АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4710/2021
10 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2021 года.
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.В.Кузавенковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению | Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 08.09.2021 № 1324/2/1-2ж третье лицо: ФИО1 |
при участии:
от заявителя: | ФИО2 - представитель по доверенности от 08.09.2021 № 34 (сроком по 31.12.2021), диплом о высшем юридическом образовании, |
от заинтересованного лица: от третьего лица: в качестве слушателя присутствовала: | ФИО3 - представитель по доверенности от 11.01.2021 № 01-14 (сроком по 31.12.2021), диплом о высшем юридическом образовании, ФИО1 - предъявлен паспорт, ФИО4 - предъявлен паспорт, |
установил:
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее - заявитель, Управление, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ Камчатского края) от 08.09.2021 №1324/2/1-2ж.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 23.11.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора привлечена ФИО1 (далее - третье лицо, ФИО1).
Мотивируя заявленные требования, заявитель со ссылками на статьи 67, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» указывает, что квартира № 1, расположенная в доме № 1 по улице ФИО5 в городе Петропавловске-Камчатском (далее - спорный жилой дом) принадлежит Петропавловск-Камчатскому городскому округу на праве муниципальной собственности и предоставлена ФИО1 на основании договора социального найма жилого помещения от 19.09.2006 № 169-1. Также указывает, что спорный жилой дом, не является многоквартирным, а относится к типу домов блокированной постройки, в связи с чем за сохранность и текущий ремонт ответственность несет наниматель жилого помещения, то есть ФИО1
В отзыве на заявление ГЖИ Камчатского края, не оспаривая, что ремонт крыши над квартирой №1 расположенной в доме № 1 по улице ФИО5 в городе Петропавловске-Камчатском относится к текущему ремонту, ссылается на утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 № 315 типовой договор, в котором отсутствует обязанность нанимателя осуществлять текущий ремонт крыши, в связи с чем наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества и обязан нести расходы по ремонту крыши дома.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица высказала правовую позицию по делу.
Представитель третьего лица дала пояснения, поддержала позицию заинтересованного лица.
Арбитражный суд завершил подготовку дела в предварительном судебном заседании, и в отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в порядке статьи 137 АПК РФ.
Правовая позиция лиц, участвующих в деле, в судебном заседании не изменилась.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя и заинтересованного лица, а также правовую позицию третьего лица, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 29.06.2021 в Инспекцию обратился наниматель жилого помещения квартиры № 1, расположенной в доме по ул. ФИО5, г. Петропавловск-Камчатский, с заявлением (вх. К-1282) об обязании собственника жилого помещения - Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение произвести ремонт крыши над квартирой № 1 спорного жилого дома.
С целью рассмотрения указанного обращения Инспекцией на основании приказа от 16.07.2021 № 1324 проведена внеплановая документарная выездная проверка Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проведения проверки, Инспекцией установлено, что в помещении жилой комнаты квартиры № 1 (спальня, смежная с тамбуром) на поверхности потолка наблюдаются следы протечек в виде разрушения отделочного покрытия. В комнате находятся тазы, со слов ФИО1 тазы используются для сбора воды при атмосферных осадках. Крыша дома скатная, покрыта металлом. Через смотровой люк, расположенный в тамбуре квартиры № 1 в кровельном покрытии наблюдаются просветы. Наблюдается неплотное примыкание кровельного покрытия к основанию (металлический лист задран) в районе сопряжения тамбура и жилой комнаты (спальни) квартиры № 1, что является нарушением пункта 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ, статей 210 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 4.6.1.1., подпункта 1.2. пункта 4.6.1.2, подпункта 3 пункта 4.6.1.28. Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
По результатам вышеуказанной проверки составлен акт проверки от 26.07.2021 № 1324/1-2ж.
26.07.2021 Инспекцией выдано предписание на устранение нарушений законодательства № 1324/1-2ж, согласно которому Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда в срок до 01.09.2021 необходимо выполнить ремонт крыши над жилой комнатой (спальня) квартиры № 1, расположенной по ул. ФИО5, д. 1, г. Петропавловск-Камчатский.
08.09.2021 на основании приказа от 06.07.2021 № 1659ПП Инспекцией проведена внеплановая документарная выездная проверка Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда на предмет выполнения предписания органа государственного контроля (надзора) от 26.07.2021 № 1324/1-2ж.
В ходе проверки установлено, что предписание от 26.07.2021 № 1324/1-2ж не исполнено, о чем свидетельствует акт проверки от № 1324/2-2ж, в связи с чем Инспекция выдала предписание от 08.09.2021 № 1324/2/1-2ж, которым на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда возложена обязанность в срок до 28.10.2021 выполнить ремонт крыши над жилой комнатой (спальня) квартиры № 1, расположенной по ул. ФИО5, д. 1, г. Петропавловск-Камчатский.
Не согласившись с предписанием от 08.09.2021 № 1324/2/1-2ж, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативным правовым актом государственного или иного органа является документ властного характера любого наименования, подписанный руководителем или иным компетентным должностным лицом этого органа и адресованный конкретному лицу, в котором содержится указание о возложении на него исполнения какой-либо обязанности, возникновении, изменении или прекращении его прав. Этот акт всегда имеет правовой характер, то есть содержит обязательное правило поведения для конкретного лица (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2).
