ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4298/2011 от 21.11.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4298/2011

28 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2011 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи К.Ю. Иванушкиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Л. Захаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Администрации Раздольненского сельского поселения (ИНН 4105029815, ОГРН 1064141003255)

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 07.10.2011 АА № 4101192 по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя

Бадиков В.Н. – глава администрации;

Назаренко Т.С. – по доверенности от 31.08.2011, до 31.12.2011;

от административного органа

Литовченко Е.В. – по доверенности от 11.01.2011 № 08-Д, до 31.12.2011

установил:

Администрация Раздольненского сельского поселения (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее – Управление, административный орган) от 07.10.2011 АА №4101192, в соответствии с которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

По мнению заявителя, Управлением нарушен установленный статьей 29.7 порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Копия постановления вручена представителю заявителя 07.10.2011, при этом права и обязанности при рассмотрении дела не разъяснялись, не обеспечена возможность предоставить дополнительные доказательства по делу, давать пояснения, заявлять ходатайства и отводы.

Управление пришло к необоснованному выводу о совершении Администрацией правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. В ходе проведения мероприятий по обследованию лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, входящих в границы Раздольненского сельского поселения, выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Вместе с тем сведений о том, что Администрация является собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором земли, где выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, не представлено.

Также заявитель указал, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке в кадастровом квартале №41:05:0101038, этот земельный участок находится в бессрочном пользовании УМПКХ «Заречное», что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Администрации Елизовского муниципального района. Следовательно, мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления должно проводить указанное предприятие.

Кроме того, на территории Раздольненского сельского поселения организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на подведомственной администрации территории, принято соответствующее решение, утвержден план уборки несанкционированных свалок на территории поселения, заключены договоры с подрядными организациями. Соответствующие документы могли быть приобщены к материалам дела об административном правонарушении, однако, юридическое лицо было лишено такой возможности.

В судебном заседании представители Администрации поддержали требования по заявлению по изложенным в нем основаниям.

Управление направило отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении. Как указано в отзыве, Администрацией не приняты меры к ликвидации несанкционированных свалок, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления с выявленных свалок не организованы. Указанные несанкционированные свалки причиняют вред окружающей среде и представляют угрозу причинения такого вреда природной среде, здоровью и жизни человека, возникновения чрезвычайных ситуаций.

По мнению Управления, непринятием мер, направленных на защиту земель сельскохозяйственного использования и сельскохозяйственного назначения от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, Администрация не выполнила установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите и охране земель от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Указанным бездействием Администрация нарушила требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 18, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании изложенного Управление полагает, что заявитель правомерно признан виновным в совершении правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Кроме того, по мнению Управления, данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку непринятие мер по ликвидации мусорных свалок Администрацией Раздольненского сельского поселения нарушает права неопределенного круга граждан, не носит экономического характера, следовательно, спор должен рассматриваться в суде общей юрисдикции.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 31.05.2011 должностными лицами Управления Россельхознадзора, в присутствии ведущего специалиста Администрации по землеустройству Лабазиной Т.П. проводился объезд и обследование лесных насаждений, не входящих в лесной фонд (на основании письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 26.04.2011 № ФС-РХ-5/5119), расположенных в границах Раздольненского сельского поселения.

В ходе проведения мероприятий по обследованию лесных насаждений на землях сельскохозяйственного использования, входящих в границы Раздольненского сельского поселения, выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

1. В лесополосе, на земельном участке рядом с полем № 65 (75,2 га) - несанкционированная свалка твердых бытовых отходов: пластиковые и бумажные мешки, полиэтиленовая пленка, картонные коробки, гнилой картофель. Координаты несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, в точке стояния: 53°20'29.2"С, 158°16'48.8"В. Размеры несанкционированной свалки: длина - 50-55 м, ширина - 20-25 м; площадь – 1250 кв. м.

2. На земельном участке, в лесополосе, расположенной через дорогу от поля №71 (110,6 га) - частично присыпанная почвой несанкционированная свалка твердых бытовых отходов: пластиковые и бумажные мешки, полиэтиленовая пленка, картонные коробки. Координаты несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, в точке стояния: 53°20,31.16"С, 158°16'52.38"В. Размеры не присыпанной части несанкционированной свалки: длина – 30-35 м, ширина – 15-20 м, площадь – 700 кв. м.

3. На земельном участке в районе «Новые очистные», в лесополосе рядом с полем №22 (37,4 га) – многочисленные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: пластиковые и бумажные мешки, полиэтиленовая пленка, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, фрагменты изделий из пластмассы и металла, одежды, бытовых принадлежностей и т.п. Координаты несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, в точке стояния: 53°16'40.4"С, 158°18'29.7"В. Размеры лесополосы с многочисленными свалками: длина – 350 м, ширина – до 300 м; общая площадь – 105000 кв. м.

