ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4355/09 от 26.10.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4355/2009

02 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колпаченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «УЮТ»

о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю от 12.08.2009 в государственной регистрации договора аренды земельного участка и обязании провести государственную регистрацию

заинтересованное лицо:

Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности от 25.10.2009, сроком действия по 31.12.2009;

от УФРС:

ФИО2 – представитель по доверенности №37 от 29.04.2009 сроком действия до 31.12.2009;

ФИО3 – представитель по доверенности №38 от 29.04.2009, сроком действия до 31.12.2009;

от заинтересованного лица:

ФИО4 – представитель по доверенности от 01.10.2009 сроком действия по 31.12.2009;

ФИО5 – представитель по доверенности от 11.01.2009 сроком действия до 31.12.2009

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УЮТ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю (далее – Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации договора аренды земельного участка и обязании провести государственную регистрацию.

В заявлении указало, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю считает необоснованным и незаконным по следующим основаниям. В отказе содержится указание на то обстоятельство, что паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости от 05.11.2008 №С-05/08-4910), выданный Территориальным отделом Роснедвижимости по Камчатском) краю не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку содержит сведения о частях земельного участка с отдельными учетными номерами, что не позволяет идентифицировать земельный участок, а также определить предмет договора аренды. Вместе с тем, по мнению заявителя, вышеуказанный документ соответствует требованиям п.1 ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ. Указания каких-либо иных сведений указанный закон не требует. Кроме того, в соответствии с абз.4 и.3 ст. 12 (в отказе неправильно указан абзац пункта 3 ст. 12) идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета. Органом кадастрового учета земельному участку, который является предметом договора аренды от 04.06.2009 № 100/А, присвоен кадастровый номер 41:05:00:60, что позволяет идентифицировать его как отдельный объект недвижимости и определить предмет договора аренды. Также заявитель указал, что в отказе в государственной регистрации договора аренды регистрационная служба ссылается на то, что статьей 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются только гражданам, а не юридическим лицам. Вместе с тем, положения об особенностях предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и юридическим лицам, закреплены в статье 30.2 Земельного кодекса РФ. Именно указанными положениями Земельного кодекса РФ и руководствовалось Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, а не положениями ст.30.1 Земельного кодекса РФ. В отказе содержится указание на разночтение в документах, а именно: в информационном сообщении о проведении открытого аукциона указано разрешенное использование земельного участка - под индивидуальную жилую застройку, в протоколе результатов открытого аукциона, в договоре аренды и в кадастровом паспорте указано разрешенное использование - под индивидуальную застройку, что противоречит п.1 ст.18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ. В данном случае информационное сообщение не является документом, который устанавливает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, и по мнению заявителя, не подлежит проверке в соответствии с указанной нормой. Все правоустанавливающие документы - протокол, договор аренды, кадастровый паспорт - соответствуют требованиям действующего законодательства и содержат указание на разрешенное использование земельного участка под индивидуальную застройку. Кроме того, результаты открытого аукциона не оспаривались ни его участниками, ни иными заинтересованными лицами. В судебном порядке ни сам аукцион, ни какие-либо документы не признавались недействительными и не соответствующими требованиям закона.

