АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4794/2009
10 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Западный»
к
Камчатской таможне
о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление;
об обязании произвести возврат 136 000 руб.
при участии:
от заявителя
ФИО1 – по доверенности от 13.10.2009 реестр нотариуса ФИО2 № Д-1490, на 1 года;
от Камчатской таможни
ФИО3 – по доверенности от 31.12.2008 № 11/9970, до 31.12.2009
установил:
общество с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Западный» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий Камчатской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление, а также об обязании таможенного органа произвести возврат 136 000 руб.
Как указал заявитель, при вывозе с таможенной территории Российской Федерации рыбопродукции общество представило в Камчатскую таможню временные таможенные декларации, уплатив таможенный сбор за таможенное оформление товара в сумме 136 000 руб. При подаче полных таможенных декларации на этот же товар начислен таможенный сбор в сумме 136 000 руб., который уплачен обществом повторно.
Посчитав, что у общества отсутствовала обязанность по уплате повторно таможенного сбора за таможенное оформление одного и тоже товара, декларант обратился в таможенный орган с заявлением от 17 июля 2009 года № 128 о возврате денежных средств в сумме 136 000 руб., как излишне уплаченных. Таможенный орган письмом от 22 июля 2009 № 10-21/5939 отказал в возврате денежных средств.
Заявитель считает несостоятельным довод таможенного органа о том, что таможенные сборы уплачиваются при подаче каждой таможенной декларации, как временной, так и полной, поскольку и в том, и другом случае декларанту оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров.
По мнению заявителя, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
Как полагает заявитель, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Таможенный орган направил отзыв на заявление, в котором требования по нему не признал.
Из отзыва следует, что обществу отказано в возврате уплаченных таможенных сборов на основании статей 138, 357.7, 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Как указала Камчатская таможня, процесс периодического временного декларирования предусматривает представление двух таможенных деклараций (временной и полной), оформление которых производится раздельно. Подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования товаров, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования.
Таким образом, по мнению таможенного органа, таможенные сборы должны уплачиваться в каждом случае подачи таможенной декларации (как временной, так и полной).
Таможенный орган указал на введение постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 220 пункта 7.1 в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», согласно которому при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Представитель таможенного органа в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, общество при вывозе с таможенной территории Российской Федерации рыбопродукции представило в Камчатскую таможню временные таможенные декларации №№ 10705030/280907/0002356; 10705030/051007/0002406; 10705030/270807/0002085; 10705030/140807/0002006; 10705030/290708/0001952; 10705030/310708/0001994; 10705030/060808/0002056; 10705030/110908/0002518, уплатив таможенный сбор в сумме 136 000 руб.
При подаче полных таможенных деклараций №№ 10705030/191207/0003201; 10705030/211107/0002909; 10705030/211107/0002905; 10705030/091107/0002805; 10705030/221008/0002901; 10705030/221008/0002908, 10705030/311008/0002984, 10705030/251108/0003309 на этот же товар декларант вновь уплатил таможенный сбор в сумме 136 000 руб.
Считая, что у общества отсутствовала обязанность по повторной уплате таможенных сборов за таможенное оформление одно и того же товара, декларант обратился в Камчатскую таможню с заявлением от 17.07.2009 № 128 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 136 000 руб. Письмом от 22.07.2009 № 10-21/5939 таможенный орган отказал в его удовлетворении со ссылкой на отсутствие оснований для возврата денежных средств.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 и статье 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Пунктом 1 статьи 357.1 ТК РФ определено, что к таможенным сборам относятся, в том числе и таможенные сборы за таможенное оформление.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статьей 60 ТК РФ установлено, что таможенное оформление товаров начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 138 ТК предусмотрено, что при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» утверждены ставки таможенных сборов за таможенное оформление. Кроме того, пунктом 7 указанного постановления установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что, подача полной таможенной декларации не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, поскольку предоставление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений – процедуры периодического таможенного оформления. Повторная уплата сбора в том же размере при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора) не предусмотрена.
На основании изложенного суд полагает, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, в связи с чем возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит уплате однократно.
Факт уплаты обществом таможенных сборов в надлежащем размере при подаче временной таможенной декларации судом установлен и таможенным органом не оспаривается.
Ссылка таможенного органа на пункт 7.1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» судом отклоняется, поскольку обязанность, изложенную в указанном пункте, следует считать установленной со дня введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2009 № 220 - 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
Пунктами 1 и 2 статьи 355 ТК РФ определено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
При таких обстоятельствах суд считает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 136 000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
При разрешении вопроса о распределении между сторонами судебных расходов в виде уплаченной заявителем при обращении в суд государственной пошлины, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу приведенной нормы, государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, когда они выступают в суде как в качестве истцов или заявителей по делу, так и в качестве ответчиков.
Статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины, не предусматривает возврат уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд государственной пошлины стороне, в пользу которой принято решение, со стороны, освобожденной от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истца или ответчика.
Исходя из содержания вышеприведенных норм права, государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет при обращении с исковым заявлением, ходатайством в арбитражный суд (в качестве истца), при обращении в арбитражный суд при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (в качестве ответчика), т.е. при совершении юридически значимого действия, предполагающего уплату государственной пошлины.
Вышеизложенное не означает, что государственный орган должен быть освобожден от взыскания в пользу заявителя судебных расходов, понесенных последним в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
При таких обстоятельствах с Камчатской таможни в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 100, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требование общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Западный» удовлетворить.
Действия Камчатской таможни, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в размере 136000 руб. (письмо от 22.07.2009 № 10-21/5939), признать незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.
Обязать Камчатскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Западный» путем возврата 136000 руб. излишне уплаченных таможенных сборов.
Взыскать с Камчатской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Западный» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья К.Ю. Иванушкина