ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4605/12 от 07.02.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4605/2012

14 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения изготовлена 07 февраля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2013 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю, выразившегося в неприостановлении операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах тринадцати главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района;

об обязании приостановить операции по расходованию денежных средств на счетах всех главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района

третьи лица

Управление финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Управление образования Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Управление здравоохранения и социальной защиты населения Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Администрация Елизовского муниципального района,

Управление делами Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Контрольно-счетная палата Елизовского муниципального района,

Дума Елизовского муниципального района,

Управление экономического развития администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района,

Управление дорожно-транспортного хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение,

Избирательная комиссия Елизовского муниципального района,

Управление имущественных отношений Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение,

при участии:

от заявителя

ФИО2 – по доверенности от 09.01.2013, на 3 года;

от УФК по Камчатскому краю

ФИО3 – по доверенности от 26.01.2012 № 38-15-14/10-22, до 31.12.2014;

от Управления делами Администрации ЕМР - МКУ

ФИО4 – по доверенности от 09.01.2013, до 31.12.2013;

от Администрации ЕМР

ФИО4 – по доверенности от 09.01.2013, до 31.12.2013;

от Управления имущественных отношений Администрации ЕМР - МКУ

ФИО4 – по доверенности от 23.01.2013, до 01.05.2013;

от Избирательной комиссии ЕМР

ФИО4 – по доверенности от 23.01.2013, до 01.05.2013;

от Управления финансов и казны ЕМР - МУ

ФИО5 – по доверенности от 05.02.2013, до 31.12.2013,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – УФК по Камчатскому краю), выразившегося в неприостановлении операций по расходованию денежных средств на всех счетах тринадцати главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района и об обязании приостановить операции по расходованию денежных средств на счетах всех главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района (с учетом уточнения предмета спора).

Как указал заявитель, 27.02.2012 он предъявил на исполнение в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю выданные Арбитражным судом Камчатского края исполнительные документы:

- исполнительный лист по делу №А24-4524/2010, выданный 19.11.2011, о взыскании денежных средств с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение;

- исполнительный лист по делу №А24-51/2011, выданный 22.11.2011, о взыскании денежных средств с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района;

- исполнительный лист по делу №А24-3172/2011, выданный 16.02.2012, о взыскании денежных средств с Отдела по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства – муниципальное казенное учреждение. При отсутствии или недостаточности денежных средств у Отдела по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства – муниципальное казенное учреждение, в порядке субсидиарной ответственности с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципального учреждения.

Также заявитель указал, что 18.04.2012 он направил в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю для исполнения исполнительный лист, выданный 11.04.2012 по делу №А24-4193/2011, о взыскании денежных средств с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципального казенного учреждения за счет средств казны Елизовского муниципального района.

По мнению заявителя, взыскание по всем вышеуказанным исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Камчатского края, в установленном законом порядке не производится.

Заявлением от 03.12.2012 ИП ФИО1 уточнил норму права, на основании которой заявлено его требование, ссылаясь на статью 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), которая устанавливает порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета.

Заявитель не согласен с позицией, изложенной в отзывах заинтересованных лиц, относительно того, что указанные в заявлении главные распорядители средств бюджета Елизовского муниципального района (далее – ЕМР), не являются структурными (обособленными) подразделениями Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района (далее – ЕМР), в связи с чем отсутствуют правовые основания для приостановления операций по расходованию денежных средств на их лицевых счетах.

Пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ предусмотрена обязанность органа Федерального казначейства осуществить приостановку операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных ) подразделений.

Данная норма, по мнению заявителя, не ограничивается только кругом обособленных подразделений, а указывает их «включая» именно по той причине, что не смотря на то, что такие обособленные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами, и на их лицевых счетах, также следует приостановить операции по движению денежных средств. Первично в данной норме указано на обязательность приостановки операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника.

Именно по той причине, что должником (основным либо субсидиарным) по всем судебным актам, на основании которых выданы исполнительные листы, указан Елизовский муниципальный район, и учитывая, что средства местного бюджета входят в состав казны муниципального образования согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ, то взыскание задолженности производится с муниципального образования за счет средств казны.

