земельного участка под вышеуказанным сооружением. Предприниматель указывает, что заявление Департаментом не рассмотрено, что расценивается заявителем как отказ в выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в предоставлении в собственность земельного участка.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представил суду копию акта приема-передачи земельного участка от 20.08.2013 и справочную информацию в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010113:314.

В судебном заседании 12.12.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 19.12.2013 для представления дополнительных доказательств.

В судебном заседании после перерыва представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции по делу. Представитель предпринимателя представила уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010113:314. Представитель Департамента представил суду копию письма Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Камчатскому краю от 12.12.2013 № 5014.

Представленные сторонами дополнительные документы приобщены судом к материалам дела.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Рыжикову Владиславу Викторовичу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – сооружение подкрановые пути козлового крана с бетонированной площадкой для складирования груза, назначение: сооружение, общая площадь 2358,4 кв. м, инв. № 5368, лит. 1, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, д. 20, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 41 АВ 057109 от 16.11.2009 (л.д. 28).

Согласно имеющегося в материалах дела заключения Камчатского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 147 от 06.08.2012 (л.д. 26-27), границы вышеуказанного объекта недвижимого имущества пересекают границы и накладываются на смежный земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010113:314.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 04.09.2012 по делу № А24-3079/2012 (л.д. 12-15) признан недействительным договор купли-продажи № 205-10 от 03.12.2010, заключенный между Департаментом и индивидуальным предпринимателем Максимовичем О.Ю. в отношении вышеуказанного земельного участка.

При рассмотрении данного дела арбитражным судом установлен факт пересечения границ принадлежащего индивидуальному предпринимателю Рыжикову В.В. объекта недвижимости с границами земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010113:314, а также установлено нарушение предусмотренных статьей 36 ЗК РФ прав предпринимателя на приобретение земельного участка, расположенного под принадлежащим ему сооружением, что противоречит основным принципам и началам земельного законодательства, закрепленным в статье 1 ЗК РФ.

Названным решением арбитражный суд обязал индивидуального предпринимателя Максимовича О.Ю. возвратить Департаменту земельный участок с кадастровым номером 41:01:010113:314.

30.05.2013 предприниматель обратился в Департамент с заявлением, в котором, ссылаясь на вышеуказанное заключение Камчатского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и решение арбитражного суда от 04.09.2012 по делу № А24-3079/2013, просил Департамент снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010113:314 и провести формирование земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества с последующим выкупом земельного участка в собственность (л.д. 9).

Письмом от 16.07.2013 исх. № 01-08-01/3183/13 Департамент сообщил предпринимателю о том, что рассмотрение вопроса о формировании земельного участка отложено до момента прекращения прав индивидуального предпринимателя Максимовича О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010113:314 (л.д. 10).

22.07.2013 предприниматель обратился в Департамент с письмом (л.д. 11), в котором, ссылаясь на прекращение прав индивидуального предпринимателя Максимовича О.Ю. на вышеуказанный земельный участок и приложив соответствующую кадастровую выписку о земельном участке, просил Департамент вернуться к рассмотрению вопроса о формировании земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимого имущества.

Полагая незаконным бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от предоставления земельного участка под объектом недвижимости, в том числе в не утверждении и не представлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; не принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка; не подготовке и не направлении заявителю проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора, расценив данное бездействие как отказ в рассмотрении заявления о формировании земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему сооружением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В пункте 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу вышеназванной нормы права местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Согласно пункту 1.2 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного Решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.06.2009 № 515-р, Департамент является органом администрации городского округа, уполномоченным на осуществление полномочий собственника в части решения вопросов местного значения в сфере архитектуры, градостроительства, а также органом, уполномоченным на осуществление полномочий собственника в части решения вопросов местного значения в сфере земельных отношений, переданных Департаменту от Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке перераспределения полномочий Петропавловск-Камчатского городского округа между органами администрации городского округа.

В соответствии с пунктом 3 Положения Департамент является органом администрации городского округа, уполномоченным на осуществление от имени городского округа прав владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, от имени собственника - Петропавловск-Камчатского городского округа, а также в соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу пунктов 4.2.11, 4.3.2, 4.3.5, 4.3.12 Положения, в функции и обязанности Департамента входит: выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка; предоставление и изъятие в установленном порядке земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступление в порядке, установленном законодательством и муниципальными правовыми актами городского округа стороной в сделках по приобретению в муниципальную собственность и отчуждению земельных участков; заключение от имени городского округа договоров купли-продажи земельных участков, договоров бесплатной передачи земельных участков, договоров безвозмездного срочного пользования земельных участков, договоров аренды, установление сервитутов, заключение иных предусмотренных законодательством Российской Федерации сделок в отношении земельных участков.

