ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4669/09 от 30.11.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4669/2009

07 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полигон В»

о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Елизовского городского поселения № 30 от 03.09.2009 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя

ФИО1 – представитель по доверенности № 390 от 27.10.2009 (сроком на два года),

ФИО2 – представитель по доверенности № 3 от 29.07.2009 (сроком до 31.12.2009)

от административного органа

ФИО3 – представитель по доверенности № 163 от 25.11.2009 (сроком на 1 год),

ФИО4 – представитель по доверенности № 164 от 25.11.2009 (сроком на 1 год)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Полигон В» (далее – заявитель, Общество, ООО «Полигон В») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в рамках главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Елизовского городского поселения (далее – административная комиссия) № 30 от 03.09.2009 о привлечении к административной ответственности по статье 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях».

Заявитель считает, что Положением об организации благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Елизовского городского поселения № 162 от 30.03.2007 (далее - Положение) не установлен конкретный срок для покоса травы. Установлены только общие правила (требования): кем производится покос и на основании чего. Установлено также разграничение на зимний и летний периоды. Пунктом 2.18 Положения определено, что покос травы должен производиться эксплуатирующей организацией. ООО «Полигон В» осуществляет свою деятельность на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2008, заключенного по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Приложением к договору управления установлен перечень работ, их периодичность, и стоимость по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Работы по покосу травы в Приложении к договору указаны как сезонные, и их периодичность установлена – 2 раза в год. На момент составления в отношении ООО «Полигон В» протокола об административном правонарушении № 049946 от 12.08.2009 работы по покосу травы на территории, находящейся в управлении ООО «Полигон В», велись ежедневно в соответствии с заключенным 28.07.2009 договором подряда № 1 на выполнение работ по покосу травы на озелененных придомовых территориях многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО «Полигон В». Общество должным образом организовало обеспечение соблюдения благоустройства, чистоты и порядка на территории, находящейся в его управлении, приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, установленных Положением об организации благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Елизовского городского поселения № 162 от 30.03.2007. Выяснение виновности ООО «Полигон В» в совершении административного правонарушения в порядке статьи 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 года № 209 «Об административных правонарушениях» было рассмотрено необъективно. Полагают, что в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители административного органа в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что Обществом нарушена статья 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 и Положение, утвержденное решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения, от 30.03.2007 № 162. В протоколе об административном правонарушении от 12.08.2009 № 049946 имеется подпись генерального директора ООО «Полигон В» и его отметка о том, что он частично не согласен с протоколом. В мотивировочной части протокола об административном правонарушении от 12.08.2009 № 049946 зафиксировано, что имеются дома №№ 20, 24, 18, 28, 14, 16 по ул. Чкалова; дома № 2, 4, 6 по ул. Ларина; дома №№ 14, 16, 20 по ул. Хуторской; дома №№ 3, 3а по ул. Рабочей смены; дома №№ 1, 3, 4, 5, 7, 13 по ул. Уральской, которые непосредственно находятся в управлении ООО «Полигон В», а также то, что на территориях этих домов покос травы не произведен. Обществом не исполнена обязанность по обеспечению регулярного ухода за зелеными насаждениями и не произведено своевременное удаление сорных трав и косьба газонов. Общество обязано обеспечить регулярный уход за зелеными насаждениями и обеспечить своевременное удаление сорных трав, а также косьбу газонов в течение всего летнего периода с 6 мая по 14 октября.

Выслушав объяснение представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, дело об административном правонарушении, суд приходит к выводу о нижеследующем.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Арбитражным судом установлено, что ООО «Полигон В» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2008, заключенного между Обществом и Управлением финансов и имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения, является Управляющей организацией, согласно которому оно приняло на себя обязательства по управлению многоквартирными домами, расположенными г. Елизово Камчатского края по адресам: ул. Завойко 81, 95, ул. Ларина 2, 4, 6, ул. Ленинградская 22, ул. Мичурина 3, 4, 5, 6, 7, 7а, 8, 8а, 11, 14, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, ул. Пионерская 6, 7, ул. Рабочей смены 3, 3а, ул. Садовая 11, 13, 14, 15, 16, 16а, 17, 19, ул. Санаторная 5, 6, 7, ул. Свердлова 28,30, ул. Уральская 1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, ул. Хуторская 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20, ул. Чкалова 14, 16, 18, 20, 22, 26, 28.