Соответственно взыскание средств с казны муниципального образования, производится в порядке статьи 242.5 БК РФ.

Согласно приложению № 18 к Решению «О бюджете Елизовского муниципального района на 2012 год» от 22.12.2011 № 37, функция главного распорядителя средств казны муниципального района в Елизовском муниципальном районе распределена на двенадцать главных распорядителей бюджета.

Заявитель полагает, что УФК по Камчатскому краю обязано было в соответствии с вышеуказанными требованиями БК РФ приостановить осуществление расходных операций на всех лицевых счетах главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района до момента исполнения требований исполнительного документа.

В судебном заседании представитель ИП ФИО1 поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю направило отзыв на заявление (том 1, л.д. 148-152), в котором считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, установлен статьей 242.5 БК РФ.

Судебными актами по делам № А24-4524/2010, № А24-51/2011, № А24-4193/2011, № А24-3172/2011 определен должник – Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение (далее – Управление финансов), выступающий от имени муниципального образования – Елизовский муниципальный район, с которого подлежат взысканию денежные средства в пользу ИП ФИО1

Пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ предусмотрена обязанность органа Федерального казначейства осуществить приостановку операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в течение трех месяцев.

По мнению УФК по Камчатскому краю, указанные тринадцать главных распорядителей средств бюджета ЕМР не являются структурными (обособленными) подразделениями Управления финансов. В связи с этим отсутствуют правовые основания для органа Федерального казначейства приостановить операции по расходованию денежных средств на их лицевых счетах.

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган местного самоуправления, орган местной администрации, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

В свою очередь, Управление финансов является не только главным распорядителем бюджетных средств, но и финансовым органом ЕМР, которое создано в целях реализации полномочий Администрации ЕМР по решению на территории района вопросов местного значения, в том числе: формирование, исполнение бюджета района, контроль за его исполнением, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Требования о взыскании денежных средств с казны муниципального образования в лице финансового органа исполняются в ином порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ, согласно которому исполнительные листы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования, а не в орган Федерального казначейства.

В настоящее время ответчик исполняет предъявленные исполнительные листы по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (в соответствии со статьей 242.5 БК РФ).

Также УФК по Камчатскому краю указало, что в материалах дела находится представленная заявителем копия заявления от 27.02.2012 № 2702/02 о направлении исполнительного листа, выданного по делу № А24-3172/2011 (л.д. 58), которое в адрес Управления не поступало. Заявления ИП ФИО1 от 17.03.2012 № 1703/01 о направлении на исполнение исполнительного листа, выданного по делу № А24-3172/2011, поступило в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 22.03.2012.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве, а также заявил о пропуске ИП ФИО1 процессуального срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия УФК по Камчатскому краю в части, касающейся исполнительных листов, выданных по делам №А24-51/2011, №А24-4524/2010. Уведомления о неисполнении должником требований данных исполнительных документов получены заявителем 04.06.2012. По мнению представителя ответчика, трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться именно с указанной даты. Однако, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд 26.10.2012.

Отдел по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства – муниципальное казенное учреждение (далее – Отдел по урегулированию задолженности) направил письменное мнение на заявление (том 1, л.д. 156-157), в котором указал, что главным распорядителем средств бюджета ЕМР является единственный главный распорядитель – Управление финансов и казны администрации ЕМР, а заявитель неверно трактует нормы права, приведенные им в заявлении. Остальные двенадцать учреждений, привлеченные к участию в деле, являются просто распорядителями бюджета ЕМР, и не могут выходить за рамки своих полномочий, распространяющихся на подведомственные им учреждения. Оснований для удовлетворения требований ИП ФИО1 не имеется.

