ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4594/12 от 22.01.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4594/2012

25 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 25 января 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сомова Е.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Баль Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику

обществу с ограниченной ответственностью «КамАтЛес» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 478 612,32 руб.

при участии:

от истца:

ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2013 (сроком до 31.12.2013);

ФИО2 – представитель по доверенности от 10.01.2013 (сроком до 31.12.2013);

от ответчика:

ФИО3 – представитель по доверенности от 26.11.2012 (сроком на 1 год).

установил:

Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – Агентство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КамАтЛес» (далее – общество) о взыскании 478 612,32 руб. неосновательного обогащения.

Требования заявлены на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что при заключении договора аренды лесных участков неверно был произведен расчет арендной платы, в результате чего ответчик вносил арендные платежи не в полном объеме, что привело к сбережению им денежных средств за счет федерального и регионального бюджетов.

В судебном заседании представители истца пояснили, что предусмотренные в договоре показатели, такие как виды заготавливаемой древесины (крупная, средняя, мелкая) и формы рубок (сплошные, выборочные), на основании которых производился расчет арендной платы, не соответствуют показателям, отраженным в проекте освоения лесов, при применении которых размер арендной платы будет составлять 369 955,30 руб. в год, вместо установленного в договоре 173 190 руб. в год. Указанные недостатки выявлены в ходе проверки Рослесхозом исполнения органами государственной власти Камчатского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Ответчик требования не признал, указав на надлежащее исполнение своих договорных обязательств по оплате пользования лесными участками. Сослался на то, что на момент заключения договора проект освоения лесов отсутствовал, а последующее утверждение такого проекта не влияет на размер арендной платы, который стороны согласовали в договоре. Полагает, что поскольку в договор не вносились изменения в части увеличения арендной платы в связи с выявленными ошибками в расчете, оснований для взыскания с общества соответствующей недоимки у Агентства не имеется. Указал также на то, что проект освоения лесов не отражает реальные показатели, в связи с чем, общество уплачивает в бюджет арендную плату в размере, значительно превышающем стоимость фактической вырубки.

Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

Согласно пунктам 1.1, 2.1, 2.4 положения об Агентстве лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края №165-П от 28.04.2011, Агентство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. В частности, Агентство осуществляет полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, по заключению договоров аренды лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

18.08.2008 между Агентством лесного и охотничьего хозяйства Камчатского края (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков №41-П, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить арендатору за плату на срок до 28.12.2014, находящиеся в государственной собственности лесные участки, указанные в пункте 2 договора, площадью 279,3 га, местонахождение: в пределах земель лесного фонда Ключевского лесничества (часть 2) в квартале 106 выделах 4, 8, квартале 107 выделах 12, 16, 31, квартале 108 выделе 21, квартале 142 выделе 20 Крапивненского участкового лесничества.

Приложением №2 к договору стороны определили характеристики лесных участков и насаждений, приложением №3 – цель и объем использования (для заготовки древесины).

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата определяется согласно приложению №4 на основании ставок платы за единицу площади лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее – постановление Правительства №310).

В приложении №4 приведен расчет арендной платы, которая с учетом характеристик лесных насаждений и видов рубок, а также корректирующих коэффициентов, составила 173 190 руб. в год; в приложении №5 определены сроки внесения арендной платы: не позднее 15 июня – 57 730 руб., не позднее 15 августа – 57 730 руб., не позднее 15 октября - 57 730 руб.

В силу пункта 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесных участков, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), а также может быть изменен в соответствии с ежегодно подаваемой лесной декларацией.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 14.01.2009. Передача лесных участков арендатору оформлена актом от 18.08.2008.

Согласно выписке из акта проверки Федеральным Агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) исполнения органами государственной власти Камчатского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений от 23.09.2011, при расчете арендной платы по договорам аренды лесных участков, в том числе по спорному, были допущены ошибки, в частности, расчет производился по сплошным и выборочным рубкам, в то время как проектом освоения лесов предусмотрен только сплошной способ рубки. В результате этого, как установил Рослесхоз, бюджет недополучил денежные средства от сдачи лесных участков в аренду в объемах, указанных в акте.

По результатам проведенной проверки Рослесхоз направил в адрес губернатора Камчатского края предписание №34 от 19.12.2011 об устранении выявленных нарушений, в том числе, по обеспечению погашения недоимки за пользование лесами.

