АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4421/2010
03 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении общества с ограниченной ответственностью Автотранспортное предприятие «Азия» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности
от 24.10.2008 (сроком на три года),
от лица, привлекаемого к административной ответственности
не явились
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Камчатское Управление Ространснадзора, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Автотранспортное предприятие «Азия» (далее – Общество, ООО «Азия») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.
В предварительном и судебном заседании представитель Камчатского Управления Ространснадзора заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени предварительного и судебного заседания извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило, а поэтому, арбитражный суд в соответствии со ст.ст. 123, 156 и ч. 3 ст. 205 АПК РФ приступает к рассмотрению дела по существу в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Выслушав объяснения представителя Камчатского Управления Ространснадзора, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом и следует из обстоятельств дела, Общество имеет лицензию № АСС 41 101616 от 28.08.2007 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В период с 20.09.2010 по 20.10.2010 административным органом проведена проверка деятельности Общества по вопросу соблюдения требований транспортного законодательства, в ходе которой установлено осуществление деятельности по перевозке пассажиров с нарушениями лицензионных требований и условий, в том числе не осуществляется учёт обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состояния и обустройства дорог, улиц и искусственных сооружений, остановок пассажирского транспорта; не организован режим рабочего времени и время отдыха водителей; на предприятии не проводятся служебные расследования ДТП.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки транспортной деятельности Общества № 265 от 20.10.2010, в котором нашло своё отражение названные нарушения.
Административным органом 20.10.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 147, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Статья 2 названного Федерального закона определяет, что лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом также регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637 (с изменениями, далее - Положение).
Согласно пункту 5.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, в организации должен осуществляться учет обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, трамвайных путей, остановок пассажирского транспорта, мест погрузки - разгрузки грузов.
Из акта проверки следует, что в Обществе имеется журнал учета обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состояния и обустройства дорог, улиц, искусственных сооружений, остановок общественного транспорта, при этом, записи обнаруженных недостатков отсутствуют.
Пунктами 7 и 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Из представленных путевых листов следует, что рабочая неделя водителя ФИО2 составила девять дней: 18.08.2010 рабочая смена составит 6:50 часов, 19.08.2010 рабочая смена составит 6:35 часов, 20.08.2010 рабочая смена составит 7:00 часов, 21.08.2010 рабочая смена составила 7:03 часов, 22.08.2010 рабочая смена составит 6:13 часов, 23.08.2010 рабочая смена составила 4:16 часов, 24.08.2010 рабочая смена составила 4:16 часов, 25.08.2010 рабочая смена составит 6:50 часов, 26.08.2010 рабочая смена составит 5:37 часов.
Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, основным из требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.
Как следует из акта проверки, 31.08.2010 на ул. Ленинградской произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобуса ДЭУ государственный регистрационный знак АВ198, принадлежащего Обществу, под управлением водителя ФИО2 Непосредственной причиной совершения ДТП явилось невыполнение водителем ФИО2 требований п. 2.3.1 Правил дорожного движения, обязывающего водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. По факту ДТП не было проведено служебное расследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
В соответствии с пунктом 2.1, подпунктами 2.3.1 и 2.3.8 пункта 2.3 Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22 декабря 2004 года № АН-392фс, Камчатское Управление Ространснадзора осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на него законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации. Осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; производство по делам об административных правонарушениях. Составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств соблюдения Обществом требований пунктов 7 и 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, а также пунктов 2.2 и 5.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, материалы дела не содержат.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность для соблюдения требований вышеназванных нормативных актов, однако ООО «Азия» не предприняло всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в области лицензирования и безопасности дорожного движения, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что нарушения, выразившиеся в неосуществлении учёта обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состояния и обустройства дорог, улиц и искусственных сооружений, остановок пассажирского транспорта; в неорганизации режима рабочего времени и время отдыха водителей; непроводении служебных расследований ДТП, являются нарушениями лицензионных требований и условий, а, поэтому, учитывая наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заявление Управления Ространснадзора о привлечении Общества к административной ответственности в названной части подлежит удовлетворению.
Согласно протоколу об административном правонарушении административный орган вменяет Обществу нарушения:
- квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 22.06.1998 № 75, а именно отсутствие квалифицированной подготовки по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом (специалистов ответственных за контроль графика движения - медицинские работники).
- Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006, а именно не прохождение аттестации по обеспечению безопасности дорожного движения (специалистов ответственных за контроль графика движения - медицинские работники).
Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Общество не может быть привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по названным пунктам по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, акт проверки от 20.10.2010 и протокол об административном правонарушении от 20.10.2010 не содержат указания на то, в чём именно выразилась нарушение приказа Минтранса России от 22.06.1998 № 75, а также постановления Правительства РФ № 637 от 30.10.2006, отсутствуют указания на нарушение конкретной нормы (пункта, части, раздела) названных нормативных правовых актов, какими работниками допущены нарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В целях соблюдения предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту от вменяемого обвинения в совершении противоправного деяния государственный административный орган обязан в своих процессуальных актах формулировать обвинение четко.
Из вышеизложенного следует то, что данное требование Камчатским управленим Ространснадзора в названной части не выполнено.
Ссылка представителя заявителя на те обстоятельства, что специалистами, ответственными за контроль графика движения являются медицинские работники, не может быть принята арбитражным судом во внимание, поскольку не подтверждена имеющимися в материалах дела документами.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Общества, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью Автотранспортное предприятие «Азия», имеющее основной государственный регистрационный номер 1024101226093, находящееся в г. Елизове Камчатского края по ул. Ларина, д. 4, кв. 19, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Управление госавтодорнадзора по Камчатскому краю)
Счет 40101810100000010001
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 10611690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.
Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья И.Ю. Жалудь