Контрольно-счетная палата Елизовского муниципального района (далее –КСП ЕМР) направила отзыв на заявление, в котором полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Как указано в отзыве, судебными актами по делам № А24-4524/2010, А24-51/2011, А24-4193, А24-3172/2011 определен должник – Управление финансов, выступающий от имени муниципального образования – Елизовский муниципальный район, с которого подлежат взысканию денежные средства в пользу ИП ФИО1

При этом в соответствии с частью 6 статьи 29 Устава Елизовского муниципального района, статьей 2 Положения «О контрольно-счетной палате Елизовского муниципального района», утвержденного Решением Думы ЕМР от 12.02.2009 № 801 и Решением Думы ЕМР от 09.06.2006 № 133 «О создании контрольного органа ЕМР и об утверждении Положения «О контрольно-счетной палате Елизовского муниципального района» КСП ЕМР является постоянно действующим органом местного самоуправления и самостоятельным юридическим лицом, а не структурным (обособленным) подразделением ЕМР или Управления финансов. Признаки обособленных подразделений изложены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, они не являются юридическим лицами.

На основании изложенного КСП ЕМР полагает ошибочным применение заявителем к Контрольно-счетной палате ЕМР положений главы 24.1 БК РФ.

Управление делами – муниципальное казенное учреждение (далее – Управление делами) направило отзыв на заявление, где также выразило несогласие с доводами заявителя (том 2 л.д. 69-71).

Как указано в отзыве, из решений Арбитражного суда Камчатского края по делам №А24-4193/2011, № А24-4524/2010, №А24-51/2011, А24-3172/2011 следует, что должником по указанным делам является Елизовский муниципальный район в лице Управления финансов и имущественных отношений.

Главные распорядители средств бюджеты ЕМР не являются структурными (обособленными) подразделениями Управления финансов, являются самостоятельными юридическими лицами, что подтверждается их учредительными документами.

Нормы права, обязывающие УФК по Камчатскому краю приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах главных распорядителей средств бюджета Елизовского муниципального района, отсутствуют.

В судебном заседании представитель Управление делами Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение, Администрации Елизовского муниципального района, Управления имущественных отношений Администрации ЕМР, Избирательной комиссии ЕМР поддержала доводы, изложенные в отзыве Управления делами.

Представитель Управления финансов и казны Елизовского муниципального района – муниципального учреждения также полагал требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Управление образования Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение, Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение, Управление здравоохранения и социальной защиты населения Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение, Контрольно-счетная палата Елизовского муниципального района, Дума Елизовского муниципального района, Управление экономического развития администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение, Управление архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района, Управление дорожно-транспортного хозяйства и развития коммунальной инфраструктуры Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение третьих лиц, суд признал возможным рассмотреть дела в их отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Камчатского края от 01.11.2011 по делу №А24-4524/2010 (том 2, л.д. 7-15) с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципального учреждения за счет казны Елизовского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскано 5000000 руб. долга, 681354,50 руб. процентов, 49598,44 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине, всего 5730952,94 руб.

Исполнительный лист по данному делу (АС № 001333099), выданный 19.01.2012, предъявлен ИП ФИО1 к исполнению в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 29.02.2012, что подтверждается имеющимся в материалах дела заявлением вх. № 660 (том 1, л.д. 56).

В связи с неисполнением должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа 30.05.2012 Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю направил в его адрес Уведомление № 3834-03/864 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника на основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, которое получено должником 31.05.2012 (том 2 л.д. 87).

Уведомлением от 30.05.2012 исх. № 3834-03/862 Отдел № 34 сообщил ИП ФИО1 об истечении 29.05.2012 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа и неисполнении должником содержащихся в нем требований. Уведомление получено заявителем 04.06.2012, о чем свидетельствует почтовое уведомление (том 2, л.д. 117).

По делу №А24-51/2011 постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.10.2011 № Ф03-4599/2011 (том 2 л.д. 16-22) с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципального учреждения за счет казны Елизовского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскано 19921580 руб. задолженности и 122607,90 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.

Исполнительный лист АС № 001331849, выданный Арбитражным судом Камчатского края на основании постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа 22.11.2011, предъявлен заявителем к исполнению в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 29.02.2012, что подтверждается имеющимся в материалах дела заявлением вх. № 659 (том 1, л.д. 57).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 30.05.2012 Отделом № 34 УФК по Камчатскому краю в адрес должника направлено Уведомление № 3834-03/863 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника на основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, которое должником получено 31.05.2012 (том 2 л.д. 88).

