ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4350/18 от 16.10.2018 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-4350/2018

23 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шимкивом Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района- муниципальное учреждение
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными  действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Камчатскому краю по указанию в выписке из лицевого счета  и акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 18835 от 08.12.2017 задолженности по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края по состоянию на 30.11.2017 в сумме 214 976 руб. 74 коп., без указания на невозможность взыскания этого долга в связи с пропуском сроков предъявления исполнительных листов в Управление Федерального казначейства по камчатскому краю, установленных статьями 21, 22 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Камчатскому краю исключить из лицевого счета Управления финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района сведения о задолженности по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края в сумме 214 976 руб. 74  коп..;

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности от 28.09.2018 № 08/682 (сроком на один год);

от заинтересованного лица:

ФИО2 – представитель по доверенности от 05.07.2018 № 04-02 (сроком по 31.12.2018);

установил:

Управление финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района- муниципальное учреждение (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  с заявлением  о признании незаконными  действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) по указанию в выписке из лицевого счета  и акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 18835 от 08.12.2017 задолженности по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края по состоянию на 30.11.2017 в сумме 214 976,74 руб., без указания на невозможность взыскания этого долга в связи с пропуском сроков предъявления исполнительных листов в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю, установленных статьями 21, 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Камчатскому краю исключить из лицевого счета Управления финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района сведения о задолженности по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края в сумме 214 976,74  руб.

 Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласилась, представила на обозрение суда акт сверки. Также представила справку о состоянии расчетов, которая в отсутствие возражений со стороны заявителя приобщена судом к материалам дела в соответствии со статьей 66 АПК РФ.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв с 12.10.2018 до 15 часов 30 минут  16 октября 2018 года.

Судебное заседание после перерыва  продолжено в 15 часов 30 минут 16 октября 2018 года,   в том же составе суда и при участии тех же представителей лиц,  участвовавших в нем до перерыва.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по делу.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управление финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение  зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2012 за основным государственным регистрационным номером <***>.

На основании Решения Думы Елизовского муниципального района от 09.11.2016  №918 «Об утверждении структуры Администрации Елизовского муниципального района» и Постановления Администрации Елизовского муниципального района от 28.11.2016 № 1152 «Об осуществлении мероприятий, связанных с реорганизацией Управления финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района муниципального учреждения» 10.07.2017 к Управлению финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района присоединено Управление финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района.

10.04.2013 в результате реорганизации к Управлению финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района присоединен Отдел по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства Администрации Елизовского муниципального района – муниципального казенного учреждения.

На основании Решения Думы Елизовского муниципального района от 19.02.2010 № 1022 Управление коммунального хозяйства – муниципальное учреждение переименовано в Отдел по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение.

На основании Решения Думы Елизовского муниципального района от 29.06.2006 № 149 Управление жилищно-коммунального хозяйства и отдел транспорта, автомобильных дорог и связи реорганизованы путем их слияния в Управление коммунального хозяйства.

Согласно Выписке из лицевого счета Управления финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района по состоянию расчетов с бюджетом по состоянию на 31.12.2016 за Управлением числилась задолженность по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края.

По данным МИФНС России № 3 по Камчатскому краю за Управлением финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района числилась задолженность по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края в общей сумме 235 559,30 руб.

В связи с изложенным, управление финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района обращалось с исковым заявлением в Арбитражный суд о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Камчатскому краю по указанию в выписке из лицевого счета задолженности по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края в сумме 235 559,30 руб., без указания на невозможность взыскания этого долга в связи с пропуском сроков предъявления исполнительных листов в Управление Федерального казначейства по камчатскому краю, установленных ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако в удовлетворении данного заявления по делу № А24-5049/2016 судом было отказано в связи с несоблюдением претензионного порядка обжалования.

После чего, действия инспекции по указанию в выписке из лицевого счета по состоянию расчетов с бюджетом по состоянию на 31.12.2016, в соответствии с частью 2 статьи 138 НК РФ, были обжалованы в Управление федеральной налоговой службы Камчатского края. Решением от 06.06.2017 в удовлетворении жалобы было отказано.

С целью уточнению  задолженность последним был запрошен акт сверки расчетов. Согласно, представленного Инспекцией  акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 08.12.2017  № 18835, по состоянию на 30.11.2017 года задолженность Управления финансово-бюджетной политики Администрации Елизовского муниципального района по уплате государственной пошлины  по исполнительным листам Арбитражного суда Камчатского края составила сумму 173 895,91 руб., по оплате государственной пошлины по исполнительным листам судов общей юрисдикции составляет 56 240,83 руб.

