АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4633/2009
25 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления внутренних дел по Петропавловск-Камчатскому городскому округу
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности № 8/26-6128 от 02.10.2009 (сроком на 1 год),
от лица, привлекаемого к административной ответственности
ФИО2 – представитель по доверенности от 18.11.2009 (сроком до 18.11.2010),
ФИО3 – представитель на основании прав по должности
от прокурора
ФИО4 – представитель по доверенности № 25/2009 от 30.09.2009 сроком до 31.12.2009;
установил:
государственное учреждение Управление внутренних дел по Петропавловск-Камчатскому городскому округу (далее – заявитель, УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (далее – Общество, ООО «Орион») по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ссылаясь на те обстоятельства, что ООО «Орион» на территории Камчатского края после 01.07.2009 осуществлялась предпринимательская деятельность по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков в игорном заведении без специального разрешения (лицензии).
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 29.10.2009 к участию в деле привлечена прокуратура г. Петропавловска-Камчатского.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Старший помощник прокурора требования заявителя поддержал в полном объеме, полагая, что в действиях ООО «Орион» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Представители Общества в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на отсутствие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку деятельность ООО «Орион» не подпадает под действие Федерального закона № 244-ФЗ, т.к. не осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр (в том числе и с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, сети Интернет).
Представленные представителями Общества письменные пояснения арбитражным судом приобщены к материалам дела.
Представленные дополнительно документы арбитражным судом приобщены к материалам дела.
Выслушав пояснения представителей заявителя, Общества и прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено судом, 14.08.2009 сотрудниками УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу совместно с сотрудником прокуратуры города Петропавловска-Камчатского проведена, согласно утвержденному плану и распоряжению и.о. начальника УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу, проверка по факту организации и проведении азартных игр ООО «Орион» в помещении по проспекту 50 лет Октября, 13а в г. Петропавловске-Камчатском.
В ходе проверки установлено, что в интерактивном компьютерном клубе, расположенном в <...> Октября, 13а, принадлежащем ООО «Орион», осуществлялось проведение азартных игр внеигорной зоны и без специального разрешения с использованием компьютерной техники, подключенной к сети Интернет.
Общество проводило азартные игры с использованием компьютерной техники - информационных киосков в количестве 8 штук, подключенных к сети Интернет.
Между ООО «Орион» и ООО «ГлобалПейРаша» заключен агентский договор № 0906/41/А от 18.06.2009, на основании которого ООО «Орион» безвозмездно предоставляет клиентам доступ в расчетную систему «ГлобалПей», осуществляет действия по приему денежных средств от клиентов, которые хотят перевести свои деньги на «виртуальный счет» компании «ГлобалПей» через расчетный терминал ТР-1, заводской номер ТР 09050090.
За предоставленные услуги, ежемесячное вознаграждение агента (ООО «Орион») составляет сумму, определяемую дополнительным соглашением к договору № 0906-41/А от 18.06.2009, однако согласно дополнительному соглашению к агентскому договору, ежемесячное вознаграждение агента составляет неизвестную сумму рублей, т.к. в графе «сумма» отсутствуют какие-либо записи.
Из объяснения граждан - ФИО5, ФИО6, ФИО7, посетивших данный клуб 15.08.2009 следует, что они пришли в данное заведение с целью поиграть и выиграть деньги.
Посетители игорного заведения - «Интерактивный клуб» приобретают GPM где указаны GPM-коды, при вводе которых в информационные киоски они получают доступ в систему «GlobalPay» посредством сети Интернет. Вышеуказанные информационные киоски представляют собой устройства, используемые для проведения азартных игр.
Так, при внесении денежных средств посетителем клуба через расчетный терминал на «виртуальный счет» посетителю выдается бумажный чек с номером (ОМР-кодом) его виртуального счета. При сбоях в сети Интернет расчетный терминал не принимает денежные средства у посетителей. В этом случае деньги у посетителей клуба принимает кассир, который через рабочий компьютер вводит денежные средства на виртуальный счет «ГлобалПэй» и выдает посетителю код его виртуального счета.
Затем посетителю предоставляется право использовать любой информационный киоск. На данных информационных киосках уже загружены Интернет-сайты с азартными играми, либо имеются ярлыки-ссылки, которые ведут непосредственно на Интернет-сайты на которых происходить проведение азартных игр. На данных сайтах пользователь вводит номер виртуального счета (ОМР-код) и принимает участие в азартной игре. Во время игры с виртуального счета посетителя снимается сумма, эквивалентная ставке игрока. При выигрыше сумма на виртуальном счеты увеличивается. В случае выигрыша денежных средств на каком-либо Интернет-сайте с азартной игрой посетитель вправе забрать выигрышные деньги. Для этого ему необходимо подойти к расчетному терминалу, ввести номер виртуального счета (ОМР-код), после этого расчетный терминал в автоматическом режиме выдает наличные средства в рублях посетителю клуба.
