ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4633/09 от 18.11.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                           Дело № А24-4633/2009

25 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи  Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления внутренних дел по Петропавловск-Камчатскому городскому округу

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности № 8/26-6128 от 02.10.2009 (сроком на 1 год),

от лица, привлекаемого к административной ответственности

ФИО2 – представитель по доверенности от 18.11.2009  (сроком до 18.11.2010),

ФИО3 – представитель на основании прав по должности

от прокурора

ФИО4 – представитель по доверенности № 25/2009 от 30.09.2009 сроком до 31.12.2009;

установил:

государственное учреждение Управление внутренних дел по Петропавловск-Камчатскому городскому округу (далее – заявитель, УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (далее – Общество, ООО «Орион») по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ссылаясь на те обстоятельства, что ООО «Орион» на территории Камчатского края после 01.07.2009 осуществлялась предпринимательская деятельность по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков в игорном заведе­нии без специального разрешения (лицензии).

Определением Арбитражного суда Камчатского края от 29.10.2009 к участию в деле привлечена прокуратура г. Петропавловска-Камчатского.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Старший помощник прокурора требования заявителя поддержал в полном объеме, полагая, что в действиях ООО «Орион» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Представители Общества в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на отсутствие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку деятельность ООО «Орион» не подпадает под действие Федерального закона № 244-ФЗ, т.к. не осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр (в том числе и с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, сети Интернет).

Представленные представителями Общества письменные пояснения арбитражным судом приобщены к материалам дела.

Представленные дополнительно документы арбитражным судом приобщены к материалам дела.

Выслушав пояснения представителей заявителя, Общества и прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено судом, 14.08.2009 сотрудниками УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу совместно с сотрудником прокуратуры города Петропавловска-Камчатского проведена, согласно утвержденному плану и распоряжению и.о. на­чальника УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу, проверка по факту организации и проведении азартных игр ООО «Орион» в помещении по проспекту 50 лет Октября, 13а в г. Петропавловске-Камчатском.

В ходе проверки установлено, что в интерактивном компьютерном клубе, располо­женном в <...> Октября, 13а, принадле­жащем ООО «Орион», осуществлялось проведение азартных игр внеигорной зоны и без специального разрешения с использованием компьютерной техники, подключенной к сети Интернет.

Общество проводило азартные игры с исполь­зованием компьютерной техники - информационных киосков в количестве 8 штук, подключенных к сети Интернет.

Между ООО «Орион» и ООО «ГлобалПейРаша» заключен агентский договор № 0906/41/А от 18.06.2009, на основании которого ООО «Орион» безвозмездно предос­тавляет клиентам доступ в расчетную систему «ГлобалПей», осуществляет действия по приему денежных средств от клиентов, которые хотят перевести свои деньги на «виртуальный счет» компании «ГлобалПей» через расчетный терминал ТР-1, заводской номер ТР 09050090.

За предоставленные услуги, ежемесячное вознаграждение агента (ООО «Ори­он») составляет сумму, определяемую дополнительным соглашением к договору № 0906-41/А от 18.06.2009, однако со­гласно дополнительному соглашению к агентскому договору, ежемесячное вознаграж­дение агента составляет неизвестную сумму рублей, т.к. в графе «сумма» отсутствуют какие-либо записи.

Из объяснения граждан - ФИО5, ФИО6, ФИО7, посетивших данный клуб 15.08.2009 следует, что они пришли в данное заведение с целью поиграть и выиграть деньги.

Посетители игорного заведения - «Интерактивный клуб» приобретают GPM где указаны GPM-коды, при вводе которых в ин­формационные киоски они получают доступ в систему «GlobalPay» посредством сети Ин­тернет. Вышеуказанные информационные киоски представляют собой устройства, ис­пользуемые для проведения азартных игр.

Так, при внесении денежных средств посетителем клуба через расчетный терми­нал на «виртуальный счет» посетителю выдается бумажный чек с номером (ОМР-кодом) его виртуального счета. При сбоях в сети Интернет расчетный терминал не принимает денежные средства у посетителей. В этом случае деньги у посетителей клуба принимает кассир, который через рабочий компьютер вводит денежные средства на виртуальный счет «ГлобалПэй» и выдает посетителю код его виртуального счета.

Затем посетителю предоставляется право использовать любой информационный киоск. На данных информационных киосках уже загружены Интернет-сайты с азарт­ными играми, либо имеются ярлыки-ссылки, которые ведут непосредственно на Ин­тернет-сайты на которых происходить проведение азартных игр. На данных сайтах пользователь вводит номер виртуального счета (ОМР-код) и принимает участие в азартной игре. Во время игры с виртуального счета посетителя снимается сумма, экви­валентная ставке игрока. При выигрыше сумма на виртуальном счеты увеличивается. В случае выигрыша денежных средств на каком-либо Интернет-сайте с азартной игрой посетитель вправе забрать выигрышные деньги. Для этого ему необходимо подойти к расчетному терминалу, ввести номер виртуального счета (ОМР-код), после этого рас­четный терминал в автоматическом режиме выдает наличные средства в рублях посе­тителю клуба.

Призовой фонд включает в себя денежные выигрыши в рублях. Посетитель мо­жет получить выигрыш в денежной сумме, эквивалентной сумме на его виртуальном счете. Размер выигрыша фактически определяется игрой на Интернет-сайте.