Действия Инспекции по указанию в акте сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 08.12.2017  № 18835 задолженности по оплате государственной пошлины заявителем  были обжалованы в Управление Федеральной налоговой службы Камчатского края.

В ходе рассмотрения данной жалобы Инспекцией внесены корректирующие записи в КРСБ Управления финансово-бюджетной политики и на 01.06.2018  задолженность по уплате государственной пошлины составила сумму 214 976,74 руб. В удовлетворении требований в части исключения из КРСБ заявителя указанной суммы задолженности решением от 06.06.2018 отказано.

Полагая, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Камчатскому краю по указанию в выписке из лицевого счета  и акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 18835 от 08.12.2017 задолженности по оплате государственной пошлины за рассмотрение гражданских дел, взысканной по решениям судов общей юрисдикции и Арбитражного суда Камчатского края по состоянию на 30.11.2017 в сумме 214 976 руб. 74 коп., без указания на невозможность взыскания этого долга являются незаконными,  заявитель  обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявленных требований.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом.

Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определен Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

Содержание акта о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В статьях 45–47 НК РФ установлен порядок исполнения обязанности по уплате налога (пени, штрафа) для организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе добровольный (статья 45) и принудительный (статьи 46–47).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, неисполнение которого является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности в порядке статей 46, 47 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (пункт 1). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46).

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации регламентирована процедура принудительного взыскания задолженности, порядок и сроки реализации.

 Вместе с тем,  в данном случае меры принудительного взыскания были осуществлены ранее в  ином  –  судебном  порядке и иными лицами.  В связи с чем указанный выше порядок  не применяется.   

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда в соответствии с положениями статей 16, 318 АПК РФ обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок исполнения судебных актов арбитражного суда предусмотрен  статьей 318 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу части 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.

Согласно части 3 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Как указано выше,  принудительное исполнение судебного акта  производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа,  в связи с чем, органы Федерального казначейства, руководствуясь положениями пунктов 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Порядок исполнения судебных актов арбитражного суда предусмотрен  статьей 427  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – ГПК  РФ).

Согласно части 1 статьи 428  ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления.

Как указано выше,  принудительное исполнение судебного акта  производится на основании выдаваемого судом исполнительного листа,  в связи с чем органы Федерального казначейства, руководствуясь положениями пунктов 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.

Таким образом,  принудительное исполнение  вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции осуществляется способами, установленным ГПК  РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» – путем предъявления исполнительного  листа для его принудительного исполнения   в  Федеральную службу  судебных приставов и ее  территориальные органы или Бюджетным кодексом Российской Федерации,  а  не повторным предъявлением налоговым органом иска о  взыскании задолженности по уплате государственной пошлины  на основании исполнительных листов,  выданных  судами  общей юрисдикции –  в судебном порядке.

Довод  заявителя  о пропуске   срока для предъявления исполнительных листов  к исполнению судом рассмотрен.

Статьей 322 АПК РФ установлено, что взыскатель, пропустивший срок                               для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в                                        арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.

Аналогичный порядок исполнения судебных актов определен разделом VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 38 Кодекса административного судопроизводства.

При таких обстоятельствах, с целью реализации своего права на принудительное взыскание задолженности по ранее взысканной государственной пошлине, налоговый орган не лишен возможности и может обратиться в Арбитражный суд Камчатского края с заявлениями о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительных листов арбитражного суда к исполнению в порядке статьи 322 АПК РФ, а также в суды общей юрисдикции с аналогичными заявлениями в порядке, определенном соответствующим процессуальным законодательством.

Доказательств того, что  налоговый орган обращался в суды и ему было отказано  в восстановлении сроков на предъявление исполнительных листов к исполнению,   материалы дела не  содержат, налоговым органом не подтверждается и заявителем не заявлялось.

 Кроме того, судом  принимается также  во внимание выводы,  содержащиеся во  вступившем в законную силу  решении Арбитражного суда Камчатского края  от  02.10.2015 по делу № А24-2760/2015, которым заявителю было отказано в признании государственной пошлины безнадежной к взысканию.           

При таких обстоятельства отражение в оперативно-бухгалтерском учете налогового органа  наличие  задолженности по  уплате государственной пошлине ранее взысканной в судебном порядке   и отражении  ее в выдаваемых актах сверки   не противоречит  законодательству.

 Судом также принимается во внимание пояснения представителя заинтересованного лица в отношении принятия мер по отражению (не отражению) спорных сумм в дальнейшем.       

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное,  требования удовлетворению не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 101, 110,  167–171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований  отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                       А.М. Сакун