АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4700/2012
25 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Никулина Д.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кущ С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску
краевого государственного казенного учреждения по племенной работе «Камчатское»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику
закрытому акционерному обществу «КАМЧАТСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо
открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 57 525 руб. 89 коп.
при участии:
от истца
ФИО1 - представитель по доверенности № 1 от 27.02.2013 (сроком до 31.12.2013);
от ответчика
ФИО2 - генеральный директор, личность удостоверена; ФИО3 - представитель по доверенности № 08 от 18.02.2013 (сроком на шесть месяцев);
от третьего лица
ФИО4 - представитель по доверенности от 28.11.2012 (сроком до 31.12.2013);
установил:
краевое государственное казенное учреждение по племенной работе «Камчатское» (далее – КГКУ «Камчатгосплем») обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с закрытого акционерного общества «КАМЧАТСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ» (далее – ЗАО «КАМЧАТСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ») основного долга по авиабилету 555 2462911412 в сумме 44 777 руб., разницы на общую сумму 12 748,89 руб.
Определением суда от 13.12.2012 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 04.02.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 27.02.2013 суд привлек открытое акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее – ОАО «Аэрофлот») к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании использовались средства аудиозаписи.
Представитель истца требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Ответчик требования не признал. Представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица требования истца полагал необоснованными.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 01.01.2010 между краевым государственным учреждением по племенной работе «Камчатское» (заказчик) и ЗАО «КАМЧАТСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ» (КВЛ) заключен договор на предоставление услуг по авиаперевозкам, предметом которого является предоставление КВЛ услуг по оформлению и продаже авиаперевозок работникам заказчика на международных и внутренних линиях РФ с их оплатой в форме безналичного и наличного расчета.
В соответствии с п. 2.1.7 договора, КВЛ обязуется в случае несвоевременного возврата авиабилетов работниками заказчика производить возврат сумм за неиспользованные авиабилеты согласно правил возврата авиабилетов, утвержденных авиакомпаниями.
Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания и действует в течение одного календарного года. Срок действия договора продляется на последующий период, если ни одна из сторон не заявит о прекращении его действия за 15 дней до окончания срока (п. 5.1 договора).
Истец 06.04.2011 приобрел у ответчика транзитный авиабилет на Син Ю Сен по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва – Сочи – Москва – Петропавловск-Камчатский № 555 2462911412 на общую сумму 44 777 руб. Вылет из г. Петропавловска-Камчатского 30.06.2011 в 12:20 рейсом SU826.
Пассажир прошел онлайн-регистрацию на указанный рейс, в полученном через Интернет посадочном талоне указано время посадки 11:40.
Вместе с тем, как указывает истец, 30.06.2011 в аэропорту г. Елизово пассажиру было отказано в предварительном досмотре и посадке на рейс SU826 по причине, со слов дежурной досмотровой службы, перепродажи авиабилетов на указанный рейс и опоздание на прохождение досмотра. По мнению истца опоздания не было, поскольку пассажир в это время находился у стойки упаковки багажа; объявления об окончании регистрации на рейс не было. После длительных разбирательств с работниками досмотровой службы и ОАО «Аэрофлот» пассажиру были принесены извинения и оформлен ваучер на сумму 100 долларов за причиненные неудобства.
Согласно отметке на электронном билете, пассажир явился в 11:50.
В связи с отказом на посадку на рейс SU826 пассажир приобрел новые авиабилеты по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва – Сочи – Москва – Петропавловск-Камчатский.
Как следует из текста искового заявления, и пояснил представитель истца в судебном заседании, Син Ю Сен в июле 2011 года обращался к ответчику по вопросу оформления возврата авиабилета № 555 2462911412. Факт устного обращения ответчиком не оспаривался.
Заявлением от 14.06.2012 пассажир повторно обратился к ответчику по поводу возврата вышеуказанного авиабилета.
Ответчик письмом исх. № 93 от 15.006.2012 обратился к представителю ОАО «Аэрофлот» с просьбой дать разрешение на оформление возврата авиабилета. В письме указано, что при обращении в июле 2011 года гражданки Син Ю Сен к ответчику по поводу оформления возврата авиабилета, он к возврату не принят по причине наличия на нем отметки, указывающей на то, что пассажир опоздал на досмотр, который закончился за 40 минут до вылета рейса. При разговоре ответчика с начальником смены досмотровой службы аэропорта было дано разъяснение, что пассажирка Син Ю Сен не допущена к посадке в самолет в связи с тем, что согласно правил аэропорта Петропавловска-Камчатского досмотр авиапассажиров заканчивается за 40 минут до вылета рейсового самолета, а посадка на рейс заканчивается за 15 минут до вылета, но уже непосредственно из регистрационной зоны. По словам дежурной предварительная регистрация на рейс через Интернет не отменяет правил досмотра авиапассажиров в аэропорту.
Вместе с тем возврат истцу суммы авиабилета № 555 2462911412 не произведен.