Призовой фонд включает в себя денежные выигрыши в рублях. Посетитель может получить выигрыш в денежной сумме, эквивалентной сумме на его виртуальном счете. Размер выигрыша фактически определяется игрой на Интернет-сайте.
Кроме того, на сенсорных экранах данных информационных киосках отображены два ярлыка: Internet Explorer и «GlobalSlots». Посетители игорного заведения - «Интерактивный клуб» не имеют возможности воспользоваться услугами Интернет в связи с тем, что с помощью программного обеспечения Internet Explorer возможен выход только на поисковую систему Яндекс, которая установлена в качестве домашней страницы для используемых информационных киосков. Дальнейший переход на другие сайты в сети Интернет невозможен в связи с тем, что операционной системой запрашивается пароль. Посетителям вышеуказанного заведения - «Интерактивный клуб» данный пароль не предоставляется.
Таким образом, юридическим лицом ООО «Орион» на территории города Петропавловска-Камчатского осуществлялась предпринимательская деятельность без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, организация и проведение азартных игр вне игорной зоны, что предусматривает административную ответственность ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
По результатам проведенной проверки 12.10.2009 сотрудником УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Орион», который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с названным Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (п. 8 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ).
В силу положений п. 11 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игорным заведением признано здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названым Федеральным законом.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Часть 5 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ, со дня вступления в силу названного Федерального закона 01.07.2009, предусматривает, что выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с названным Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Согласно ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям названного Федерального закона.
Учитывая совокупность норм, действующим законодательством установлено, что на территории субъекта Российской Федерации - Камчатского края - деятельность игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) должна быть прекращена до 01.07.2009; на территории Камчатского края с 01.07.2009 выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, следовательно, Камчатский край не является игорной зоной.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) является обязательной.
Как следует из п.п. 16 и 18 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игровое оборудование - это устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, к которым в т.ч. относится и игровой автомат, являющийся механическим (электрическим, электронным или иным техническим оборудованием), используемым для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.04.2008 № 05-03-08/19 определено, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, поэтому, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым.
Учитывая названные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что лицензия на осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении является обязательной, но на территории Камчатского края с 01.07.2009 не может быть выдана, поскольку Камчатский край не является игорной зоной, а деятельность игорного заведения такого юридического лица на территории Камчатского края с 01.07.2009 прекращена.
Осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков в игорном заведении в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков, а также в случае осуществления юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков в игорном заведении с 01.07.2009 на территории Камчатского края, когда такая лицензия в силу закона не может быть выдана (а равно осуществление такой деятельности на территории Камчатского края после 01.07.2009), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), или такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, вступая в правоотношения в области лицензирования, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения Обществом условий лицензирования, а также Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», наличие полномочий административного органа и оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявление УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу о привлечении Общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Доводы Общества о том, что по своим конструктивным особенностям используемые им автоматы не относятся к игорному оборудованию, арбитражным судом отклоняются, поскольку используемые Обществом информационные киоски явно представляют собою устройства, используемые для проведения азартных игр.
Довод Общества о том, что оно оказывало услуги по доступу в сеть Интернет на любой сайт, не может быть принят арбитражным судом во внимание, так как не соответствует обстоятельствам дела и доказательствам, находящимся в нем.
Факт нахождения на информационных киосках Интернет-сайтов с азартными играми, а также ярлыков-ссылок, которые ведут непосредственно на Интернет-сайты, на которых проводятся азартные игры, подтвержден имеющимися в материалах дела фотографиями, из которых видно, что на сенсорном экране высвечивается наименование игры «TheMoneyGame», при входе в которую высвечивается табло с наличием ссылок таких как: «выбор игры», «забрать выигрыш», «таблица выплат», «добавить денег», «выход в лобби» (л.д. 164-165).
При входе в игру «GlobalSlots(c)» на сенсорном экране высвечивается, что данная игра является казино и клиент получает выигрыш в казино, а также о возможности выигрыша «Jackpot», имеется ссылки «добавить деньги», «забрать деньги», по окончанию игры на сенсорном экране высвечивается информация о том, каким образом производится вывод денег (через платежную систему) (л.д. 169-170, 174).
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом № 244-ФЗ.
Довод представителя Общества о нарушении процессуальных сроков при производстве по делу об административном правонарушении, является несостоятельным, поскольку протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является длящимся административным правонарушением, в связи с чем, учитывая положения ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента составления протокола об административном правонарушении – 12.10.2009.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Орион», не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ без конфискации.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Орион», имеющее основной государственный регистрационный номер 1064101054137, находящееся в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (ГУ УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу)
Счет 40101810700000010003
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 043002001
КБК 188 11 606 000 01 0000 140
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю.
Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплаты штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья И.Ю. Жалудь