ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4797/2011 от 13.01.2012 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4797/2011

17 января 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2012 года. Полный текст решения изготовлен 17 января 2012 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Иванушкиной К.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Дочернего предприятия Закрытого акционерного общества «Корякгеолдобыча Аметистовое» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 10.11.2011 № 16/184 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя

ФИО1 – по доверенности от 10.10.2011, реестр нотариуса ФИО2 № 13-5895, до 23.06.2013;

от административного органа

ФИО3 – по доверенности от 10.01.2012 № 2, до 31.12.2012;

ФИО4 – по доверенности от 16.12.2011 № 5623, на срок рассмотрения дела;

ФИО5 – по доверенности от 16.12.2011 № 5624, на срок рассмотрения дела

установил:

Дочернее предприятие Закрытого акционерного общества «Корякгеолдобыча Аметистовое» (далее – заявитель, Общество, ДП ЗАО «КГД Аметистовое») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) от 10.11.2011 № 16/184, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 370000 рублей.

Как указал заявитель, в постановлении Управление Росприроднадзора указывает на то, что нарушение ЗАО «Аметистовое» пункта 4.1.д) выражено в незавершении в установленный срок строительства горно-обогатительного предприятия по ТЭО (проекту) строительства горно-обогатительного предприятия на месторождении «Аметистовое» (1 этап).

Однако, ни условиями лицензии ПЛН 11538 БЭ, ни условиями лицензионного соглашения к нему обязанность Недропользователя в срок до 1 октября 2011 г. построить и ввести в эксплуатацию горно-обогатительное предприятие на месторождении не предусмотрена.

По мнению Общества, Управление Росприроднадзора необоснованно отождествляет понятия «горнодобывающее предприятие» и «горно-обогатительное предприятие».

Исходя из определений, данных законодательством РФ, а также энциклопедиями, можно сделать вывод, что горнодобывающее предприятие – это предприятие, осуществляющее извлечение полезных ископаемых из недр земли.

Горно-обогатительное предприятие – предприятие, осуществляющее добычу (извлечение полезных ископаемых из недр) и дальнейшую переработку полезных ископаемых, в том числе их обогащение (дробление, сортировку, окускование руд и концентратов полезных ископаемых и пр.).

Данные определения явно свидетельствуют о том, что понятия «горнодобывающее предприятие» и «горно-обогатительное предприятие» не являются тождественными и имеют в своей основе существенные различия.

Заявитель считает, что обязательство, предусмотренное пунктом 4.1. д) лицензионного соглашения в установленный срок выполнено, горнодобывающее предприятие построено и введено в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 4.1 д) лицензионного соглашения Недропользователь обязан не позднее 1 октября 2011 года завершить строительство и ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия.

Исходя из буквального толкования требования пункта 4.1. д) лицензионного соглашения, Недропользователь обязан не позднее 1 октября 2011 г. иметь имущество (включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги и пр.), предназначенное для выполнения работ по извлечению полезных ископаемых из недр земли.

Предусмотренное пунктом 4.1. д) обязательство выполнено ЗАО «Аметистовое» в полном объеме надлежащим образом: в срок до 01 октября 201 года заключен договор № 14 аренды лесного участка от 29.03.2011 на месторождении «Аметистовое» (срок до 30.05.2020), осуществлено строительство и ввод в эксплуатацию временных зданий и сооружений (общежитие, склады ГСМ, склад продуктов, площадка КПП, лаборатория и другие), приобретена горнодобывающая техника, оборудование и инструмент и прочее.

С 2011 года ЗАО «Аметистовое» в рамках исполнения лицензии ПЛН 11538 БЭ осуществляет добычу песчано-гравийной породы, отнесенной к общераспространенным полезным ископаемым согласно Перечню, утвержденному распоряжением России и Правительства Камчатского края от 09.11.2009 № 67-р/452-РП.

При этом строительство производственных объектов и объектов инфраструктуры на месторождении «Аметистовое», в том числе технологических проездов и промышленных площадок, в соответствии с утвержденным ТЭО (проек­том) являются этапами строительства горно-обогатительного предприятия в рамках исполнения лицензии ПЛН 11538 БЭ.

Действующее горнодобывающее предприятие не является объектом горного или строительного надзора, в связи с чем акт Камчатского управления Ростехнадзора для ввода объекта в эксплуатацию не требуется.

Также заявитель указал, что ранее действующие редакции лицензионного соглашения к лицензии ПЛН 11538 БЭ содержали конкретные формулировки обязательства Недропользователя по строительству и вводу в эксплуатацию горно-обогатительного комбината (п. 3.3.1 лицензионного соглашения в редакции от мая 2003 года и пункт 1.2 лицензионного соглашения в редакции от 26 апреля 2004 года).

