ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4431/08 от 01.11.2008 Пятого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                         Дело № А24-4431/2008

11 ноября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2008 года

Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2008 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Войсковой части 14086

о признании недействительным предписания от 19.08.2008 № 38-01-05/100 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (в части)

при участии:

от заявителя:

Васюков В.С. – представитель по доверенности
от 07.10.2008, на 1 год;

от ответчика:

 Болтенко К.А. – представитель по доверенности
от 05.02.2008 № 3, до 31.12.2008

установил:

Войсковая часть 14086 (далее – заявитель, в/ч 14086) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 19.08.2008 № 38-01-05/100 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае. Заявитель не согласен с абзацем 2 резолютивной части оспариваемого ненормативного акта, в соответствии с которым командиру войсковой части 14086 предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1,6, установленным для Камчатской области.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.01.1993 № 2 Минобороны России предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Пунктом 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76 предоставлено право крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Решением облисполкома Камчатской области от 23.03.1991 № 83 установлен для всех категорий лиц, работающих и проживающих на территории Камчатской области единый коэффициент равный 1,8.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 06.03.2008 № 15, в организациях, расположенных на территории Камчатского края, финансируемых из краевого бюджета, установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8. Аналогичный коэффициент устанавливался также Законом Камчатской области от 17.12.2004 № 234.

Кроме того, в/ч 14086 ссылается на приложение № 13 к приказу Министра обороны России от 08.03.1993 № 130 (которым установлен районный коэффициент 1,8 к заработной плате гражданского персонала Минобороны России в Камчатской области), постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 470/9 (которым установлен районный коэффициент 1,8 к заработной плате работников предприятий, организаций и флота рыбной промышленности, расположенных в Камчатской области).

По мнению заявителя, ответчиком труд военных и гражданского персонала в/ч 14086 необоснованно приравнен к труду работников, обслуживающих население отраслей непроизводственной сферы, поскольку постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18, на которое сделана ссылка в оспариваемом предписании, устанавливает районный коэффициент к заработной плате в размере 1,6 для работников просвещения, здравоохранения, торговли и общественного питания.

Заявитель считает, что постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 неправомерно принято во внимание ответчиком, поскольку оно постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6499/2007 признано утратившим силу, как носящее нормативный характер и не опубликованное.

Войсковая часть обязана руководствоваться действующим приказом Министра обороны от 08.03.1993 № 130, который устанавливает районный коэффициент к заработной плате гражданского персонала Минобороны РФ в Камчатской области в размере 1,8. Кроме того, действие данного приказа в части районного регулирования заработной платы гражданского персонала Минобороны РФ, распространено и на военнослужащих Минобороны РФ Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Заявитель полагает, что в данном случае возникла коллизия норм права, поскольку командир в/ч 14086 как должностное лицо обязан выполнять как приказ Министра обороны, так и обжалуемое предписание, которые противоречат друг другу.

 В судебном заседании представитель в/ч 14086 поддержал требования по заявлению по изложенным в нем основаниям.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – Территориальное управление) направило отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признало в полном объеме. По мнению Территориального управления, федеральным нормативным актом, устанавливающим размер районного коэффициента 1,6 для граждан на территории Камчатской области, является в настоящее время Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18. Ссылку заявителя на приказ Минобороны России № 130 ответчик полагает неправомерной, в силу того, что названное министерство не обладает полномочиями по установлению размеров районных коэффициентов. Кроме того, правомерность оспариваемого предписания подтверждается информационными письмами Минтруда России и Пенсионного Фонда Российской Федерации о размерах районных коэффициентов для работников, занятых в непроизводственных отраслях. 

В судебном заседании представитель Территориального управления требования по заявлению не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования по заявлению удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, что Территориальным управлением проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в/ч 14086 за 2007 год, в ходе которой выявлен факт неправомерного начисления войсковой частью заработной платы и денежного довольствия за счет средств федерального бюджета с применением районного коэффициента в размере 1,8 на общую сумму 9 961 012,84 руб. Вместе с тем, Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 для граждан на территории Камчатской области районный коэффициент определен в размере 1,6. Данный факт нашел свое отражение в составленном по результатам проверки акте от 01.08.2008 № 126 (страницы 13-14 акта).

19.08.2008 в адрес в/ч 14086 направлено предписание об устранении нарушений законодательства № 59 (исх. № 38-01-05/1100), в котором командиру войсковой части 14086 предписано производить начисление заработной платы и денежного довольствия с районным коэффициентом в размере 1,6, установленным для Камчатской области.

Не согласившись с данным предписанием, в/ч 14086 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании этого предписания недействительным.