Во исполнение предписания, Агентство письмом от 20.04.2012 уведомило общество о необходимости погасить выявленную задолженность.

Поскольку в добровольном порядке требование Агентства не было исполнено, оно обратилось в суд с настоящим иском о взыскании недоимки по арендной плате за период 2009-2011 годы.

В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу статей 606, 614 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, цены по договорам аренды участков лесного фонда являются регулируемыми.

В соответствии с пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (п. 2 ст. 73 ЛК РФ).

Согласно пункту 2 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР РФ от 16.07.2007 №184, действующих на дату заключения спорного договора, заготовка древесины осуществляется на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду. Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337.

В силу пункта 4 статьи 2, пункта 9 статьи 29 ЛК РФ Правила заготовки древесины являются нормативным правовым актом, регулирующим лесные отношения, следовательно, эти правила подлежали применению при заключении договоров аренды лесных участков. В этой связи размер арендной платы по указанным договорам должен определяться с учетом сведений, содержащихся в соответствующем проекте освоения лесов.

В судебном заседании на обозрение суда был представлен Проект освоения лесных участков общей площадью 279,3 га, предоставленных в аренду «КамАтЛес», изготовленный ФГУП «Рослесинфорг» и прошедший государственную экспертизу (утв. приказом Агентства от 20.01.2009 №221-пр), в котором (раздел 7, таблица 7.1) определен сплошной способ рубки по всей площади лесного участка. Однако в договоре от 18.08.2008 (приложение №4) предусмотрены формы рубок, как сплошные, так и выборочные.

Несоответствие условий договора сведениям, содержащимся в проекте освоения лесов, в том числе по форме рубки и категориям крупности, ответчиком не оспаривалось.

Постановлением Правительства №310 в таблице №1 установлены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом, из пункта 2 примечаний к таблице 1 следует, что при проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50 процентов.

Таким образом, неприведение условий договора в соответствие с проектом освоения лесных участков привело к неправильному начислению размера арендной платы по договору и как следствие, возникновению недоимки перед бюджетом.

Согласно представленному истцом расчету, который ответчиком не оспорен, размер арендной платы по договору от 18.08.2008 с учетом показателей, отраженных в проекте освоения лесных участков, должен был составлять не менее 369 955,30 руб. в год. Оснований для признания расчета неверным судом не установлено.

Вместе с тем плата за пользование лесными участками производилась обществом в спорный период исходя из стоимости аренды 173 190 руб. в год, что привело к образованию недоимки в сумме 478 612,32 руб.

Довод ответчика о том, что в договор не вносились изменения, связанные с увеличением арендной платы, судом отклоняется, поскольку в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Указание в договоре ставки аренды ниже, чем ставка, определенная с учетом показателей проекта освоения лесов, противоречит закону (п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 424 ГК РФ) и не освобождает арендатора от исполнения договора по цене, определенной с учетом упомянутого проекта.

Довод общества о том, что проект освоения лесов не отражает реальные показатели, в связи с чем, общество уплачивает в бюджет арендную плату в размере значительно превышающим стоимость фактической вырубки, документально не подтвержден.

Пунктом 1 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов составляют лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Пунктом 2 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 №32 установлено, что невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Документы, подтверждающие, что в связи с заключением договора аренды соответствующий проект составлялся обществом либо, свидетельствующих о том, что обществом оспаривался проект, составленный ФГУП «Рослесинфорг», в материалах дела отсутствуют.

Поскольку основанием пользования обществом лесными участками является договор аренды, положения статьи 1102 ГК РФ, на которые сослался истец в обоснование исковых требований, к спорным отношениям не применимы.

Однако данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу пункта 3 части 4 статьи 170 АПК РФ суд не связан правовыми основаниями заявленного требования и обязан дать правовую квалификацию сложившимся между сторонами правоотношениям с учетом указанных предмета иска и фактических обстоятельств, являющихся основанием иска.

С учетом изложенного, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании статей 606, 614, 424 ГК РФ, статей 71, 73 ЛК РФ.

Государственная пошлина по иску в сумме 12 572,24 руб. относится на ответчика и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета, поскольку истец в силу закона освобожден от её уплаты и не уплачивал при обращении с иском в суд.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КамАтЛес" в пользу Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края 478 612,32 руб. долга.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "КамАтЛес" в доход федерального бюджета 12 572,24 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Г. Сомов