Кроме того, 30.05.2012 Отделом № 34 в адрес взыскателя ИП ФИО1 направлено Уведомление исх. № 3834-03/861 об истечении 31.05.2012 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа и неисполнении должником содержащихся в нем требований (том 2, л.д. 115). Уведомление получено заявителем 04.06.2012, что подтверждается почтовым уведомлением (том 2, л.д. 117).

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 13.12.2011 по делу №А24-4193/2011 с Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений Администрации Елизовского муниципального района – муниципального казенного учреждения за счет средств казны Елизовского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 3783015,54 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 33000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист АС № 001333554, выданный на основании данного решения 11.04.2012, предъявлен заявителем к исполнению в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 20.04.2012, что подтверждается имеющимся в материалах дела заявлением вх. № 1179 (том 1, л.д. 59).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 23.07.2012 Отделом № 34 УФК по Камчатскому краю в адрес должника – Управления финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение направлено Уведомление № 3834-03/1041 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника на основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ (том 2 л.д. 86).

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.01.2012 по делу №А24-3172/2011 с Отдела по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение в пользу ИП ФИО1 взыскано 172810907 руб., в том числе: 1698266,61 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами, 29 842,46 руб. – расходы по государственной пошлине.

При отсутствии или недостаточности денежных средств у Отдела по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Елизовского муниципального района за счет казны Елизовского муниципального района в лице Управления финансов и имущественных отношений Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение в пользу ИП ФИО1 172810907 руб., в том числе: 1698266,61 руб. – проценты за пользование чужими денежными средствами, 29 842,46 руб. – расходы по государственной пошлине.

Исполнительный лист АС № 001333386, выданный по названному решению 16.02.2012, предъявлен заявителем к исполнению в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 22.03.2012, что подтверждается заявлением вх. № 887 (том 1 л.д. 153).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 25.06.2012 Отделом № 34 УФК по Камчатскому краю в адрес основного должника – Отдела по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное казенное учреждение направлено Уведомление № 3834-03/925 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника на основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ (том 2 л.д. 85).

Индивидуальный предприниматель ФИО1, полагая, что Управлением допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприостановлении операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах тринадцати главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения).

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, установлен статьей 242.5 БК РФ.

При этом, как установлено пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ, должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Судебными актами по делам №А24-4524/2010, №А24-51/2011, №А24-4193/2011, №А24-3172/2011 определен должник – Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение (в настоящее время – Управление финансов и казны Администрации Елизовского муниципального района – муниципальное учреждение, том 1 л.д. 159-169), выступающий от имени муниципального образования – Елизовский муниципальный район, с которого подлежат взысканию денежные средства в пользу ИП ФИО1

Приложением № 18 к решению «О бюджете Елизовского муниципального района на 2012 год» от 22.12.2011 № 37 определен Перечень главных распорядителей средств бюджета Елизовского района на 2012 год (том 1, л.д. 209).

Суд считает ошибочными доводы заявителя о том, что УФК по Камчатскому краю обязано было в соответствии с пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ приостановить осуществление расходных операций на всех лицевых счетах всех двенадцати главных распорядителей бюджета ЕМР до момента исполнения требований исполнительного документа. Данная норма права предусматривает обязанность органа Федерального казначейства осуществить приостановление операций на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе.

В то же время, как установлено судом и заявителем не оспаривалось, приведенные в указанном выше Перечне главные распорядители средств бюджета ЕМР не являются структурными (обособленными) подразделениями ЕМР или Управления финансов и казны. Напротив, они являются самостоятельными юридическими лицами. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.

Кроме того, согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган местного самоуправления, орган местной администрации, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.

