ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4651/12 от 27.11.2012 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4651/2012

04 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пузиковой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным предписания территориального управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>) № 10 от 17.10.2012 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности № 05-07/6266 от 16.12.2011 (сроком до 31.12.2012);

от ответчика:

ФИО2 – представитель по доверенности № 38-01-05/1545 от 20.11.2012 (сроком до 31.12.2012),

ФИО3 – представитель по доверенности № 38-01-05/1568 от 26.11.2012 (сроком до 31.12.2012),

установил:

Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – заявитель, СВТУ ФАР) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания территориального управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее – ответчик, Камчатское управление Росфиннадзора) № 10 от 17.10.2012 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, ссылаясь на те обстоятельства, что в период с 07.08.2012 по 24.09.2012 года ответчиком проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2011 год, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, а именно предписано возместить неправомерные расходы за счет федерального бюджета в сумме 17211,08 руб. с последующим их перечислением в доход федерального бюджета. СВТУ ФАР считает данное предписание недействительным, поскольку при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске юридическая надбавка к должностному окладу подлежит учету. Полагают, что обжалуемое предписание не соответствует Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В судебном заседании представитель СВТУ ФАР требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что помимо юридической надбавки, государственным гражданским служащим также выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов оклада в соответствии пунктом 2 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Должности ФИО1, ФИО4 и ФИО5 относятся к ведущей группе должностей гражданской службы. Названным федеральным государственным гражданским служащим ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается в размере 120% должностного оклада.

Представители Камчатского управления Росфиннадзора в судебном заседании требования СВТУ ФАР не признали по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно ссылаясь на те обстоятельства, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, выплачиваемая в размере до 120% должностного оклада, и юридическая надбавка, выплачиваемая на основании Указа Президента РФ от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» являются разными надбавками. При этом первая надбавка является дополнительной выплатой и учитывается при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске, а юридическая надбавка к должностному окладу является другой выплатой, в связи с чем не должна учитываться при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске.

Выслушав объяснение представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Камчатским управлением Росфиннадзора в период с 07.08.2012 по 24.09.2012 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности СВТУ ФАР за 2011 год, в ходе которой установлено, в том числе, что заявитель в 2011 году при исчислении денежного содержания государственным служащим (ФИО1, ФИО4 и ФИО5) за время нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске необоснованно за счет средств федерального бюджета выплачена надбавка к должностному окладу в связи с проведением правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовкой и редактированием проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста и исполнителя, имеющего высшее юридическое образование, в общей сумме 17211,08 руб. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № 90 от 24.09.2012.

На основании данного акта проверки СВТУ ФАР выдано оспариваемое предписание № 10 от 17.10.2012 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, которым заявителю предписано в срок до 26.11.2012 устранить выявленное нарушение, и возместить неправомерные расходы за счет федерального бюджета в сумме 17211,08 руб. с последующим их перечислением в доход федерального бюджета. В срок до 29.11.2012 представить в Камчатское управление Росфиннадзора информацию об устранении нарушения законодательства.

Заявитель, полагая данное предписание не соответствующим требованиям федерального законодательства, обратился с настоящим заявлением в суд.

В силу части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.07.2009 № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).

В силу части 1 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

При этом к дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Указом Президента РФ от 08.05.2001 № 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов» руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или руководителям их аппаратов с 01.06.2001 предоставлено право устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы в размере до 70 процентов должностного оклада - федеральным государственным служащим, замещающим должности, по которым введено денежное содержание.

Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим, установленные часть 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, производятся помимо денежного содержания (оклад денежного содержания и дополнительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила исчисления денежного содержания), которые определяют порядок исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего.

В пункте 2 названных Правил указано, что в соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат.

Как следует из пункта 5 Правил исчисления денежного содержания, сохраняемое денежное содержание состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пунктами «а» - «г» пункта 2 Правил. В состав дополнительных выплат входит и ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы.

Согласно пункту 6 Правил исчисления денежного содержания при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Как следует из материалов дела, СВТУ ФАР в 2011 году при исчислении денежного содержания государственным служащим (ФИО1, ФИО4 и ФИО5) за время нахождения их в ежегодном оплачиваемом отпуске за счет средств федерального бюджета выплачена юридическая надбавка к должностному окладу в связи с проведением правовой экспертизы правовых актов, подготовкой и редактированием проектов и их визирование в качестве юриста и исполнителя, имеющего высшее образование в общей сумме 17211 руб.

Таким образом, юридическая надбавка, которая согласно пункту 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ относится к другим выплатам, а не дополнительным, не должна учитываться при исчислении сохраняемого денежного содержания на период нахождения государственного гражданского служащего в оплачиваемом отпуске.

Довод представителя заявителя о том, что юридическая надбавка является надбавкой за особые условия гражданской службы и относится в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам, является ошибочным по следующим основаниям.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» федеральным государственным гражданским служащим по ведущей группе должностей гражданской службы выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, должности ФИО1, ФИО4 и ФИО5 относятся к ведущей группе должностей гражданской службы. Названным федеральным государственным гражданским служащим ежемесячно выплачивается надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120% должностного оклада (т. 2 л.д. 1-28).

Поскольку названная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, относящихся к ведущей группе должностей гражданской службы, выплачивается вышеназванным служащим в максимальном размере, то спорная юридическая надбавка не может относиться к надбавкам, выплачиваемым на основании пункта 2 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку арбитражным судом установлено соответствие оспариваемого предписания Камчатского управления Росфиннадзора № 10 от 17.10.2012 действующему законодательству, и отсутствие доказательств нарушений прав и законных интересов заявителя, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В силу части 5 статьи 98 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Поскольку требования заявителя удовлетворению не подлежат, обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Камчатского края от 09.11.2012, по вступлению решения суда в законную силу подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании недействительным предписания территориального управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае № 10 от 17.10.2012 об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации отказать.

Обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением Арбитражного суда Камчатского края от 09.11.2012, по вступлению решения суда в законную силу отменить.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Жалудь