В июне 2007 года дополнением № 2 по соглашению с Роснедрами формулировка обязательства ЗАО «Аметистовое» была изменена: исключено указание на обязанность Недропользователя построить и ввести в эксплуатацию горно-обогатительный комбинат, предусмотрено обязательство по строительству и вводу в эксплуатацию горнодобывающего предприятия.

Указанные изменения в формулировке обязательства ЗАО «Аметистовое» были приняты сторонами лицензии в целях установления промежуточного этапа разработки месторождения (оформление прав, закуп техники, оборудования, инструментов, строительство временных объектов и пр.), и предоставления Недропользователю дополнительного времени, необходимого для строительства горно-обогатительного предприятия в соответствии с ТЭО (проектом) (п. 4.1.е) - выход предприятия на проектную мощность не позднее 01 января 2013 г.).

В связи с этим из ранее действующей формулировки обязательства Недропользователя также исключено указание на предмет добычи «по добыче золота и серебра». Настоящее лицензионное обязательство ЗАО «Аметистовое» указания на предмет добычи не содержит.

Также заявитель представил дополнение к заявлению, в котором указал, что нарушение пункта 4.1. д) Управление Росприроднадзора при рассмотрении дела не установило, так как не указало, в чем выразилось совершенное Недропользователем нарушение. При этом пункт 4.1. д) Обществом выполнен, в срок до 01.10.2011 завершено строительство и введено в эксплуатацию горнодобывающее предприятие.

В судебном заседании представитель ДП ЗАО «КГД Аметистовое» поддержал требования по заявлению по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю направило отзыв на заявление, в котором требования Общества не признало. Полагает, что бездействием ДП ЗАО «КГД Аметистовое» нарушен пункт 4.1. д) Дополнения № 2 лицензионного соглашения к лицензии № ПЛН 11538 БЭ «Добыча золота и серебра на месторождении Аметистовое», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представители административного органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление, полагали требования Общества необоснованными.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательства по делу, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, на основании приказа от 09.09.2011 № 286-пр Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении ДП ЗАО «КГД Аметистовое», составлен акт проверки от 01.11.2011 № 1964/11-12 (том 2 л.д. 48-51).

Согласно акту в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований действующего законодательства в сфере недропользования по лицензии ПЛН 11538 БЭ «Добыча золота и серебра на месторождении Аметистовое». Не выполнен пункт 4.1. д) – «не позднее 1 октября 2011 года завершение строительства и ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия». Строительство по «ТЭО (проект) строительства горно-обогатительного предприятия на месторождении «Аметистовое» (1 этап)» не завершено. В настоящее время объектов, принятых в эксплуатацию комиссией строительного надзора Камчатского Управления Ростехнадзора, нет (письмо Камчатского управления Ростехнадзора от 20.09.2011 № 1508-ОГСИ).

01.11.2011 государственным инспектором по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по Камчатскому краю ФИО5 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 1964/11-12 (том 1 л.д. 20-24), в котором зафиксировано, что участок недр площадью 23 кв. км расположен в Пенжинском районе Корякского округа на левобережье р. Ичигиннываям. Лицензионный участок недр имеет статус горного отвода, нижняя граница установлена на глубину до 650 м. На данном участке Общество осуществляет деятельность по строительству горнодобывающего предприятия на золоторудном месторождении «Аметистовое». Дополнения №№ 1, 2 к лицензии ПЛН 11538 БЭ срок ввода в эксплуатацию горнодобывающего предприятия на месторождении «Аметистовое» перенесен в общей сложности на 8 лет. При этом выявлен факт невыполнения существенного условия лицензионного соглашения (ЛС) к лицензии ПЛН 11538 БЭ (дополнение № 2) «Добыча золота и серебра на месторождении Аметистовое», которое является обязательным приложением к вышеуказанной лицензии (акт проверки от 01.11.2011 № 1964/11-12). Так, согласно разделу 4 ЛС «Основные условия пользования участками недр» Недропользователь осуществляет добычу золота и серебра на Лицензионном участке в соответствии с нижеследующими основными условиями пользования участком недр:

4.1. По объемам, основным видам работ и срокам их проведения с 2007 года Недропользователь обязуется обеспечить:

д) не позднее 1 октября 2011 года завершение строительства и ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, пункт 4.1. д) не выполнен. Строительство по «ТЭО (проект) строительства горно-обогатительного предприятия на месторождении «Аметистовое» (I этап) не завершено. Объектов, принятых в эксплуатацию комиссией строительного надзора Камчатского Управления Ростехнадзора, нет. На лицензионном участке в пределах горного отвода на карьер «Чемпион» от 03.11.2010 № 86 работы непосредственно на золотосеребряном месторождении (эксплуатационная разведка и вскрышные работы) не начаты. «Планом развития горных работ ЗАО «Аметистовое» на 2011 год» добыча и переработка руды в 2011 году не планируется.