В силу пункта 1 статьи 268 Бюджетного кодекса РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии с пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н (зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2005 № 6888), Территориальное управление полномочно направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Как установлено статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

   На территории Российской Федерации действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, из которого следует, что Камчатская область (в настоящее время – Камчатский край) относится к районам Крайнего Севера.

Согласно статье 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента, а также порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу.

Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 №308/П-18 (далее – Постановление № 308/П-18) утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно Приложению. Из пункта 4 данного приложения следует, что к заработной плате вышеуказанных работников на территории Камчатской области, за исключением Командорских островов, применяется районный коэффициент 1,60.

Учитывая, что Правительством РФ, как это предусмотрено ст. 316 ТК РФ, соответствующего постановления, устанавливающего размер районного коэффициента и порядок его применения до настоящего времени не принято, продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 380/П-18, что согласуется с требованиями ст. 423 Трудового кодекса РФ.

Размер районного коэффициента 1,6 для Камчатской области подтверждается также Информационным письмом департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995, в котором систематизированы установленные на федеральном уровне размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Судом отклоняются доводы в/ч 14086 о том, что Постановление № 380/П-18 не может применяться, так как признано утратившим силу на основании Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 №Ф04-6499/2007 (38377-А75-32) с 01.03.1991. При этом суд исходит из того, что арбитражные суды не наделены такими полномочиями в силу положений Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, из содержания указанного постановления арбитражного суда кассационной инстанции следует, что решение о признании Постановления №380/П-18 утратившим силу не принималось.

Доводы заявителя о том, что Постановление № 380/П-18 не опубликовано и, следовательно, утратило силу, суд считает неправомерными, так как данное постановление принято 04.09.1964, т.е. до введения в действие Конституции, и в связи с этим содержащееся в части 3 статьи 15 Конституции требование об обязательном официальном опубликовании правовых актов на него не распространяется.

Кроме того, Постановление № 380/П-18 принято Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы в пределах предоставленных ему на тот период полномочий и во исполнение Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620.

Согласно нормативным правовым актам бывшего Союза ССР районные коэффициенты устанавливались в различных размерах для производственных и непроизводственных отраслей народного хозяйства.

Хотя ныне действующая редакция статьи 316 ТК РФ не предусматривает возможности введения районных коэффициентов отдельно для производственных и непроизводственных отраслей, соответствующие положения ранее принятых нормативных правовых актов должны применяться в настоящее время. Такой вывод содержится в Определении кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11.03.2003 № КАС03-73 и Решении Верховного Суда РФ от 04.11.2002 №ГКПИ2002-1165.

Ссылка заявителя на Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 470/9 не может быть принята судом в обоснование правомерности начисления заработной платы и денежного довольствия с применением районного коэффициента 1,80, в связи с тем, что данным постановлением установлен районный коэффициент в размере 1,80 для Камчатской области работникам предприятий, организаций и флота рыбной промышленности.

            Отклоняются судом и доводы в/ч 14086 о том, что согласно приложению №13 к приказу Минобороны России от 08.03.1993 № 130, Камчатская область отнесена к районам, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,80, поскольку нормативными актами федерального уровня Министерству обороны РФ не делегированы полномочия на изменение районных коэффициентов. Кроме того, в государственной регистрации данного приказа было отказано (письмо Минюста России от 06.05.2003 N 07/4520-ЮД).

   В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.01.1993 № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты  труда гражданского персонала» (в редакции от 22.11.2006), Минобороны России предоставлено право применять, а не устанавливать районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. 

В соответствии с пунктом 284 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 30.06.2006 № 200  (зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2006 № 8304, опубликовано в «Российской газете» от 27.09.2006 № 215), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, денежное довольствие выплачивается с коэффициентами (районными, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и процентными надбавками к денежному довольствию в размерах и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях, с учетом особенностей, определенных настоящим Порядком.

При таких обстоятельствах суд считает, что применение заявителем при расчете заработной платы гражданскому персоналу и денежного довольствия военнослужащим районного коэффициента в размере 1,80 является неправомерным, а оспариваемое предписание является законным и обоснованным, вынесенным Территориальным управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Как следует из анализа части 1 статьи 198, части 4 статьи 200,  частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должен исследовать указанные решения, действия (бездействие) на предмет их соответствия закону, нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, только наличие этих двух условий в совокупности (несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя) может служить основанием для признания арбитражным судом оспариваемых решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждения как нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя,  так и несоответствие его закону, суд считает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 101, 110, 167-170, 176, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев  со дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                                                             К.Ю. Иванушкина