По факту выявления несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного использования и сельскохозяйственного назначения, входящих в границы Раздольненского сельского поселения, составлен акт без номера от 31.05.2011, определением от 31.05.2011 №АА 4100019 возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

01.06.2011 в адрес Администрации направлено требование о предоставлении информации в отношении вышеуказанных земельных участков (л.д. 42).

06.06.2011 Администрация на требование Управления направила ответ (исх. №823), в котором указала, что выявленные несанкционированные свалки бытовых отходов расположены на землях, входящих в границы Раздольненского сельского поселения. При этом указанные в акте и требовании земельные участки (лесополосы) в кадастровых кварталах 41:05:0101034, 41:05:0101038 использует УМП ОПХ «Заречное» на праве постоянного (бессрочного) пользования, то есть является землепользователем вышеназванных земельных участков. Разрешенный вид использования земельных участков – создание защитных лесных насаждений в зоне сельскохозяйственного использования, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (том 1 л.д. 45).

29.06.2011 в отношении Администрации Раздольненского сельского поселения Елизовского муниципального района составлен протокол об административном правонарушении № 0042157 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В объяснениях к протоколу законный представитель юридического лица указал, что с возбуждением дела об административном правонарушении не согласен, поскольку в силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация не является собственником, землепользователем или арендатором данного земельного участка. Земельный участок находится в бессрочном пользовании УМП ОПХ «Заречное» (том 1 л.д. 47-48).

05.07.2011 к протоколу составлено дополнение (том 1 л.д. 49), где указано, что земельные участки сельскохозяйственного использования находятся в государственной собственности с неустановленными границами на местности в связи с отсутствием межевания.

По рассмотрению указанного протокола, а также иных материалов дела об административном правонарушении начальником отдела земельного, семенного контроля и надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу вынесено постановление от 07.10.2011 № АА 4101192, которым юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Копия постановления 07.10.2011 вручена представителю по доверенности Т.С. Назаренко, которая указала, что лицу, привлекаемому к административной ответственности не разъяснены права, не предоставлена возможность дать пояснения по существу, представить дополнительные доказательства, сразу вручено постановление. С постановлением не согласна по существу, поскольку отсутствует состав административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация оспорила его в судебном порядке, обратившись в суд с настоящим заявлением.

Как указано в оспариваемом постановлении, выявленные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов расположены на землях, входящих в границы Раздольненского сельского поселения. Разрешенный вид использования земельных участков – создание лесных насаждений в зоне сельскохозяйственного использования, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается Приложением 19 к Закону Камчатского края «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Камчатской области об установлении границ отдельных муниципальных образований» от 07.06.2010 № 448.

По мнению административного органа, указанными действиями юридическим лицом нарушены требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 4, 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно оспариваемому постановлению Администрация непринятием мер, направленных на защиту земель сельскохозяйственного использования и сельскохозяйственного назначения от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного, не выполнила установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите и охране земель от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

На основании изложенного административный орган пришел к выводу о совершении Администрацией Раздольненского сельского поселения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу пункта 1 части 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

С учетом приведенных норм права суд считает, что при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подлежит доказыванию факт бездействия лица, являющегося собственником земельных участков, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельных участков установленных требований по охране земель либо конкретных обязательных мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и местными программами.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Описание события административного правонарушения в протоколе от 29.06.2011 № 0042157 сводится к изложению факта обнаружения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на земельных участках сельскохозяйственного использования с указанием на то, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения и входит в компетенцию Администрации. Вместе с тем данное деяние не охватывается диспозицией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

При этом в протоколе об административном правонарушении не указано, какие требования и обязательные мероприятия, необходимые для улучшения, защиты земель и охраны почв от ветровой, водной эрозии и предотвращения других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель не выполнены Администрацией.

Кроме того, при вынесении постановления административным органом необоснованно оставлена без внимания представленная Администрацией справка Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования от 31.08.2011 № 2208 (том 2 л.д. 60), в которой указано, что несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, входящие в границы Раздольненского сельского поселения, находящиеся в координатах, приведенных в акте от 31.05.201, протоколе об административном правонарушении, расположены на уточненном земельном участке с кадастровым номером 41:05:00:33, предоставленном УМП ОПХ «Заречное» в постоянное (бессрочное пользование).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом в протоколе об административном правонарушении не зафиксированы доказательства того, что лицом, совершившим административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, является Администрация, не доказано наличие в действиях заявителя события вменяемого нарушения, вина в его совершении.

Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе в связи с неверным определением субъекта административного правонарушения, недоказанность события административного правонарушения, вины в совершении противоправных действий, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, Управлением в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не опровергнуты доводы заявителя о том, что ему не была предоставлена возможность реализовать права, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, то есть непосредственно участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный орган не доказал наличие в действиях Администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы Управления о том, что данный спор не подведомственен арбитражному суду, не основаны на нормах АПК РФ, поэтому не были приняты во внимание судом.

Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 07.10.2011 АА № 4101192 о назначении Администрации Раздольненского сельского поселения административного наказания по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья К.Ю. Иванушкина