ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4812/12 от 15.01.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4812/2012

18 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 18 января 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя:

ФИО2 – представитель по доверенности № 164-1 от 14.01.2013 (сроком до 31.12.2012);

от лица, привлекаемого к административной ответственности:

ФИО3 – представитель по доверенности № 41 АА 0123272 от 10.11.2011 (сроком на 3 года),

установил:

главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (далее – заявитель, ГУ МЧС России по Камчатскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель предпринимателя в судебном заседании требования, не оспаривая нарушения предпринимателем положений СП 5.13130.2009 и СП 3.13130.2009, пояснил, что предприниматель не осуществляла деятельность в части выполнения работ и оказания услуг по монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения, в том числе зарядку огнетушителей; хранение, транспортировку, сбор, регенерацию огнетушащих средств; проведение внутреннего осмотра огнетушителей; проверку основных параметров первичных средств пожаротушения; проведение испытаний первичных средств пожаротушения и их узлов. При выполнении работ в магазине «Еврострой» речевые оповещатели, установленные на 2-м и 3-м этаже здания изначально не были расположены в запотолочном пространстве подвесного потолка. Когда проводились работы по установке речевых оповещателей, подвесной потолок в магазине отсутствовал и не предусматривался. Собственник магазина «Еврострой» самостоятельно установил подвесной потолок, в результате чего указанные речевые оповещатели были закрыты подвесным потолком. При этом вина предпринимателя в названных действиях отсутствует.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы административного дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, предприниматель имеет лицензию № 7-2/00129 от 18.09.2009 и лицензию № 7-2/00173 от 15.12.2009 на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В период с 15.10.2012 по 26.10.2012 государственными инспекторами по пожарному надзору Камчатского края на основании распоряжения ГУ МЧС России по Камчатскому краю № 66 от 28.09.2012 проведена плановая выездная проверка с целью контроля соблюдения предпринимателем лицензионных требований, в ходе которой выявлены нарушения подпунктов «а» и «д» пункта 4 «Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 № 1225 (далее – Положение о лицензировании), а именно установлено отсутствие инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг по монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения, в том числе зарядку огнетушителей; хранение, транспортировку, сбор, регенерацию огнетушащих средств; проведение внутреннего осмотра огнетушителей; проверку основных параметров первичных средств пожаротушения; проведение испытаний первичных средств пожаротушения и их узлов.

В зданиях магазина «Еврострой» по ул. Тундровой, 1, и ул. Максутова, д. 27 (СТО «Капромет») в г. Петропавловске-Камчатском при проверке контроля качества выполненных работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений требованиям действующих нормативных документов по пожарной безопасности выявлены следующие нарушения:

- в подсобном помещении 2-го этажа магазина «Еврострой», в помещении раздевалки и в офисе директора СТО «Капромет» установлено по одному пожарному извещателю (нарушение пункта 13.3.2 СП 5.13130.2009);

- не обеспечена возможность определения места расположения сработавшего извещателя над фальшпотолком в торговых залах 2-го этажа здания магазина «Еврострой» (нарушение пункта 13.3.11 СП 5.13130.2009);

- расстояние между пожарными извещателями, установленными в коридоре 3-го этажа магазина «Еврострой», составляет 10,5 метра, что не соответствует требованиям (нарушение пункта 13.14.1 СП 5.13130.2009);

- помещения установки блоков приемно-контрольных приборов АПС
 (магазин «Еврострой») не оборудованы охранной сигнализацией, и не защищены от несанкционированного доступа (нарушение пункта 13.14.5 СП 5.13130.2009);

- помещение установки приемно-контрольных приборов АПС (помещение круглосуточного дежурного в здании СТО «Капромет») не оборудовано аварийным освещением, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения (нарушение пункта 13.14.13 СП 5.13130.2009);

- не предусмотрено электропитание приемно-контрольных приборов АПС в магазине «Еврострой» и СТО «Капромет» от отдельной группы электроснабжения вводного щита в здания (ГРЩ, ВРУ или самостоятельного ВРУ помещений общественного назначения) (нарушение пункта 7.1.57 ПУЭ, пункта 7.10 СП 31-110-2003);

- провода соединительных линий шлейфов пожарной сигнализации АПС в магазине «Еврострой» и СТО «Капромет» выполнены не огнестойкими проводами (кабелями) классом пожарной опасности ниже П01 (предел огнестойкости в условиях пожара - не менее 180 мин) (нарушение пункта 13.15.3 СП 5.13130.2009), (пункты 2, 7, 8 статьи 82, пункт 7 статьи 84, пункт 2 статьи 103; пункт 4 статьи 143 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности);

- речевые оповещатели, установленные на 2-м и 3-м этаже знания магазина «Еврострой», расположены в запотолочном пространстве подвесного потолка (нарушение пункта 4.4 СП 3.13130.2009);

- СОУЭ объекта магазин «Еврострой» не работает в автоматическом режиме (нарушение пункта 3.3, пункта 7 таблица 2 пункта 8 СП 3.13130.2009).

Административным органом 13.11.2012 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 28, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Статья 3 названного Федерального закона определяет, что лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Порядок лицензирования деятельности в области пожарной безопасности определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225.

В соответствии с пунктом 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;

д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В силу части 1 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Частью 2 статьи 54 данного закона предусмотрено, что в обязательном порядке системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре устанавливаются на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 № 173 утвержден и введен в действие с 01.05.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 3.13130.2009), который предусматривает оборудование производственных и складских зданий, стоянок для автомобилей системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Кроме того, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 № 175 введен в действие «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее – СП 5.13130.2009).

