АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4427/2009
06 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2009 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Управления по недропользованию по Камчатскому краю
о признании недействительным сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю от 02.07.2009 № 01/025/2009-614 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества
заинтересованное лицо
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
при участии:
от заявителя
Кузнецова О.Р. – по доверенности от 12.10.2009 № АЛ2-04/818 до 31.12.2009;
Литвинов А.Ф. – начальник управления, удостоверение от 08.10.2007 № 326;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю
Корсакова В.А. – по доверенности от 22.04.2009 № 37, до 31.12.2009;
Онищенко Ю.Н. – по доверенности от 29.04.2009 № 38, до 31.12.2009;
от ТУ Росимущества в Камчатском крае
Шапошникова А.В. – по доверенности от 27.10.2009 № 27, до 31.12.2010;
Лебедева С.В. – по доверенности от 27.10.2009 № 32, на 3 года
установил:
Управление по недропользованию по Камчатскому краю (далее – заявитель, Управление по недропользованию) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю (далее – УФРС по Камчатскому краю) от 02.07.2009 № 01/025/2009-614 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Как указал заявитель, отказ в государственной регистрации обосновывается тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) открыт раздел на объект недвижимого имущества: Административное здание, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104 а. При этом ТУ Росимущества в Камчатском крае с заявлением о прекращении права собственности на здание и регистрацией прав на вновь образованный объект (нежилые помещения) не обращалось.
По мнению заявителя, распоряжение собственника о передаче нежилых помещений, расположенных в административном здании, в оперативное управление не означает выделение нового объекта недвижимости. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимого имущества, имеющего единый кадастровый номер и о котором имеются сведения, позволяющие идентифицировать эти части на кадастровом плане.
Управление по недропользованию считает неправомерной ссылку ответчика на пункт 9 статьи 12 Федерального закона № 122-ФЗ о необходимости внесения записей в новые разделы ЕГРП в отношении нежилых помещений как вновь образованных объектов недвижимости, поскольку названной нормой не исключается возможность внесения таких записей при регистрации права оперативного управления. Все необходимые документы, в том числе распоряжение собственника о закреплении нежилых помещений на праве оперативного управления, технический (кадастровый) паспорт на них, были представлены в регистрирующий орган в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ.
В судебном заседании представители Управления по недропользованию поддержали требования по заявлению по изложенным в нем основаниям.
ТУ Росимущества в Камчатском крае (далее – ТУ Росимущества) направило отзыв на заявление. Полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Из отзыва следует, что административное здание, в котором находятся спорные помещения, является собственностью Российской Федерации и учтено в реестре федерального имущества. Распоряжением от 16.07.2007 № 304-р за Управлением по недропользованию данные помещения были закреплены на праве оперативного управления. В силу статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
УФРС по Камчатскому краю ссылается на невозможность регистрации права оперативного управления на нежилые помещения, поскольку в ЕГРП открыт раздел на объект недвижимого имущества: Административное здание, в связи с чем собственнику необходимо обратиться с заявлением о прекращении права собственности на здание и регистрацией права на вновь образованный объект – нежилые помещения.
Вместе с тем, ТУ Росимущества полагает, что распоряжение от 16.07.2007 №304-р не является решением собственника о делении объекта недвижимости. Федеральный закон № 122-ФЗ не возлагает на собственника недвижимого имущества обязанности делить и повторно регистрировать свое право на отдельные части объекта недвижимого имущества, имеющего единый кадастровый номер.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества подержала доводы, изложенные в отзыве на заявление.
УФРС по Камчатскому краю направило отзыв на заявление, в котором требования по заявлению не признало, ссылаясь в обоснование своих доводов на статью 1, пункт 9 статьи 12, пункт 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ, пункт 36 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 (далее – Правила ведения ЕГРП).
В судебном заседании представитель УФРС по Камчатскому краю не признал заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что требования по заявлению Управления по недропользованию подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений пунктов 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Судом установлено, что административное здание, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, 104а, является собственностью Российской Федерации и учтено в реестре федерального имущества, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права и картой объекта (л.д. 38, 60).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Из материалов дела следует, что распоряжением ТУ Росимущества по Камчатскому краю от 16.07.2007 № 304-р (л.д. 70) с учетом изменений, внесенных распоряжениями собственника от 05.02.2008 № 19-р, от 03.09.2008 №253-р (л.д. 69, 72), за Управлением по недропользованию закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт. В административном здании, расположенном по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Согласно акту приема-передачи от 05.02.2008 (л.д. 68), вышеуказанные помещения переданы на баланс заявителю.