В отказе также содержится указание на нарушения требований п.3 ст.70.1, п.3.1 ст.22 Земельного кодекса РФ, поскольку в кадастровом паспорте есть указание на включение земельного участка в резерв земель Новоавачинского сельского поселения, земли для государственных и муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более 7 лет, договор же аренды заключен на срок до 10 лет. По мнению заявителя, с указанным выводом регистрирующего органа нельзя согласиться по основаниям, указанным в п.1 ст. 70.1 и п. 2 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель Общества требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Управления требования заявителя не признали по основаниям и доводам, изложенным в представленном ранее отзыве на заявление. Пояснили, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) не содержит записей на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый номер 41:05:00:60, местоположение: участок находиться примерно в 290 м. по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>. Идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета. В качестве описания спорного объекта недвижимости заявителем был представлен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из кадастра недвижимости) от 05.11.2008 № С-05/08-4910, выданный Территориальным отделом № 2 Управления Роснедвижимости по Камчатскому краю. Однако выписка содержит сведения о частях земельного участка с отдельными учетными номерами, что не позволяет идентифицировать земельный участок, а также определить предмет вышеуказанного договора аренды. В представленных на государственную регистрацию документах указано разрешенное использование земельного участка - под индивидуальную застройку, тогда как с заявлением на государственную регистрацию договора аренды обращается юридическое лицо. Кроме этого, в представленных на государственную регистрацию документах имеются разночтения, а именно: в информационном сообщении о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного под индивидуальную застройку, опубликованное 29.04.2009, разрешенное использование указано - под индивидуальную жилую постройку, тогда как в протоколе результатов открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка № 100/А от 04.06.2009, в кадастровом паспорте земельного участка от 05.11.2008 разрешенное использование указано - под индивидуальную застройку, что противоречит п. 1 ст. 18 Закона о регистрации. В представленном кадастровом паспорте земельного участка от 05.11.2008 в графе «Фактическое использование» указано - для включения в резерв земель Новоавачинского сельского поселения (46000) кв.м.), тогда как разрешенное использование вышеуказанного земельного участка - под индивидуальную застройку. В соответствии с п. 3 ст. 70.1, п. 3.1 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. Однако представленный договор № 100/А аренды земельного участка от 04.06.2009 заключен на срок до 04.0.2019, т.е. на 10 лет. Считают, что решение об отказе в государственной регистрации договора №100/А аренды земельного участка от 04.06.2009 законно и обоснованно, вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Представители заинтересованного лица - Управления архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования Администрации Елизовского муниципального района - поддержали позицию заявителя, полагают требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению. Дополнительно представили письменное мнение по заявленным требованиям, согласно которому указали, что кадастровый план земельного участка является выпиской из Государственного земельного кадастра, подтверждающий существование объекта недвижимости. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Органом кадастрового учета земельному участку, который является предметом договора аренды от 04.06.2009 №100/А, присвоен кадастровый номер 41:05:00:60, что позволяет идентифицировать его как отдельный объект недвижимости и определить предмет договора аренды. Земельный участок, являющийся предметом договора аренды от 04.06.2009, образован путем объединения нескольких земельных участков, ему присвоен единый кадастровый номер, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Указанный земельный участок является объектом гражданских прав и свободно находится в гражданском обороте. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 41:05:00:60, представленный для государственной регистрации, соответствует требованиям п.1 ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ. Одним из оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка является разночтение в документах. Вместе с тем, информационное сообщение не является документом, который устанавливает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество. Правоустанавливающие документы - протокол, договор аренды, кадастровый паспорт соответствуют требованиям действующего законодательства и содержат указание на разрешенное использование земельного участка под индивидуальную застройку. Кроме этого, предметом торгов являлся земельный участок, предоставленный для индивидуальной застройки, а не для индивидуального жилищного строительства. Термин «индивидуальная» относится не к порядку осуществления строительства (каждым гражданином самостоятельно), а к типу застройки (жилых домов), которые будут являться результатом строительства (индивидуальные жилые дома). При предоставлении земельного участка Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования руководствовалось положениями ст. 30, п.п. 1,2 ст. 30.1, ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, регулирующими порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства, а не п. 3 ст. 30.1, определяющим порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Этот факт следует из всех документов, предоставлявшихся на государственную регистрацию прав.

Во исполнение определения суда от 14.10.2009 представили копию постановления главы Елизовского муниципального района №485 от 27.04.2009, которая приобщена судом к материалам дела в порядке ст. 66 АПК РФ.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «УЮТ» в лице директора ФИО6, действующее на основании приказа №1 от 10.09.2007 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка №100А от 04.06.2009 на объект недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер 41:05:00:60, месторасположение: участок находится примерно в 290 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Камчатский край, Елизовский район, ул.Шоссейная, д.51.