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения, при этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Предписание должно содержать указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, а также быть исполнимым.
Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации (предпринимателя), принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки.
Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
Предписание должно отвечать условию законности.
Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела, является установление законности изложенных в предписании требований.
Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность предписания.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника.
Как видно из материалов дела, квартира № 1 по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности. Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда предоставило жилое помещение в пользование гражданину по договору социального найма от 19.06.2006 № 169-1.
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В части 1 статьи 61 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Частью 3 статьи 65 ЖК РФ установлено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (пункт 3 статьи 67 ЖК РФ).
Как следует из пункта 4 статьи 67 наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 03.10.2006 № КАС06-368) согласно статьям 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающим права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Таким образом, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда как наймодатель является лицом, обязанным соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в отношении спорного жилого помещения, также выполнять капитальный ремонт спорного помещения, а наниматель данного жилого помещения, в силу статьи 67 ЖК РФ, обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное неустановлено договором найма жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 утверждены Правила пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах (далее - Правила № 25).
Подпунктом «д» пункта 9 указанных правил предусмотрено, что наниматель в качестве пользователя жилым помещением имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Подпунктом «е» пункта 10 указанных выше правил установлено, что качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения (далее – Типовой договор) пунктом 1 которого, установлено, что наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в (государственной, муниципальной) собственности.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 указанного Типового договора наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
В подпункте «в» пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения предусмотрена обязанность наймодателя осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем.
Подпунктом «г» пункта 6 Типового договора наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления предусмотренных настоящим договором коммунальных услуг надлежащего качества.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (далее – приказГоскомархитектуры от 23.11.1988 № 312) утверждены ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р)).
Согласно приложению № 7 вышеуказанных норм об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов крыши включает в себя усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, мауэрлатов и обрешетки. Антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций. Все виды работ по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель из штучных материалов (кроме полной замены покрытия), включая узлы примыкания к конструкциям покрытия парапетов, колпаки и зонты над трубами и прочие места проходов через кровлю, стояков, стоек и т.д. Укрепление и замена водосточных труб и мелких покрытий архитектурных элементов по фасаду. Частичная замена рулонного ковра. Замена (восстановление) отдельных участков безрулонных кровель. Укрепление, замена парапетных решеток, пожарных лестниц, стремянок, гильз, ограждений крыш, устройств заземления, анкеров, радио- и телеантенн и др. Устройство или восстановление защитно-отделочного слоя рулонных и безрулонных кровель. Замена или ремонт выходов на крышу, слуховых окон и специальных люков. Очистка кровли от снега и наледи.
Закон распределяет бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, при этом работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года № 170 (далее – Правила № 170).
Таким образом, работы, не отнесенные вышеуказанными правилами к капитальному ремонту жилищного фонда, должны осуществляться нанимателем за свой счет, как текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
Абзац 4 раздела 2 Правил № 170 определяет, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Согласно приложению № 7 Правил № 170 перечень работ, относящихся к текущему ремонту крыши, включает ремонт крыши по усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Таким образом, к текущему ремонту могут быть отнесены работы по замене лишь отдельных конструктивных элементов имущества.
Пунктом 2.4.2 Правил № 170 предусмотрено, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № 8.
Как следует из материалов дела, спорный жилой дом является одноэтажным, состоящим из двух квартир, каждая из которых имеет отдельный вход. Общая полезная площадь дома равняется площади жилых помещений и составляет 83,7 кв.м.
В пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ раскрыто понятие жилого дома блокированной застройки - жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно своду правил 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр «Термины и определения» блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. Жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Таким образом, суд приходит к выводу, что технические характеристики спорного дома позволяют сделать вывод о том, что он не является многоквартирным.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела №А24-979/2020 суд установил, что спорный дом является домом блокированной застройки.
Аналогичная информация содержится также в информационно-телекоммуникационной сети интернет (https://dom.gosuslugi.ru).
Вместе с тем, работы, которые согласно оспариваемому предписанию обязан выполнить заявитель, заключаются в замене отдельных конструктивных элементов крыши над жилой комнатой № 1 (спальня) и не связаны с производством капитального ремонта всей крыши спорного жилого дома.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм в разрезе обстоятельств настоящего дела, суд пришел к выводу о том, что ремонт крыши над жилой комнатой (спальня) квартиры № 1 относится к текущему ремонту, который возлагается на нанимателя жилого помещения. Доказательства того, что указанные в оспариваемом предписаний работы по замене над жилой комнатой (спальня) квартиры № 1 спорного дома относятся к капитальному ремонту Инспекцией не представлены.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что возложение на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение обязанности по ремонту крыши над жилой комнатой (спальня) квартиры № 1, не соответствует закону, в связи с чем оспариваемое предписание Инспекции нарушает права и законные интересы Управления.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопрос о взыскании судебных расходов судом не разрешался, поскольку Управление и Инспекция освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 08.09.2021 № 1324/2/1-2ж, как несоответствующее жилищному законодательству Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья М.В. Карпачев