Вышеуказанное нарушение, по мнению должностного лица административного органа, является несоблюдением требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» и свидетельствует о наличии в действиях юридического лица события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по Камчатскому краю ФИО5 10.11.2011 вынесено постановление № 16/184 о признании ДП ЗАО «КГД Аметистовое» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, выразившегося в невыполнении условия лицензии ПЛН 11538 БЭ, назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 370000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, в срок, установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта является административным нарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленный формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие все необходимые условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Таким образом, названной нормой закреплена возможность оформления лицензией права пользования недрами, а условия недропользования - лицензионными соглашениями.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу) (статья 12 Закона о недрах).

В силу положений пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как установлено судом, пунктом 4.1. д) Лицензионного соглашения, нарушение которого вменяется Обществу, предусмотрена обязанность ДП ЗАО «КГД Аметистовое» не позднее 1 октября 2011 года завершить строительство и ввести в эксплуатацию горнодобывающее предприятие.

Лицензионным соглашением и дополнением № 1 было предусмотрено поэтапное освоение лицензионного участка недр. На первом этапе промышленного освоения ДП ЗАО «КГД Аметистовое» разработало Технико-экономическое обоснование (проект) строительства горно-обогатительного предприятия на месторождении «Аметистовое» и получило на него положительное заключение государственной экспертизы.

ТЭО определен состав горно-обогатительного предприятия и перечень объектов, которые должны быть построены, такие как рудник, золотоизвлекательная фабрика, дизельная электростанция, хвостовое хозяйство, вахтовый поселок, ремонтно-механические мастерские, склад ГСМ, вспомогательное горно-спасательное подразделение с пожарным депо, склады МТС и продтоваров, входная база на «Ледяном», площадка промежуточного хранения грузов в п. Тиличики.

Данные объекты предназначены для выполнения целевого назначения лицензии – добычи золота и серебра на месторождении «Аметистовое».

Проведенной плановой проверкой и материалами дела об административном правонарушении № 16/184 установлено, что указанные объекты не построены и не введены в эксплуатацию.

Из материалов дела также следует, что в 2011 году ДП ЗАО «КГД Аметистовое» подавало в Федеральное агентство по недропользованию заявочные материалы для внесения новых изменений, в части увеличения сроков выполнения отдельных условий, в лицензию ПЛН 11538 БЭ. В результате рассмотрения материалов Агентством принято решение об отказе во внесении изменений и дополнений в данную лицензию, т.к. Дополнением от 26.04.2004 и Дополнением № 2 от 26.06.2007 к лицензии недропользователю – ДП ЗАО «КГД Аметистовое» дважды переносился срок начала промышленной разработки месторождения в общей сложности на 8 лет.

Кроме того, суд признает обоснованными возражения Управления Росприроднадзора о том, что довод Общества о различности понятий горно-обогатительного и горно-добывающего предприятия для рассматриваемого дела значения не имеет, так как разработанное и предусмотренное лицензией технико-экономическое обоснование (проект) в части строительства основных объектов на практике не реализуется.

Кроме того, согласно условиям первоначального лицензионного соглашения, дополнения № 1 (том 2 л.д. 64, 74) стороны соглашения отождествляют понятия предприятия по добыче золота и серебра и горно-обогатительного комбината.

При этом, в районе месторождения «Аметистовое» не построены объекты, связанные как с добычей, так и с обогащением золотосодержащей руды.

Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определено понятие добычи драгоценных металлов, как извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

ДП ЗАО «КГД Аметистовое» построены объекты инфраструктуры – временные общежитие, склады ГСМ, склад продуктов, площадка КПП. технологические проезды, лаборатория, приобретена техника, оборудование и инструмент, осуществляется добыча песчано-гравийной смеси в качестве строительного материала.

Вместе с тем Обществом не произведены первоочередные вскрышные и горные работы, обустройство рудника, строительство хвостохранилища и ЗИФа, необходимые для извлечения золотосодержащей руды из месторождения и получения концентрате и других полупродуктов золота.

Таким образом, Обществом нарушен пункт 4.1.д) Дополнения № 2 лицензионного соглашения к лицензии ПЛН 11538 БЭ «Добыча золота и серебра на месторождении Аметистовое», что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Факт совершения предприятием вменяемого правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении, актом проверки.

На основании изложенного суд полагает, что действия Общества правомерно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в сфере недропользования в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ДП ЗАО «КГД Аметистовое» состава административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены все процессуальные нормы, установленные КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно административному органу рассмотреть дело, судом не установлено.

Оспариваемое постановление принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании проверена законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие полномочий административного органа, установлен факт законных оснований для привлечения предприятия к административной ответственности, проверив соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности и сроков давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований по заявлению отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья К.Ю. Иванушкина