АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4254/2012
22 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Камчатского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя:
ФИО1 – представитель по доверенности от 07.09.2012 (сроком до 31.12.2012);
от лица, привлекаемого
к административной ответственности:
ФИО2 – представитель по доверенности № КЭ-18-12/32Д от 01.01.2012 (сроком по 31.12.2012),
установил:
Камчатское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, Камчатское управление Ростехнадзора) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – Общество, ОАО «Камчатскэнерго») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации химически опасного производственного объекта без лицензии.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ОАО «Камчатскэнерго» в судебном заседании требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь, в том числе, на недоказанность события административного правонарушения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом, на основании распоряжения Камчатского управления Ростехнадзора № 481-к от 31.07.2012 в отношении ОАО «Камчатскэнерго» проведена выездная проверка, в ходе которой обнаружено, что Общество эксплуатирует в составе филиала «Камчатские ТЭЦ» опасные производственные объекты – площадка подсобного хозяйства ТЭЦ-1 и площадка подсобного хозяйства ТЭЦ-2. Указанные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (№ А75-00294-001 и (№ А75-00294-005), что подтверждается приложением к свидетельству о регистрации от 20.09.2011. В ходе проверки установлено, что ОАО «Камчатскэнерго» применяется серная кислота и аммиак. Общее количество серной кислоты, находящейся в обращении на объектах Общества на момент проверки, составляло 41,9 тонны, в том числе на ТЭЦ-1 – 21,8 тонны, наТЭЦ-2 – 20,1 тонны. Для хранения серной кислоты ОАО «Камчатскэнерго» применяются специализированные баки на ТЭЦ-1 – две емкости по 16 м.куб., на ТЭЦ-2 – две емкости по 32 м. куб. По состоянию на 14.09.2012 Общество не имеет оформленной в установленном порядке лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов, на которых хранится и используется серная кислота и ее соединения, что является нарушением пункта 13 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) и пункта 3 Положения о лицензировании химически опасных производственных объектов, утвержденного постановление Правительства РФ от 14 июля 2006 года № 429.
По результатам проверки и на основании выявленных в ходе её проведения фактов административным органом 18.09.2012 в отношении ОАО «Камчатскэнерго» составлен протокол № 237ООН об административном правонарушении, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) установлено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
На основании приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе токсичные вещества.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 12, 13 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) определено, что лицензированию подлежат эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов и эксплуатация химически опасных производственных объектов.
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 № 429 (действующего в период спорных правоотношений), под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Постановлением Правительства РФ от 27.09.2012 № 992 «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов» использование токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, хранение токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды также включено в перечень работ, выполняемых на химически опасных производственных объектах, подлежащих лицензированию.
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2003 № 35 утверждены Правила безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей, действие которых распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, эксплуатирующие опасные производственные объекты, использующие опасные вещества, в том числе неорганические сильные кислоты - серную (H2SO4), азотную (HNO3), соляную (HCl), плавиковую (HF), хлорную (HClO4) и другие кислоты концентрации 15% масс. и выше в качестве сырья, реагентов; объекты, связанные с транспортированием, хранением, наливом, сливом указанных неорганических щелочей и кислот (независимо от вида тары).
Пунктом 1.3 названных Правил установлено, что организации, на которые распространяются требования этих Правил, должны иметь лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов.
Как видно из карточки учёта опасного производственного объекта и сведений о нём по состоянию на 31.05.2012, ОАО «Камчатскэнерго» на ТЭЦ-1 имеет 15 тонн кислоты, на площадке ТЭЦ-2 40 тонн кислоты (т. 2 л.д. 23).
Согласно справке по стоянию на 11.09.2012 в ОАО «Камчатскэнерго» в наличии фактически имеется 41,9 тонн серной кислоты (т. 2 л.д. 85).
ОАО «Камчатскэнерго» имеет лицензию ВП-00-010749 от 19.10.2011 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в части использования и хранения только воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ (т. 2 л.д. 13-17).
Из приложения № 3 к названной лицензии следует, что у ОАО «Камчатскэнерго» право на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в части использования и хранения токсических веществ, в которым относится серная кислота, отсутствует.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьёй 14.1 КоАП РФ, являются осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
Субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, вина которого согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается лишь выявлением наличия у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств, отвечающих требованиям главы 26 КоАП РФ (предмет доказывания, доказательство, оценка доказательств).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При этом, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
В силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в части использования и хранения токсических веществ без соответствующей лицензии, наличие полномочий административного органа и оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заявление о привлечении ОАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Довод Общества о том, что серная кислота используется в качестве окисляющего вещества, не принимается во внимание арбитражным судом по следующим основаниям.
Согласно подпункту «б» пункта 1 приложения Федерального закона № 116-ФЗ окисляющими веществами являются вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.
Доказательств тому, что серная кислота, используемая в ОАО «Камчатскэнерго», поддерживает горение, вызывает воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции, материалы дела не содержат, в судебное заседание не представлено.
Довод представителя Общество о том, что на основании выданной лицензии помимо работ, связанных с использованием и хранением воспламеняющихся, горючих, взрывчатых и окисляющих веществ, ОАО «Камчатскэнерго» имеет право осуществлять деятельность с использованием химически опасных производственных объектов, на которых хранится серная кислота, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Довод представителя Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Из акта проверки № 481-КМЛ видно, что факт использования и хранения токсических веществ без соответствующей лицензии выявлен 14.09.2012 (т. 1 л.д. 33-66).
Фактическое использование и хранение серной кислоты без лицензии является длящимся административным правонарушением.
Из материалов дела следует, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении были соблюдены все необходимые процессуальные нормы КоАП РФ.
ОАО «Камчатскэнерго» извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в 17 часов 18.09.2012 (т. 1 л.д. 82-84).
18.09.2012 в присутствии представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 28-32).
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона № 99-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, постановления Правительства РФ от 14.07.2006 № 429, однако ОАО «Камчатскэнерго» не предприняло всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в области эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а именно использование и хранение токсических веществ, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ОАО «Камчатскэнерго», не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго», имеющее основной государственный регистрационный номер <***>, находящееся в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Камчатское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
Счет 40101810100000010001
ИНН <***>
БИК 043002001
ОКАТО 30401000000
КПП 410101001
КБК 49811690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья И.Ю. Жалудь