Как установлено судом и не оспаривалось представителем Департамента в ходе судебного разбирательства по делу, заявление предпринимателя о формировании земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости поступило в Департамент 30.05.2013.

При этом ни на дату обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением (15.10.2013), ни на дату рассмотрения настоящего дела арбитражным судом, испрашиваемый земельный участок по заявлению предпринимателя Департаментом не сформирован, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Департаментом не утверждена и, соответственно, не выдана предпринимателю.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение статей 65, 200 АПК РФ Департаментом не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий в своевременном утверждении и выдаче предпринимателю схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Получив заявление предпринимателя от 30.05.3013 о предоставлении ему в собственность земельного участка, Департамент был обязан в установленный пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ месячный срок определить местоположение границ испрашиваемого земельного участка и его площадь с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, с учетом красных линий, границ смежных участков, естественных границ земельного участка и выдать предпринимателю соответствующую схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой территории.

Из представленного суду акта приема-передачи земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010113:314 был возвращен Департаменту 20.08.2013.

Учитывая отсутствие зарегистрированных прав на данный земельный участок Департамент, осуществляя полномочия как собственника земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, так и обладая полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, имел возможность своевременно осуществить мероприятия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010113:314 с целью последующего формирования земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащим предпринимателю.

Вместе с этим, судом установлено, что с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета Департамент обратился лишь 01.11.2013.

Принимая во внимание установленный арбитражным судом при рассмотрении дела № А24-3079/2012 факт незаконного пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010113:314 с границами принадлежащего предпринимателю объекта недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что изначально неправильное формирование границ земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010113:314 и наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о данном земельном участке не может являться препятствием для реализации предпринимателем своего исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления предпринимателя от 30.05.2013 о предоставлении в собственность земельного участка Департамент не выполнил возложенные на него пунктами 6, 7 статьи 36 ЗК РФ обязанности, в связи с чем требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

В тоже время, оценив содержание письма Департамента от 16.07.2013 № 01-08-01/3183/13 в совокупности с действиями, совершенными заинтересованным лицом в целях предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка (возврат смежного земельного участка по исполнение решения арбитражного суда, обращение с заявлением о снятии данного земельного участка с кадастрового учета), суд приходит к выводу, что окончательное решение по заявлению предпринимателя от 30.05.2013 Департаментом не принято.

Таким образом, выводы предпринимателя об отказе Департамента в рассмотрении заявления о формировании и предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка материалами дела не подтверждены и носят преждевременный характер, в связи с чем у суда отсутствуют основаниям для удовлетворения заявленных требований в части признания такого отказа незаконным.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При этом мера, направленная на восстановление нарушенного права, формулируется исключительно арбитражным судом.

Суд учитывает, что согласно пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников правоотношений.

Исходя из вышеприведенных норм права, при рассмотрении настоящего дела суд должен исходить из требований справедливости и разумности при защите нарушенных прав и законных интересов заявителя.

С учетом вышеизложенного, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, суд считает необходимым возложить на Департамент обязанность в месячный срок с даты принятия настоящего решения утвердить и выдать предпринимателю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После осуществления государственного кадастрового учета данного земельного участка продолжить рассмотрение заявления предпринимателя от 30.05.2013 о выкупе земельного участка в сроки и в порядке, установленные пунктами 6 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из предмета и количества заявленных требований (признание незаконным отказа, признание незаконным бездействия) размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 400 рублей.

В связи с отказом в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным отказа Департамента в формировании и предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей относятся на заявителя.

В связи с удовлетворением требования предпринимателя о признании незаконным бездействия Департамента, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом данного требования в размере 200 рублей подлежат взысканию с Департамента в пользу заявителя.

Судом установлено, что при обращении в суд с настоящим заявлением предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 4000 рублей (квитанции ФГУП «Почта России» от 14.10.2013 и 15.10.2013). При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 3600 рублей признается судом излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Бездействие Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в уклонении от предоставления земельного участка под объектом недвижимости, в том числе в не утверждении и не представлении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; не принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка; не подготовке и не направлении заявителю проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора, признать незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в месячный срок с даты принятия настоящего решения утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Рыжикову Владиславу Викторовичу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После осуществления государственного кадастрового учета данного земельного участка продолжить рассмотрение заявления индивидуального предпринимателя Рыжикова Владислава Викторовича от 30.05.2013 о выкупе земельного участка в сроки и в порядке, установленные пунктами 6 и 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Рыжикова Владислава Викторовича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Рыжикову Владиславу Викторовичу из федерального бюджета 3600 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.Н. Довгалюк