12.08.2009 помощником участкового уполномоченного милиции ОВД по Елизовскому муниципальному району проведена проверка придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных г. Елизово Камчатского края, в результате которой выявлено нарушение ООО «Полигон В» статьи 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях», выразившееся в нарушении правил благоустройства территорий, а именно не скошена трава у домов 20, 24, 18, 28, 14, 16 по ул. Чкалова, у домов 2, 4, 6 по ул. Ларина, у домов 14, 16, 20 по ул. Хуторской, у домов 3, 3а по ул. Рабочей смены, у домов 1, 3, 4, 5, 7, 13 по ул. Уральской, а также на 5-й стройке по ул. Маяковского у домов 8а, 12а, 16, ул. Заречной у домов 1, 1а, ул. Поповой у домов 22, 22а, 22б, 26, 28, 29, 31, ул. Связи у домов 11, 13, 15, 19, ул. Пушкина у дома 6.

По данному факту помощником участкового уполномоченного милиции составлен протокол об административном правонарушении № 049946 от 12.08.2009, на основании которого административным органом вынесено оспариваемое постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях», и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 30000,00 руб.

Не согласившись с названным постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 25 АПК РФ.

Статьёй 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях» (в редакции Закона Камчатского края от 23.06.2009 № 298) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий городских округов и поселений, установленных органами местного самоуправления городских округов и поселений в Камчатском крае.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Частью 1 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 162 от 30.03.2007 утверждено Положение об организации благоустройства, обеспечении чистоты и порядка на территории Елизовского городского поселения (далее – Положение № 162), которое устанавливает порядок содержания и организации уборки территорий городского поселения, включая прилегающие к границам зданий, строений, сооружений и ограждений, при строительстве, реконструкции, ремонте зданий, сооружений и инженерных коммуникаций; проведение принудительных и иных мероприятий по обеспечению благоустройства территорий. Все юридические и физические лица, в т.ч. и индивидуальные предприниматели, расположенные или осуществляющие свою деятельность на территории Елизовского городского поселения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должностные лица и граждане обязаны выполнять требования, определенные названным Положением.

В соответствии с п. 1.6 Положения № 162 под уборкой и содержанием закрепленных территорий понимается своевременная очистка от мусора, бытового хлама, снега и наледи, скашивание травы, снос ветхих строений, озеленение и вывоз строительного мусора в установленные места, планировка территорий, проведение противоэрозионных мероприятий и др.

Пунктом 2.4 названного Положения предусмотрено, что уборка территории подразделяется на уличную и придомовую (дворовую) и разделяется на зимний период с 15 октября по 15 мая и летний период с 16 мая по 14 октября.

Организации, ответственные за зеленные насаждения, обязаны обеспечивать полную сохранность зеленных насаждений в парках, скверах, газонах, во дворах и на других озелененных территориях, регулярный уход за зеленными насаждениями, проводить своевременное удаление сорных трав и косьбу газонов (пункт 6.5 Положения).

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 указанной статьи).

Из договора управления многоквартирным домом от 01.11.2008 следует, что ООО «Полигон В» обязано организовывать выполнение работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 4.3.3 договора) (л.д. 19).

К названному договору прилагается Перечень работ, их периодичность, стоимость по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, раздел 3 (благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий), которого предусматривает, что выкашивание газонов, агротехнические мероприятия по уходу за зеленными насаждениями производится сезонно – 2 раза в год (л.д. 24).

28.07.2009 ООО «Полигон В» (заказчик) и УМП «Спецжилфонд» (подрядчик) заключили договор подряда № 1, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить работу по покосу травы на озелененных придомовых территориях по адресам: ул. Уральская <...> (напротив дома), 5 (за домом), 3 (напротив дома), 1 (напротив дома), откосы; ул. Чкалова, 14, 16, 18, 20 (с торца 1 подъезда), 26 (от 2 подъезда), 28, откосы, бельевые площадки; ул. Ларина 2 (с торца 1 подъезда), 4 (с торца 1 подъезда и за домом), 6, откосы и бельевые площадки; ул. Санаторная д. 7, откосы; ул. Хуторская д. 20, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы (л.д. 32-34).

Работы по покосу травы подрядчиком выполнены и приняты заказчиком, о чём свидетельствует акт № 00000222, счет № 222 и счет-фактура от 31.08.2009 (л.д. 35, 36, 37).

Платежным поручением № 237 от 01.09.2009 Обществом произведена оплата счета № 222 (л.д. 104).

Из актов от 03.08.2009, 17.08.2009, 24.08.2009, 27.08.2009, 31.08.2009 усматривается, что на придомовой территории по договору управления многоквартирным домом производились работы по покосу травы у домов 1, 3, 4, 5, 7, 13 по ул. Уральской, у домов 20, 24, 18, 28, 14, 16 по ул. Чкалова, у домов 3, 3а по ул. Рабочей смены, у домов 2, 4, 6 по ул. Ларина, у домов 6, 7 по ул. Санаторной, у домов 12, 20 по ул. Хуторской (л.д. 38, 39, 40, 41, 42, 43).