В свою очередь, Управление финансов и казны является не только главным распорядителем бюджетных средств, но и финансовым органом ЕМР, который создан в целях реализации полномочий Администрации ЕМР по решению на территории района вопросов местного значения, в том числе: формирование, исполнение бюджета района, контроль за его исполнением, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Таким образом, довод заявителя о том, что «так как должником является казна ЕМР, а денежные средства казны распределяются по главным распорядителям бюджетных средств казны, то соответственно все расходные операции по всем счетам всех главных распорядителей должны быть приостановлены до исполнения судебных актов (исполнительных листов)», противоречит приведенным выше нормам бюджетного законодательства.

При этом, как установлено судом и подтверждается материалами дела, Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю направил в адрес Управления финансов и казны вышеуказанные Уведомления от 23.07.2012 № 3834-03/1041, от 30.05.2012 № 3834-03/864, № 3834-03/863 и в адрес Отдела по урегулированию задолженности в сфере коммунального хозяйства Администрации ЕМР – МКУ от 25.06.2012 № 3834-03/925 о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ.

Исходя из указанных обстоятельств, суд считает, что материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о допущенном УФК по Камчатскому краю незаконном бездействии, выразившемся в неприостановлении операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах всех главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района, в нарушении требований пункта 6 статьи 242.5 БК РФ.

Кроме того, рассмотрев доводы УФК по Камчатскому краю о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением, суд пришёл к следующим выводам.

Как уже установлено судом, исполнительный лист по делу №А24-4524/2010 (АС № 001333099), выданный 19.01.2012, предъявлен ИП ФИО1 к исполнению в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 29.02.2012. Уведомлением от 30.05.2012 исх. № 3834-03/862 Отдел № 34 сообщил взыскателю об истечении 29.05.2012 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа и неисполнении должником содержащихся в нем требований. Уведомление получено заявителем 04.06.2012.

Исполнительный лист АС № 001331849, выданный 22.11.2011 по делу №А24-51/2011, предъявлен заявителем к исполнению в Отдел № 34 УФК по Камчатскому краю 29.02.2012. При этом, 30.05.2012 Отделом № 34 в адрес взыскателя направлено Уведомление исх. № 3834-03/861 об истечении 31.05.2012 трехмесячного срока исполнения исполнительного документа и неисполнении должником содержащихся в нем требований Данное уведомление также получено заявителем 04.06.2012.

Таким образом, уже 04.06.2012 ИП ФИО1 стало известно о неисполнении должником – Управлением финансов и казны требований вышеназванных исполнительных документов и о возникшей у органа Федерального казначейства обязанности приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В то же время с настоящим заявлением в арбитражный суд ИП ФИО1 обратился 26.10.2012 и о восстановлении срока на подачу заявления не ходатайствовал. Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

На основании статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 года № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Пропуск названного срока без доказательств уважительности причин является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как указано выше, ИП ФИО1 04.06.2012 стало известно о неисполнении должником – Управлением финансов и казны требований исполнительных документов по делам №А24-51/2011, №А24-4524/2010, то есть в день получения уведомлений о неисполнении от 30.05.2012 исх. № 3834-03/862, № 3834-03/861.

Вместе с тем предприниматель обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным бездействия УФК по Камчатскому краю 26.10.2012, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.

Суд считает, что ИП ФИО1 имел возможность принять меры для своевременной подачи заявления в арбитражный суд. Доказательств отсутствия такой возможности заявителем в суд в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.

В силу статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуаль­ных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Поскольку пропуск срока на обращение в суд с заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части, касающейся оспаривания заявителем бездействия УФК по Камчатскому краю по неприостановлению операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах всех главных распорядителей бюджета Елизовского муниципального района при исполнении исполнительных листов, выданных по делам №А24-51/2011, № А24-4524/2010.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Так как в ходе судебного разбирательства доводы заявителя о допущенном ответчиком незаконном бездействии не нашли своего подтверждения, у суда отсутствуют основания для указания в резолютивной части решения на конкретные действия, которые необходимо совершить УФК по Камчатскому краю.

В связи с отказом в удовлетворении требований расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований по заявлению отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья К.Ю. Иванушкина