ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4434/2011 от 21.12.2011 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4434/2011

26 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2011 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению прокурора Камчатского края

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Медитекс» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от административного органа

ФИО1 – по доверенности от 24.11.2011 № 7/3-12128-2011, до 01.01.2012;

от ООО «Медитекс»

ФИО2 – по доверенности от 21.11.2011, на 3 года

установил:

прокурор Камчатского края (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Медитекс» (далее – ООО «Медитекс», Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как следует из заявления прокурора, поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении явились результаты проверки исполнения Обществом законодательства, направленного на профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ, в ходе которой выявлены нарушения Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Положение № 1) и Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Положение № 2), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 648.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал требования по заявлению в полном объеме. Полагает, что факт привлечения Общества 14.11.2011 к административной ответственности по статье 6.16 КоАП РФ судом общей юрисдикции по тем же обстоятельствам, выявленным в ходе вышеуказанной проверки, не может являться основанием для прекращения производства про делу об административном правонарушении по настоящему делу, пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в данном случае применению не подлежит. В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Выявив в действиях юридического лица разные составы административных правонарушений, прокурор вынес два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 6.16 КоАП РФ и по части 4 статьи 14. КоАП РФ.

Представитель ООО «Медитекс» в судебном заседании факты нарушений, выявленные в результате проверки, не отрицала. Вместе с тем полагала, что по своему характеру они являются незначительными и не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд пришёл к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Примечанием к указанной правовой норме установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пунктов 53, 54 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (действовавшего в период спорных правоотношений) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II и Список III в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ подлежит лицензированию.

На основании пункта 6 Положений №№ 1, 2 осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. «а» - «м», «о» и «п» пункта 5 Положений.

Согласно подп. «г», «з», «л», «м» пункта 5 Положений №№ 1, 2 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являются:

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 20 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ) и Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1148 (подп «г»);

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 29 Федерального закона № 3-ФЗ и порядка дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным (подп. «з»);

- соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) требований по допуску лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, установленных Правительством Российской Федерации (подп. «л»);

- соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных Правительством Российской Федерации (подп. «м»).

Как установлено судом, ООО «Медитекс» осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (вид деятельности: приобретение, хранение, использование), внесенных в Список II и Список III в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ на основании лицензий, выданных Министерством здравоохранения Камчатского края №ЛО-41-05-000042 от 12.11.2009, №ЛО-41-06-000040 от 12.11.2009 сроком действия до 12.11.2014.

Из материалов дела следует, что 13.10.2011 прокуратурой Камчатского края с привлечением Министерства здравоохранения Камчатского края проведена проверка исполнения Обществом законодательства, направленного на профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ.

По результатам проверки составлен акт от 13.10.2011, в котором зафиксированы нарушения Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 648.

Так, в соответствии со статьей 39 Федерального закона № 3-ФЗ при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.

Проведенной проверкой установлено, что журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, от 04.01.2011 ведется в Обществе с нарушением пунктов 3, 11, 12 и 14 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 644, а именно данный журнал не соответствует приложению № 1 к указанным выше Правилам (не предусмотрена графа об инвентаризации наркотических средств), отсутствует нумерация записей об операциях, связанных с приходом и расходом наркотических средств, отсутствуют отметки о результатах проведенной инвентаризации наркотических средств, записи в журнале регистрации о проведенных операциях подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, не заверяются, чем нарушен подпункт «м» пункта 5 Положений №№ 1 и 2.

Лица, допущенные к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, не ознакомлены с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, чем нарушены пункт 3 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 892, подпункт «л» пункта 5 Положений №№ 1 и 2.

В нарушение пункта 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н, психотропное лекарственное средство «Кетамин» с истекшим сроком годности хранится в сейфе с другими наркотическими и психотропными лекарственными средствами, срок годности которых не истек.

В трудовых договорах работников, имеющих доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, отсутствуют взаимные обязательства Общества и работников, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, чем нарушены пункт 3 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 892, подпункт «л» пункта 5 Положений №№ 1 и 2.

В нарушение пункта 13 Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1148, порядок хранения ключей от сейфа и помещения, в которых хранятся наркотические средства и психотропные вещества, а также используемых при опечатывании (пломбировании) печатей и пломбировочных устройств, приказом руководителя юридического лица не установлен, чем нарушен подпункт «г» пункта 5 Положений №№ 1 и 2.

Список лиц, имеющих право доступа в помещение, в котором осуществляется хранение наркотических средств и психотропных веществ, приказом руководителя Общества не утвержден, чем нарушены пункт 13 Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1148, подпункт «г» пункта 5 Положений №№ 1 и 2.

В комиссию по списанию и уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ООО «Медитекс» не включены представители органов охраны окружающей среды, чем нарушены требования статьи 29 Федерального закона № 3-ФЗ, пунктов 8, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.1999 № 647, подпункта «з» пункта 5 Положений №№ 1 и 2, пункта 1.6 Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2003 № 127.

24.10.2011 заместителем прокурора Камчатского края в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении ООО «Медитекс», которое в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлено в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о доказанности прокурором фактов несоблюдения Обществом требований подпунктов «г», «з», «л», «м» пункта 5 Положений №№ 1, 2, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административном правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса. При этом факты нарушений по всем приведенным в постановлении прокурора эпизодам Обществом не оспариваются.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, однако им не приняты все необходимые меры в целях соблюдения законодательства.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Как установлено судом, в соответствии с постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14.11.2011 ООО «Медитекс» привлечено к административной ответственности по статье 6.16 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. Постановление вступило в законную силу, штраф Обществом оплачен, что прокурором не оспаривается. Названная статья предусматривает административную ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Как следует из постановления суда общей юрисдикции от 14.11.2011, Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.16 КоАП РФ по тем же фактам нарушений законодательства о наркотических средствах, изложенных в акте проверки от 13.10.2011, постановлении прокурора от 24.10.2011, которые вменяются в нарушение Обществу по настоящему делу.

Вместе с тем наличие по одним и тем же фактам совершения противоправных действий (бездействия), выявленных по результатам одной проверки, постановления о назначении административного наказания (в данном случае постановления Петропавловск-Камчатского городского суда от 14.11.2011) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах требования прокурора о привлечении ООО «Медитекс» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ удовлетворению не подлежат ввиду наличия обстоятельства, исключающего привлечение Общества к административной ответственности (пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований по заявлению отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья К.Ю. Иванушкина