Кроме того, на сенсорных экранах данных ин­формационных киосках отображены два ярлыка: Internet Explorer и «GlobalSlots». Посети­тели игорного заведения - «Интерактивный клуб» не имеют возможности воспользоваться услугами Интернет в связи с тем, что с помощью программного обеспечения Internet Ex­plorer возможен выход только на поисковую систему Яндекс, которая установлена в каче­стве домашней страницы для используемых информационных киосков. Дальнейший пере­ход на другие сайты в сети Интернет невозможен в связи с тем, что операционной систе­мой запрашивается пароль. Посетителям вышеуказанного заведения - «Интерактивный клуб» данный пароль не предоставляется.

Таким образом, юридическим лицом ООО «Орион» на территории города Петропавловска-Камчатского осуществлялась предпринимательская деятельность без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, организация и проведе­ние азартных игр вне игорной зоны, что предусматривает административную ответст­венность ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

 По результатам проведенной проверки 12.10.2009 сотрудником УВД по Петропав­ловск-Камчатскому городскому округу составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Орион», который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и про­ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоя­щим Федеральным законом.

Разрешением на осуществление деятельно­сти по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с названным Федеральным законом документ, предоставляющий организа­тору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заве­дений (п. 8 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ).

В силу положений п. 11 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игорным заведением признано здание, строение, со­оружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осу­ществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).

Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием ин­формационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключе­нием букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игор­ных зонах в порядке, установленном названым Федеральным законом.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона № 244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятель­ности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организа­тору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азарт­ных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных реше­нием о создании соответствующей игорной зоны.

Часть 5 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ, со дня вступления в силу названного Федерального закона 01.07.2009, предусматривает, что выдача новых лицензий на осуществле­ние деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекраща­ется, за исключением выдаваемых в соответствии с названным Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Согласно ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осу­ществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям названного Федерального закона.

Учитывая совокупность норм, действующим законодательством установлено, что на территории субъекта Российской Федерации - Камчатского края - деятельность игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) должна быть прекращена до 01.07.2009; на территории Камчатского края с 01.07.2009 выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, следовательно, Камчатский край не является игорной зоной.

В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона Российской Феде­рации от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ли­цензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых сто­лов) является обязательной.

Как следует из п.п. 16 и 18 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ игровое оборудование - это устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, к которым в т.ч. относится и игровой автомат, являющийся механическим (электриче­ским, электронным или иным техническим оборудованием), используемым для прове­дения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.04.2008 № 05-03-08/19 определено, что основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, поэтому, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым.

Учитывая названные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что лицензия на осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении является обязательной, но на территории Камчатского края с 01.07.2009 не может быть выдана, поскольку Камчатский край не является игорной зоной, а деятельность игорного заведения такого юридического лица на территории Камчатского края с 01.07.2009 прекращена.

Осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков в игорном заведении в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде информационных киосков, а также в случае осуществления юридиче­ским лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использова­нием игрового оборудования в виде информационных киосков в игорном заведении с 01.07.2009 на территории Камчатского края, когда такая лицен­зия в силу закона не может быть выдана (а равно осуществление такой деятельно­сти на территории Камчатского края после 01.07.2009), образует состав администра­тивного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), или такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, вступая в правоотношения в области лицензирования, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения Обществом условий лицензирования, а также Федерального закона Российской Федерации № 244-ФЗ от 29.12.2009 «О государственном регулировании деятельности по организации и про­ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», наличие полномочий административного органа и оснований для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявление УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу о привлечении Общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Доводы Общества о том, что по своим конструктивным особенностям используе­мые им автоматы не относятся к игорному оборудованию, арбитражным судом отклоняются, поскольку используемые Обществом информационные киоски явно представляют собою устройства, используемые для проведения азартных игр.

Довод Общества о том, что оно оказывало услуги по доступу в сеть Интернет на любой сайт, не может быть принят арбитражным судом во внимание, так как не соответствует обстоятель­ствам дела и доказательствам, находящимся в нем.

Факт нахождения на информационных киосках Интернет-сайтов с азарт­ными играми, а также ярлыков-ссылок, которые ведут непосредственно на Ин­тернет-сайты, на которых проводятся азартные игры, подтвержден имеющимися в материалах дела фотографиями, из которых видно, что на сенсорном экране высвечивается наименование игры «TheMoneyGame», при входе в которую высвечивается табло с наличием ссылок таких как: «выбор игры», «забрать выигрыш», «таблица выплат», «добавить денег», «выход в лобби» (л.д. 164-165).

При входе в игру «GlobalSlots(c)» на сенсорном экране высвечивается, что данная игра является казино и клиент получает выигрыш в казино, а также о возможности выигрыша «Jackpot», имеется ссылки «добавить деньги», «забрать деньги», по окончанию игры на сенсорном экране высвечивается информация о том, каким образом производится вывод денег (через платежную систему)  (л.д. 169-170, 174).

Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информа­ционно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств свя­зи, в том числе подвижной связи, запрещена. Игорные заведения (за исключением букме­керских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом № 244-ФЗ.

Довод представителя Общества о нарушении процессуальных сроков при производстве по делу об административном правонарушении, является несостоятельным, поскольку протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является длящимся административным правонарушением, в связи с чем, учитывая положения ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента составления протокола об административном правонарушении – 12.10.2009.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Орион», не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ без конфискации.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Орион», имеющее основной государственный регистрационный номер 1064101054137, находящееся в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (ГУ УВД по Петропавловск-Камчатскому городскому округу)

Счет 40101810700000010003

ИНН <***>

ОКАТО 30401000000

БИК 043002001

КБК 188 11 606 000 01 0000 140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю.

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплаты штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья                                                                                                                    И.Ю. Жалудь