Согласно положениям СП 5.13130.2009 правила распространяются на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 13.3.2 СП 5.13130.2009 в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ".

Пунктом 13.3.11 СП 5.13130.2009 предусмотрено, что при расстановке пожарных извещателей под фальшполом, над фальшпотолком и в других недоступных для просмотра местах должна быть обеспечена возможность определения места расположения сработавшего извещателя (например, они должны быть адресными или адресуемыми, то есть иметь адресное устройство, либо подключены к самостоятельным шлейфам пожарной сигнализации, либо должны иметь выносную оптическую индикацию и т.п.). Конструкция перекрытий фальшпола и фальшпотолка должна обеспечивать доступ к пожарным извещателям для их обслуживания.

В силу пункта 13.4.1 СП 5.13130.2009 площадь, контролируемая одним точечным дымовым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, за исключением случаев, оговоренных в 13.3.7, необходимо определять по таблице 13.3, но не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели конкретных типов.

Приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа пунктом (пункт 13.14.5 СП 5.13130.2009).

Согласно пункту 13.14.13 СП 5.13130.2009 в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения.

В соответствии с пунктом 13.15.3 СП 5.13130.2009 выбор электрических проводов и кабелей, способы их прокладки для организации шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации должен производиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325, Правил устройства электроустановок, требованиями технической документации на приборы и оборудование системы пожарной сигнализации.

Пунктом 3.3 СП 3.13130.2009 предусмотрено, что СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже. Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям. В СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Доказательств соблюдения предпринимателем требований вышеуказанных пунктов СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009 материалы дела не содержат, в судебное заседание не представлено.

Так же предпринимателем не представлены доказательства того, что в магазине «Еврострой» и СТО «Капромет» от отдельной группы электроснабжения вводного щита в здания предусмотрено электропитание приемно-контрольных приборов (пункт 7.1.57 ПУЭ, пункт 7.10 СП 31-110-2003).

Предприниматель, вступая в правоотношения в области монтажа, технического обслуживания и ремонта средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, должен был не только знать, но и был обязан обеспечить выполнение требований вышеприведённых нормативных актов, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц, к которым в силу статьи 2.4 названного Кодекса относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что несоблюдение предпринимателем положений пунктов 13.3.2, 13.3.11, 13.4.1, 13.14.5, 13.14.13, 13.15.3 СП 5.13130.2009 при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в зданиях магазина «Еврострой» по ул. Тундровой, 1, и ул. Максутова, д. 27 (СТО «Капромет») в г. Петропавловске-Камчатском являются нарушениями лицензионных требований и условий, а, поэтому, учитывая наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заявление ГУ МЧС России по Камчатскому краю о привлечении предпринимателя к административной ответственности в названной части подлежит удовлетворению.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 28 от 13.11.2012 ГУ МЧС России по Камчатскому краю вменяет предпринимателю также и нарушение подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании (в части отсутствия инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг по монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения, в том числе зарядку огнетушителей; хранение, транспортировку, сбор, регенерацию огнетушащих средств; проведение внутреннего осмотра огнетушителей; проверку основных параметров первичных средств пожаротушения; проведение испытаний первичных средств пожаротушения и их узлов).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, 30.11.2010 между предпринимателем и ИП ФИО4 заключен договор на установку пожарной сигнализации. 01.09.2012 между предпринимателем и ИП ФИО5 заключен договор на техническое обслуживание инженерно-технических средств охраны.

При этом материалы дела не содержат, в судебное заседание административным органом не представлено доказательств тому, что предприниматель осуществляет деятельность в части выполнения работ и оказания услуг по монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения, в том числе осуществляет зарядку огнетушителей; хранение, транспортировку, сбор, регенерацию огнетушащих средств; проведение внутреннего осмотра огнетушителей; проверку основных параметров первичных средств пожаротушения; проведение испытаний первичных средств пожаротушения и их узлов, что свидетельствует о недоказанности нарушения предпринимателем подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании.

Также предпринимателю вменяется нарушение пункта 4.4 СП 5.13130.2009 в части того, что речевые оповещатели, установленные на 2-м и 3-м этаже знания магазина «Еврострой», расположены в запотолочном пространстве подвесного потолка.

При этом их объяснения представителя предпринимателя в судебном заседании следует, что при выполнении работ в магазине «Еврострой» речевые оповещатели, установленные на 2-м и 3-м этаже здания изначально не были расположены в запотолочном пространстве подвесного потолка. Когда проводились работы по установке речевых оповещателей, подвесной потолок в магазине отсутствовал и не предусматривался. Собственник магазина «Еврострой» самостоятельно установил подвесной потолок, в результате чего указанные речевые оповещатели были закрыты подвесным потолком.

Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что какие-либо документы, опровергающие данные обстоятельства, в том числе объяснения собственника магазина «Еврострой» либо его директора, в материалах настоящего дела отсутствуют, в судебное заседание не представлены, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом нарушения по данному эпизоду, в связи с чем за нарушение пункта 4.4 СП 5.13130.2009 предприниматель также не может быть привлечён к административной ответственности по настоящему делу.

Существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самой ФИО1., так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией частьи 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющую основной государственный регистрационный номер <***>, проживающую в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 3100 рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Камчатскому краю (главное управление МЧС России по Камчатскому краю)

Счет 40101810100000010001

ИНН <***>

КПП 410101001

ОКАТО 30401000000

БИК 043002001

КБК 177 116 01 0000 16 000 140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский.

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья И.Ю. Жалудь