08.05.2009 в УФРС по Камчатскому краю Крикуном Н.Н., действовавшим от имени заявителя на основании нотариально удостоверенной доверенности, представлены документы на государственную регистрацию права оперативного управления, указанные в расписке о получении документов от 08.05.2009 (л.д. 53).
04.06.2009 государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 122-ФЗ на один месяц до 03.07.2009 (л.д. 47-49).
Поскольку в период срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, 02.07.2009 государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ (л.д. 45-46).
По мнению УФРС по Камчатскому краю, права могут быть зарегистрированы либо на здание или сооружение в целом, либо на самостоятельные вторичные объекты – нежилые помещения, входящие в его состав, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 122-ФЗ. Регистрация права собственности на нежилое помещение, входящее в состав здания, исключает возможность регистрации права на это здание.
В оспариваемом отказе указано, что в ЕГРП открыт раздел на объект недвижимого имущества: Административное здание, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104а, в состав которого входят заявленные нежилые помещения. Однако с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на данное здание и заявлениями о государственной регистрации прав на вновь образованные в результате разделения объекты недвижимости правообладатель вышеуказанного здания в УФРС по Камчатскому краю не обращался. Тогда как в силу пункта 9 статьи 12 Федерального закона № 122-ФЗ, пункта 36 Правил ведения ЕГРП в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы ЕГРП и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. Раздел ЕГРП на делимый объект недвижимого имущества должен быть закрыт.
Также регистрирующий орган указал, что согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация носит заявительный характер, то есть проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Однако с заявлением о прекращении права собственности на Административное здание и регистрацией прав на вновь образованные в результате разделения объекты недвижимости правообладатель не обращался.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права оперативного управления на указанные помещения является незаконным, Управление по недропользованию обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Из пункта 9 статьи 12 Федерального закона № 122-ФЗ следует, что в случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Вместе с тем, суд считает, что переданные в оперативное управление заявителю нежилые помещения, расположенные в административном здании, не являются вновь образованным объектом права собственности Российской Федерации, поскольку они расположены в здании, на которое государственная регистрация права собственности Российской Федерации была осуществлена в установленном порядке.
При этом объект недвижимого имущества – административное здание, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104а, не прекратил свое существование. Нежилые помещения, указанные в оспариваемом отказе, не стали вновь образованным объектом в праве собственности Российской Федерации. Они являются составной частью объекта капитального строительства – административного здания, которое является объектом права собственности Российской Федерации.
С учетом положений пункта 1 статьи 131, пункта 1 статьи 299 ГК РФ суд считает, что наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное административное здание не исключает возможности передачи уполномоченным органом и регистрации права оперативного управления на часть находящихся в нём нежилых помещений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерности указания регистрирующего органа на необходимость формирования нового раздела ЕГРП и представления ТУ Росимущества в Камчатском крае заявления о прекращении права собственности на административное здание и регистрацией прав на вновь образованные в результате разделения объекты недвижимости, так как в данном случае не имел места факт формирования нового объекта недвижимости.
Кроме того, суд считает, что наличие записи в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на административное здание не препятствует ответчику внести в ЕГРП запись о государственнойрегистрацииправаоперативного управления на спорные нежилые помещения на основании заявления, представленного заявителем в УФРС по Камчатскому краю 08.05.2009 с учетом документов, представленных после приостановления государственной регистрации.
Доводы УФРС по Камчатскому краю, содержащиеся в оспариваемом отказе относятся не к основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 122-ФЗ для отказа в совершении регистрационных действий, а к порядку заполнения ЕГРП, который регламентируется Правилами ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, суд пришёл к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ для отказа в регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у заявителя соответствующего права на данный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов не решался, так как заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 100, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю от 02.07.2009 № 01/025/2009-614 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилые помещения поз. 7 подвала, поз. 19-22, 22а, 22б, 23, 24а, поз. 25-29, 46 III эт., расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Беринга, д. 104А.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья К.Ю. Иванушкина