Полагая, что услуга по договору на предоставление услуг по авиаперевозкам от 01.10.2010 не предоставлена, отказ по оформлению возврата авиабилета необоснован, истец обратился с настоящим иском в суд.
Из представленного в материалы дела агентского соглашения об оказании услуг по продаже пассажирских перевозов на территории Российской Федерации от 10.05.2012 регистрационный № 224/12, заключенного между ОАО «Аэрофлот» (перевозчик) и ЗАО «КАМЧАТСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ» (агент), следует, что предметом соглашения является оказание агентом от имени и за счет перевозчика услуг по бронированию, оформлению и продаже пассажирских авиаперевозок на регулярных рейсах перевозчика, а также других авиакомпаний с использованием перевозочных документов перевозчика; предоставление перевозчиком информационных услуг агенту в рамках настоящего соглашения.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.3 агентского соглашения агенту предоставлено право оказывать услуги по бронированию, оформлению и продаже пассажирских авиаперевозок на регулярные рейсы перевозчика, а также на рейсы других авиакомпаний с использованием перевозочных документов перевозчика в соответствии с действующими тарифами, правилами перевозчика и письменными инструкциями перевозчика и этих авиакомпаний.
Агент не имеет права представлять себя в качестве генерального агента или использовать в своей деятельности какие-либо другие обозначения, в результате которых агент или пункт продажи может быть воспринят как перевозчик или его представительство/филиал.
В соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (ст. 100 ВК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 102 ВК РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила № 82).
Согласно п. 77 Правил № 82 для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.
Пунктом 80 Правил № 82 установлено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (п. 81 Правил № 82).
Как пояснил представитель перевозчика и следует из его письменных пояснений, посадка на рейс осуществляется из зоны ожидания (стерильной зоны) аэропорта, куда пассажир попадает через предполетный досмотр и где проходит регистрацию, которая заканчивается за сорок минут до вылета воздушного судна.
Однако, как усматривается из материалов дела, и не отрицается самим истцом, пассажиру Син Ю Сен было отказано досмотровой службой в посадке на рейс SU826, в связи с опозданием ею на рейс для прохождения личного предполетного досмотра и досмотра багажа в аэропорту (в авиабилете имеется отметка о явке в 11:50), который заканчивается за 40 минут.
Предполетный досмотр пассажира осуществляется с использованием технических и специальных средств, при этом проводится проверка билета, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира, досмотр багажа, ручной клади и т.д. в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.07.2007 № 104.
В силу п. 91 Правил № 82 пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.
Доказательств того, что пассажир прибыл на регистрацию заблаговременно (до ее окончания) в материалы дела в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку и провоз багажа (ст. 103 ВК РФ).
В соответствии со ст. 108 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика (п. 231 Правил № 82).
Пунктом 231 Правил № 82 установлено, что возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.
Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза (п. 234 Правил № 82).
Согласно письменным пояснениям ОАО «Аэрофлот» неявка на рейс не признается отказом (уведомлением об отказе) от полета. При неполучении авиакомпанией надлежащего уведомления пассажира о добровольном отказе от воздушной перевозки до времени отправления воздушного судна по расписанию, действие договора воздушной перевозки прекращается, в связи с неисполнением пассажиром своих договорных обязательств. Таким образом, неуведомление авиакомпании об отказе от полета при надлежащем исполнении обязательств последней (резервирование места на борту воздушного судна и своевременная его подача под посадку) является односторонним отказом от исполнения обязательств со стороны пассажиров, а не перевозчика, ввиду отсутствия нарушений условий договора перевозки со стороны авиакомпании.
При указанных обстоятельствах необоснованная неявка пассажира на рейс в установленный срок не является основанием к возврату стоимости перевозки, поскольку в противном случае это нарушает права и законные интересы перевозчика, который утрачивает возможность реализовать зарезервированное место на борту воздушного судна в пользу других пассажиров (реальный ущерб).
В соответствии с п. 27 Правил № 82 если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.
Согласно ст. 126 ВК РФ претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.
Статьей 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Вместе с тем доказательств прибытия на регистрацию в аэропорту до ее окончания, равно как и доказательств обращения к ответчику, перевозчику с требование возвратить стоимость авиабилета № 555 2462911412 в установленные сроки в материалы дела истцом в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
В связи с чем доводы истца являются необоснованными.
Кроме того, суд полагает, что к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком, подлежат применению нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик перевозчиком не является.
В соответствии с требованиями статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Как установлено статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Суд неоднократно предлагал истцу уточнить ответчика по настоящему иску, однако истец воспользовался своими процессуальными правами в той мере, в какой счет необходимым.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования необоснованны и заявлены к ненадлежащему ответчику.
Более того, в материалы дела не представлено доказательств несения именно КГКУ «Камчатгосплем» расходов на приобретение новых авиабилетов.
На основании всего вышеизложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на истца, однако взысканию не подлежат, поскольку уплачена последним при обращении с иском в суд.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 28, 101-103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Камчатского края в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Д.А. Никулин