В качестве основания государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества Обществом представлен договор аренды земельного участка №100/А от 04.06.2009.

14.07.2009 по результатам правовой экспертизы государственная регистрация договора аренды права была приостановлена сроком до 13.08.2009 на основании п.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с указанием причин, приведших к приостановлению государственной регистрации. До окончания установленного срока причины, препятствующие государственной регистрации прав, устранены не были.

12.08.2009 Управление сообщением №02/011/2009-318 в государственной регистрации договора аренды на основании абзацев 4,10 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - отказало.

Считая решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Следовательно, обжалование отказа соответствующего органа в государственной регистрации отнесено к подведомственности арбитражных судов.

Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

В силу части 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации устанавливается законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации предусмотрено, наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В статье 17 этого же закона установлен перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, к которым относятся:

- акты государственных и муниципальных органов;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные решения;

- ранее выданные акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются планы земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

Таким образом, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода права собственности на недвижимое имущество являются договоры, другие сделки.

Статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен порядок государственной регистрации. Согласно пункту 1 данной статьи государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

- прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от (далее – Закон № 122-ФЗ, Закон) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Согласно статье 17 Закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно части 1 статьи 6 и статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (абз. 4 п. 3 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. Доказательством существования земельного участка и установления его территориальных границ является выданная уполномоченным органом кадастровая карта (план) земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При этом данные, позволяющие определённо установить объект аренды, могут содержаться как в самом договоре, так и в приложении, являющемся неотъемлемой частью договора аренды.

По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 16.01.2009 года № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» пояснило, что в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

Образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

Все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Минэкономразвития России в письме от 16.01.2009 года № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» пояснило, что при несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств существования в настоящее время земельного участка, поскольку в кадастровом паспорта земельного участка от 05.11.2008 №С-05/08-4910 содержатся сведения о частях земельного участка с отдельными учетными номерами, т.е. существуют самостоятельные земельные участки с кадастровым номерами 41 05 0101075 349 и 41 05 0101076 30, которые поставлены на кадастровый учет. В связи с чем, невозможно идентифицировать данный земельный участок как объект земельных правоотношений и определить его как предмет договора аренды №100А от 04.06.2009.

Кроме того, как видно из сообщения регистрирующего органа, отказом в проведении регистрации послужило и то, что в представленных документах имеются разночтения, а именно: в информационном сообщении о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного под индивидуальную застройку, опубликованное 29.04.2009, разрешенное использование указано - под индивидуальную жилую постройку, тогда как в протоколе результатов открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка № 100/А от 04.06.2009, в кадастровом паспорте земельного участка от 05.11.2008 разрешенное использование указано - под индивидуальную застройку, что не позволит в полной мере подтвердить точное описание объекта недвижимого имущества и противоречит п. 1 ст. 18 Закона о регистрации, согласно которой документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Также, как установлено регистрирующим органом и следует из материалов дела, в представленном Обществом кадастровом паспорте земельного участка от 05.11.2008 в графе «Фактическое использование» указано – для включение в резерв земель Новоавачинского сельского поселения.

В соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

Вместе с тем, договор аренды земельного участка №100/А от 04.06.2009 заключен сроком до 04.06.2019, т.е. на срок, превышающий семь лет.

Анализ изложенных выше обстоятельств свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае имели место несколько самостоятельных оснований для отказа в государственной регистрации права в соответствии с п. 2 ст. 19, п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ, при этом наличие хотя бы одного из них является достаточным для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.

Расходы по государственной пошлине составляют 2 000 руб., относятся в силу ст. 110 АПК РФ на заявителя. Учитывая, что государственная пошлина уплачена заявителем при предъявлении заявления в полном объеме, взыскание ее не производится.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья О.Н. Бляхер