Из счета № К-1474 от 18.08.2009, счета-фактуры № К-1344 от 20.08.2009, товарной накладной № К-33015 от 20.08.2009, платежного поручения № 209 от 18.08.2009 видно, что ООО «Полигон В» приобретена газонокосилка и необходимые расходные материалы к ней (л.д. 100, 101, 102, 103).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество организовало и предприняло меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, а именно приняло в летний период – с 16 мая по 14 октября меры по выполнению работ по покосу травы газонов, как установлено Положением № 162. Работы по покосу травы газонов обслуживаемых домов, как в момент проверки, так и в последствии, Обществом производились.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, Общество не производило покос травы и данный вывод сделан на основании осмотра придомовой территории, мнения лиц, производивших осмотр территории, в число которых входили специалисты, имеющие возможность на своё усмотрение визуально определить высоту травы.

Таковой довод, как основание обоснованности привлечения Общества к административной ответственности, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют документы и доказательства, подтверждающие данные факты, а именно отсутствуют акты осмотра, проверки, заключения экспертов, заявления граждан и т.п.

Доводы представителей административного органа о том, что Обществом не исполнена обязанность по обеспечению регулярного ухода за зелеными насаждениями и не произведено своевременное удаление сорных трав, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку, как следует из протокола об административном правонарушении от 12.08.2009, названные нарушения, кроме отсутствия покоса травы, ООО «Полигон В» не вменялись.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По своей правовой природе постановление по делу об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу. Поэтому такой документ должен соответствовать предъявляемым ему законом требованиям.

В статье 29.10 КоАП РФ закреплены основные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, в частности, в этом документе должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу (пункты 4 и 6 части 1).

При этом перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплен в статье 26.1 КоАП РФ. К их числу отнесены наличие события правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункты 1, 7).

Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях», которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением административной комиссии Елизовского городского поселения № 30 от 03.09.2009 ООО «Полигон В» привлечено к ответственности по статье 10 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях» за нарушение Положения об организации благоустройства, обеспечении чистоты и порядка на территории Елизовского городского поселения.

При этом в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ конкретные обстоятельства совершения правонарушения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, в оспариваемом постановлении не отражены.

Признавая Общество виновным в совершении административного правонарушения, административный орган в оспариваемом постановлении указал на то, что вина Общества подтверждается доказательствами – протоколом об административном правонарушении от 12.08.2009.

В названном протоколе помощником участкового уполномоченного милиции указаны дома и улицы, которые не отнесены договором управления многоквартирным домом к управлению ООО «Полигон В», такие как, дом 24 по ул. Чкалова, а также на 5-й стройке дома 8а, 12а, 16 по ул. Маяковского, дома 1, 1а по ул. Заречная, дома 22, 22а, 22б, 26, 28, 29, 31 по ул. Попова, дома 11, 13, 15, 19 по ул. Связи, дом 6 по ул. Пушкина.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении допущено существенное нарушение следующего характера.

Согласно п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 20 Закона Камчатского края от 19.12.2008 № 209 «Об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10 названного Закона, составляют должностные лица милиции общественной безопасности Камчатского края, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 21 названного Закона Камчатского края установлено, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных приведенным Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16.09.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, пунктом 23 которой определено, что участковый уполномоченный милиции имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц, совершивших административные правонарушения; осуществлять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, административное задержание; производить в установленном порядке личный досмотр и досмотр вещей и документов, обнаруженных при задержании.

При этом пунктом 67.8 этой же Инструкции установлено, что на помощника участкового уполномоченного в полном объеме распространяются права и обязанности, предусмотренные названной Инструкцией, за исключением самостоятельного принятия процессуальных решений по делам и материалам о преступлениях и административных правонарушениях.

В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении от 12.08.2009 в отношении ООО «Полигон В» составлен помощником участкового уполномоченного милиции ОВД Елизовского муниципального района, который в силу действующего законодательства не имеет полномочий на его составление.

Довод представителя административного органа о наличии в протоколе отметки о том, что заявитель не согласен с протоколом частично, не может являться основанием признания оспариваемого постановления законным, поскольку не опровергает установленные нарушения действующего законодательства при составлении протокола и постановления об административном правонарушении.

Согласно положениям статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения или о его изменении.

На основании изложенного, постановление административной комиссии Елизовского городского поселения № 30 от 03.09.2009 о привлечении ООО «Полигон В» к административной ответственности надлежит признать незаконным и отменить.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требование общества с ограниченной ответственностью «Полигон В» удовлетворить.

Постановление административной комиссии Елизовского городского поселения № 30 от 03.09.2009 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Полигон В» к административной ответственности признать незаконным и отменить полностью.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь