АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4853/2021
14 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен февраля 2022 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канахиным Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Министерства спорта Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24
третьи лица:
краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Эдельвейс» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
краевое государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва единоборств» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по лыжным видам спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
администрация Пенжинского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>);
муниципальное казенное учреждение «Пенжинская спортивная школа» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тигильский районный центр досуга» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Соболевская средняя школа» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Усть-Большерецкая районная детско-юношеская спортивная школа» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
администрация Соболевского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>);
администрация Елизовского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>);
Министерство спорта Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии:
от заявителя: | ФИО1 – представитель по доверенности |
от заинтересованного лица: | ФИО2 – представитель по доверенности |
от КГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва единоборств»: | ФИО1 – представитель по доверенности |
от КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо»: | ФИО1 – представитель по доверенности |
от КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Эдельвейс»: | ФИО1 – представитель по доверенности |
от КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная»: | ФИО1 – представитель по доверенности |
от администрации Елизовского муниципального района: | ФИО3 – представитель по доверенности от 31.01.2022 № б/н (сроком по 31.12.2022), диплом; |
от иных лиц: | не явились, |
установил:
Министерство спорта Камчатского края (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю, Управление) от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24.
В обоснование заявленных требований Министерство ссылается на то, что несвоевременная сдача отчетности произошла вследствие технических причин, в отношении предоставления другой отчетности заявитель ссылается на ее своевременную сдачу в первоначальном варианте, но в дальнейшем отчетность была доработана. Кроме того, заявитель указывает, что в силу обстоятельств непреодолимой силы (плохие погодные условия) спортивно-технологическое оборудование в Пенжинском и Соболевском районах установлено не в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии вины. Закупленные спортивными школами оборудование и техника соответствуют целям, определенным в соглашениях о предоставлении субсидии из федерального бюджета, так как оборудование выполняет аналогичные функции, используется по целевому назначению. Также заявитель указывает не неисполнимость оспариваемого представления.
В отзыве на заявление УФК по Камчатскому краю требования заявителя полагало не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое представление законным и обоснованным.
Определением суда от 08.11.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» (далее – КГАУ СШОР «Морозная»), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Эдельвейс» (далее – КГАУ СШОР «Эдельвейс»), краевое государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва единоборств» (далее – КГБУ СШОР Единоборств), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо» (далее – КГАУ СШОР Тхэквондо), муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по лыжным видам спорта» (далее – МБУ СШОР по ЛВС), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» (далее – КГАУ СШОР по ЗВС), администрация Пенжинского муниципального района.
Определением суда от 01.12.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное казенное учреждение «Пенжинская спортивная школа» (далее – МКУ ПСШ).
Определением суда от 20.12.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тигильский районный центр досуга» (далее – МБУК «ТРЦД»), краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию»(далее – КГАУ СШОР по плаванию).
Определением суда от 19.01.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Соболевская средняя школа» (далее – МОКУ «Соболевская средняя школа»), муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Усть-Большерецкая районная детско-юношеская спортивная школа» (далее – МБУ ДО Усть-Большерецкая РДЮСШ), администрация Соболевского муниципального района, администрация Елизовского муниципального района, Министерство спорта Российской Федерации (далее – Минспорт России).
До начала судебного заседания от администрации Елизовского муниципального района поступили письменные пояснения, от Минспорта России поступил отзыв на заявление.
МБУ СШОР по ЛВС, КГАУ СШОР по ЗВС, администрация Пенжинского муниципального района, МКУ ПСШ, МБУК «ТРЦД», КГАУ СШОР по плаванию, МОКУ «Соболевская средняя школа», МБУ ДО Усть-Большерецкая РДЮСШ, администрация Соболевского муниципального района, Минспорт России своих представителей в заседание суда не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статей 121–123 АПК РФ.
Суд в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, указал, что оспариваемое представление вынесено в отношении ненадлежащего субъекта.
Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Полагал, что Управления имелись законные основания для вынесения оспариваемого представления.
Представитель администрации Елизовского муниципального района поддержала правовую позицию заявителя согласно письменным пояснениям.
Представитель КГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва единоборств», КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва тхэквондо», КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Эдельвейс», КГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» поддержал правовую позицию заявителя.
Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Камчатскому краю от 21.01.2021 № 17 «О назначении плановой выездной проверки Министерства спора Камчатского края», в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий органа контроля на 2021 год, в период с 26.01.2021 по 28.04.2021, в отношении Министерства спора Камчатского края проведена плановая выездная проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спора», проверяемый период 2019–2020 годы.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 28.04.2021.
По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24 № 38-25-07/12-24, которым на Министерство возложена обязанность:
1. По пункту 15 представления возместить в доход федерального бюджета израсходованные подведомственными Министерству учреждениями средства субсидии в общей сумме 16 562 396,07 руб.
2. По пунктами 1–17 представления принять меры по устранению причин и условий нарушений.
3. По пунктам 9–10 представления устранить нарушение.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Камчатскому краю не позднее «01» декабря 2021 года.
Срок исполнения настоящего представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19 – 22 федерального стандарта № 1095.
Невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что указанное предписание является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
На основании пунктов 1, 4, 5.15.1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения «Об Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю», утвержденного Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, УФК по Камчатскому краю является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Камчатского края, и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
В связи с этим суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Согласно статье 6 БК РФ расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу положений статей 78 и 78.1 БК РФ вопросы предоставления субсидий юридическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для различных групп получателей (субъектного состава получателей) и целей их предоставления регулируются самостоятельными нормами указанных статей. Единственным основанием для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий является наличие решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
При этом Российская Федерация осуществляла софинансирование данных расходных обязательств путем предоставления субсидий соответствующему бюджету субъекта (пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать (скорректировать) для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты (программы), в том числе по направлению «Демография».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 утвержден паспорт Национального проекта «Демография».
Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Демография» от 14.12.2018 № 3 утвержден паспорт федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва «Спорт – норма жизни», целью которого определено доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.
Федеральный проект интегрирован в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302.
В федеральный проект включены, в том числе следующие структурные элементы Государственной программы Российской Федерации, направленные на достижение его цели и задачи:
– из подпрограммы 1 «Развития физической культуры и массового спора» – основное мероприятие 1.3 «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом», в том числе на территории Дальнего Востока;
– из подпрограммы 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки» – основное мероприятие 2.2 «Развитие системы подготовки спортивного резерва»;
– федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288, (далее – Положение № 1288) установлен порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 57 Положения № 1288 в ходе мониторинга реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов формируются отчеты о ходе их реализации. Отчеты формируются ежемесячно нарастающим итогом. В отчеты включается достоверная информация о реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов, содержащая в том числе фактические и прогнозные сведения о выполнении задач, достижении общественно значимых результатов, показателей, результатов, контрольных точек и исполнении бюджетов соответствующих проектов, информация о рисках реализации национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов, а также иные сведения.
Постановлением Правительства Камчатского края от 16.11.2017 № 484-П (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 07.05.2019 № 199-П) утверждено Положение об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Камчатского края, в том числе порядок подготовки и реализации региональных проектов.
Постановлением Губернатора Камчатского края от 24.11.2017 № 100 утверждено Положение о Совете по организации проектной деятельности при Губернаторе Камчатского края, согласно которому Совет выполняет функции, в том числе утверждает паспорта приоритетных проектов (программ), а также принимает решения о внесении изменений; принимает решения о начале реализации приоритетного проекта (программы), об утверждении его значимых результатов, о прохождении ключевых контрольных точек и этапов приоритетного проекта (программы).
Паспорт регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва «Камчатский край)», краткое наименование регионального проекта «Спорт – норма жизни (Камчатский край)», утвержден решением Совета по организации проектной деятельности 11.12.2018 (пункты 3.2 и 3.3 протокола от 11.12.2018 № 4).
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного УФК по Камчатскому краю контрольного мероприятия выявлены нарушения сроков предоставления отчетности.
В нарушение подпункта 4.3.5 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 07.02.2019 № 777-08-2019-148 (с изменениями) (далее – Соглашение № 777-08-2019-148) Министерством не своевременно предоставлены отчеты, предусмотренные условиями заключенного Соглашения в Минспорт России за 2019 год, а именно:
– отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (777-09-2019-148/02 (ГТО)) по состоянию на 01.07.2019 размещен в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет») представлен 27.08.2019 – позже установленного срока на 74 дня.
– отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (777-09-2019-148/04) за 2019 год; по стоянию на 01.01.2020 размещен в ГИИС «Электронный бюджет» представлен 26.01.2021 – позже установленного срока на 377 дней.
В нарушение подпункта 4.3.5 пункта 4.3 Соглашения № 777-08-2019-148 Министерством не своевременно предоставлены отчеты, предусмотренные условиями заключенного Соглашения в Минспорт России за 2020 год, а именно:
– отчет по состоянию на 01.01.2021 в ГИИС «Электронный бюджет» не размещен, предоставлен на бумажном носителе 29.01.2021 – позже установленного срока на 14 дней.
В нарушение подпункта 4.3.5 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 08.02.2019 № 777-08-2019-178 (далее – Соглашение № 777-8-2019-178) Министерством не своевременно предоставлены отчеты, предусмотренные условиями заключенного Соглашения в Минспорт России за 2019 год, а именно:
– отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по состоянию на 01.04.2019 размещен позже установленного срока на 45 дней;
– отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по состоянию на 01.07.2019 размещен позже установленного срока на 30 дней.
В нарушение подпункта 4.3.9 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спора в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы от 19.12.2019 № 777-09-2020-028 (с изменениями), заключенного между Минспорта России и Министерством, Министерством не своевременно предоставлены отчеты, предусмотренные условиями заключенного Соглашения в Минспорт России путем их размещения в ГИИС «Электронный бюджет» за 2020 год, а именно:
– отчет о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 представлен позже установленного срока на 14 дней (предоставлен на бумажном носителе);
– отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по состоянию на 01.04.2020 представлен позже установленного срока на 15 дней;
– отчет об исполнении графика выполнения по проектированию и (или) строительству (реконструкции включая элементы реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 01.04.2020 представлен позже установленного срока на 78 дней.
Кроме того, в нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 4.1.2 пункта 4.1 Соглашений о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (муниципальным районам) от 29.04.2019 № 30832000-1-2019-004, от 29.04.2019 № 30829000-1-2019-002, от 29.04.2019 № 30824000-1-2019-003, от 29.04.2019 № 30619000-1-2019-004, от 29.04.2019 № 30607000-1-2019-010, от 23.01.2020 № 30613000-1-2019-004, от 23.01.2020 № 30613000-1-2019-002, Министерством не осуществлен контроль за своевременным предоставлением отчетов о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в результате чего отчетность муниципальными образованиями Камчатского края предоставлялась в 2019 году позже установленного срока именно:
– Елизовским районом (ГТО) в ГИИС «Электронный бюджет» отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по состоянию на 01.01.2020 размещен позже установленного срока на 1 год и 13 дней;
– Тигильским районом (ГТО) на бумажном носителе отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по состоянию на 01.01.2020 представлен позже установленного срока на 1 год и 13 дней;
– Карагинским районом (ГТО) на бумажном носителе отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по состоянию на 01.01.2020 представлен позже установленного срока на 1 год и 12 дней;
– Усть-Камчатским районом (ГТО) на бумажном носителе отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по состоянию на 01.01.2020 представлен позже установленного срока на 1 год и 11 дней.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 4.1.2 пункта 4.1 Соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (муниципальным районам) от 29.04.2019 № 30832000-1-2019-004, от 29.04.2019 № 30829000-1-2019-002, от 29.04.2019 № 30824000-1-2019-003, от 29.04.2019 № 30619000-1-2019-004, от 29.04.2019 № 30607000-1-2019-010, от 23.01.2020 № 30613000-1-2019-004, от 23.01.2020 № 30613000-1-2019-002, Министерством не осуществлен контроль за своевременным предоставлением отчетов о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в результате чего отчетность муниципальными образованиями Камчатского края предоставлялась в 2020 году позже установленного срока именно:
– Елизовским районом (ГТО) в ГИИС «Электронный бюджет» отчет о достижениях результатов регионального проекта на 01.01.2021 в целях софинансирования которых предоставляется субсидия размещен позже установленного срока на 1 год 1 день;
– Соболевским районом (ГТО) в ГИИС «Электронный бюджет» отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.04.2020 размещен позже установленного срока на 7 дней; отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.07.2020 размещен позже установленного срока на 3 дня; отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.10.2020 размещен позже установленного срока на 3 дня; отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.01.2021 размещен позже установленного срока на 3 дня; отчет о достижении значений результатов регионального проекта на бумажном носителе представлен позже установленного срока на 14 дней;
– Усть-Большерецким районом (ГТО) в ГИИС «Электронный бюджет» отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.04.2020 размещен позже установленного срока на 235 дней; отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.07.2020 размещен позже установленного срока на 178 дней; отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 01.10.2020 размещен позже установленного срока на 112 дней; отчет о достижениях значения результатов регионального проекта на 01.01.2021 в целях софинансирования которых предоставляется субсидия представлен позже установленного срока на 8 дней;
– Тигильским районом (ГТО) на бумажном носителе отчет о достижениях значения результатов регионального проекта на 01.01.2021 в целях софинансирования которых предоставляется субсидия представлен позже установленного срока на 1 год и 3 дня;
– Карагинским районом (ГТО) на бумажном носителе отчет о достижениях значения результатов регионального проекта на 01.01.2021 в целях софинансирования которых предоставляется субсидия представлен позже установленного срока на 1 год и 2 дня;
– Усть-Камчатским районом (ГТО) на бумажном носителе отчет о достижениях значения результатов регионального проекта на 01.01.2021 в целях софинансирования которых предоставляется субсидия представлен позже установленного срока на 1 год и 1 день; отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия представлен позже установленного срока на 30 дней.
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 4.1.2 пункта 4.1 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 22.03.2019 № 3060700-1-2019-009 Министерством не осуществлен контроль за своевременным предоставлением отчетов о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а именно администрацией Елизовского муниципального района отчет о расходах в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по состоянию на 01.01.2020 размещен в ГИИС «Электронный бюджет» позже установленного срока на 1 год и 13 дней.
Выявленные нарушения отражены в пунктах 1, 2, 3, 4, 6, 7, 11 оспариваемого представления Управления от 30.06.2021 № 38-25-07/12-24.
Доводы заявителя в отношении несвоевременного представления отчетности сводятся к наличию технических проблем при выгрузке отчетов в ГИИС, а также заявитель ссылается на то, что первоначальные формы отчетности были своевременно представлены, но в дальнейшем в них вносились изменения.
Рассмотрев приведенные доводы, суд находит их несостоятельными, указанные заявителем причины несвоевременного представления отчетности суд не находит уважительными для признания со стороны Министерства отсутствия вины. Нарушение установленных сроков представления отчетности не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Министерства, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Кроме того, подпунктом 4.3.4 пункта 4.3 указанных Соглашений предусмотрено, что муниципалитет обязуется обеспечивать предоставление в Министерство, а также в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» соответствующие отчеты.
Как следует из пункта 4.1.2 пункта 4.1 Соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету (муниципальным районам) от 29.04.2019 № 30832000-1-2019-004, от 29.04.2019 № 30829000-1-2019-002, от 29.04.2019 № 30824000-1-2019-003, от 29.04.2019 № 30619000-1-2019-004, от 29.04.2019 № 30607000-1-2019-010, от 22.03.2019 № 30607000-1-2019-009 Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетами условий представления субсидии и других обязательств, предусмотренных Соглашениями.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что формы отчетности представлены Министерством не своевременно, а также не осуществлен контроль за своевременным предоставлением отчетов муниципальными образованиями Камчатского края.
Доводы администрации Елизовского муниципального района, изложенные в письменных пояснениях от 01.02.2022, о том, что, поскольку муниципалитетом выполнены все обязательства в полном объеме и в установленные сроки, пункт 11 подлежит признанию необоснованным, суд признает несостоятельным, поскольку материалам дела подтверждается, что отчетность муниципалитетом сдана несвоевременно, а Министерством не осуществлен надлежащий контроль за соблюдением сроков предоставления соответствующих отчетов.
Кроме того, в ходе контрольного мероприятия Управлением выявлено и в пункте 5 оспариваемого представления отражено, что в нарушение пункта 3 статьи 139 БК РФ, подпункта 1 пункта 3 Порядка предоставления субсидии местным бюджетам на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы 1, утвержденного приложением 4 к Государственной программе Камчатского края № 552-П, Министерством заключено Соглашение от 29.04.2019 № 30829000-1-2019-002 о предоставлении субсидии Пенжинскому муниципальному району при отсутствии утвержденных расходных обязательств.
Проверкой установлено, что бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы 1 Государственной программы Камчатского края № 552-П и муниципальной программы в общей сумме 3 060 912,15 руб. были утверждены после заключения указанного соглашения от 29.04.2019 решением Совета депутатов Пенжинского муниципального района от 30.04.2019 № 10 «О внесении изменений о дополнений в решение Совета депутатов Пенжинского муниципального района от 20.12.2018 № 29 «О бюджете Пенжинского муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Доводы заявителя сводятся к тому, что исполнение Соглашения осуществлялось уже после принятия решения, поэтому убытков бюджету причинено не было.
Приведенные доводы суд находит несостоятельными, поскольку они прямо противоречат пункту 3 статьи 139 БК РФ, подпункту 1 пункта 3 Порядка предоставления субсидии местным бюджетам на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы 1, утвержденного приложением 4 к Государственной программе Камчатского края № 552-П.
В пунктах 8, 9, 10 оспариваемого представления Управления отражены допущенные Министерством нарушения, выраженные в не обеспечении результатов регионального проекта.
Так, в нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения № 777-08-2019-148 Министерством не обеспечено достижение результатов регионального проекта, а именно не приобретен аппаратно-программный комплекс для выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – АПК) обязательное приобретение которого предусмотрено Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (Приложение № 2 к приказу Минспорта России от 27.12.2019 № 1134) (далее – Перечень). Конечными получателями указанной субсидии указаны МОКУ «Соболевская средняя школа» и МБУ ДО Усть-Большерецкая РДЮСШ, которыми в 2020 году АПК не был приобретен, Министерством в проверяемом периоде также не производилось приобретение АПК, обязательное приобретение которого предусмотрено Перечнем.
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФЮ, подпункта 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения № 777-08-2019-178 (с изменениями), пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, установленных приложением № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, Министерством не достигнуты показатели результативности использования субсидии, а именно по состоянию на 25.12.2020 и на момент окончания контрольного мероприятия в Соболевском муниципальном районе – малая спортивная площадка не создана. При проведении осмотра закупленного в 2020 году оборудования в Соболевском муниципальном районе установлено, что не осуществлен монтаж оборудования.
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, подпункта 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения № 777-08-2019-178 (с изменениями), пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, установленных приложением № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, Министерством не достигнуты показатели результативности использования субсидии, а именно: по состоянию на 25.12.2019 в Пенжинском муниципальном районе и по состоянию на момент окончания контрольного мероприятия в Соболевском муниципальном районе – малая спортивная площадка не создана.
В отношении не приобретения АПК Министерство указало, что Министерством принято решение о нецелесообразности закупки АПК с использованием средств краевого и федерального бюджета, вместе с тем, принятое Министерством решение противоречит подпункту 4.3.3 пункта 4.3. Соглашений № 777-08-2019-148, предусматривающему обеспечение Министерством достижения результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к Соглашению, а также указанному выше Перечню, которым предусмотрено обязательное приобретение АПК для выполнения нормативов ГТО, приобретаемый в количестве 1 штука на субъект Российской Федерации.
Из пояснений заявителя следует, что в Пенжинском муниципальном районе и в Соболевском муниципальном районе малые спортивные площадки не были смонтированы и установлены в связи с неблагоприятными погодными условиями (ранним наступлением заморозков, образованием высокого снежного покрова).
Вместе с тем, приведенные заявителем доводы не опровергают приведенные Управлением выводы о не обеспечении Министерством результатов регионального проекта.
Также в ходе контрольного мероприятия Управлением выявлены факты не целевого использования средств субсидии подведомственными учреждениями, а также не осуществление Министерством контроля за соблюдением учреждениями целей и условий предоставления субсидии, что отражено в пунктах 12, 13, 14, 16, 17 оспариваемого представления.
Так, в нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.1.5 Соглашения от 20.03.2019 № 100 Министерством не обеспечен контроль за целевым использованием субсидии КГАУ СШОР тхэквондо, а именно в 2019 году учреждением за счет средств субсидии приобретены телевизоры (LED 49* (124 см) LG49LK5400 FHD 1920*1080, SmartTV) в количестве 3 штук на сумму 89 997 руб., не предусмотренные приложением № 11 Федерального стандарта, утвержденного приказом Минспорта России от 19.01.2018 № 36 (далее – Федеральный стандарт № 36), программой спортивной подготовки КГАУ СШОР тхэквондо, а также не утвержденные Минспортом России (письмо от 23.03.2019 № СК-ПВ-10/3950) в составе заявки, направленной Министерством (письмо от 19.02.2019 № 64/320), что привело к нецелевому расходованию за счет средств субсидии на общую сумму 89 097,03 руб. (89 997 – 899,97 (средства краевого бюджета)).
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 29.04.2019 № 30829000-1-2019-002 Министерством не обеспечен контроль за целевым использованием субсидии МКУ Пенжинская спортивная школа, в результате чего МКУ Пенжинская спортивная школа приобретена и оплачена универсальная спортивная площадка (Арт ПЛ-24-14) на общую сумму 1 637 397,23 руб., которая не предусмотрена Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденного приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 101, что привело к нецелевому расходованию средств федерального бюджета в сумме 1 604 813,03 руб. (1 637 397,23 – 16 373,97 (средства местного бюджета) – 16 210,23 (средства краевого бюджета)).
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тигильский районный центр досуга», подведомственных управлению культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 29.04.2019 № 30832000-1-2019-004, МБУК «Тигильский районный центр досуга» приобретен резиновый бордюр и оплачены транспортные услуги по его доставке на общую сумму 400 000 руб., которые не предусмотрен Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденного приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 101, что привело к нецелевому расходованию средств федерального бюджета в сумме 392 040 руб. (400 000 – 4000 (средства местного бюджета) – 3960 (средства краевого бюджета)).
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.1.4 Соглашения № 20-2020-00111, пункта 15 Правил предоставления субсидии Министерством не осуществлен контроль за соблюдением КГАУ СШОР по плаванию целей и условий предоставления субсидии, а именно за счет средств субсидии приобретены диски олимпийские (металлические) EleikoSportIPR (1,25 кг – 25 кг), 1 комплект; гантели виниловые 2 кг в количестве 30 штук; гантели виниловые 3 кг в количестве 30 штук; подставка под гантели на 30 пар на общую сумму 369 713,99 руб., не входящие в состав спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденным приказом № 144, что привело к расходованию средств субсидии на цели, не соответствующие целям Соглашения на общую сумму 351 228,29 руб. (369 713,99 – 18 485,70 (средства краевого бюджета)).
В нарушение пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.1.4 Соглашения № 20-2020-00111, пункта 15 Правил предоставления субсидии Министерством не осуществлен контроль за соблюдением КГАУ СШОР по плаванию целей и условий предоставления субсидии, а именно приобретен неполный комплект спортивного оборудования для общефизической подготовки, утвержденный Приказом № 144, что привело к недостижению значения результата регионального проекта.
Вместе с тем, статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Следовательно, организация, финансируемая из бюджета любого уровня, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Любые действия, приводящие к нарушению использования, предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, а рассматриваем случае привело к не нецелевому использованию бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 4.1.2 указанных Соглашений Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением субъектом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных настоящим соглашением.
Согласно пункту 4.1.4 указанных Соглашений Министерство обязуется осуществлять мониторинг достижения значения(ий) результата(ов) регионального проекта на основании данных отчетности, предоставленной субъекту.
Следовательно, на Министерство правомерно оспариваемым представлением возложена обязанность по устранению причин и условий нарушений по пунктам 1–17 представления, а также устранить нарушения по пунктам 9–10 представления.
По пункту 15 оспариваемого представления на Министерство возложена обязанность возместить в доход федерального бюджета израсходованные подведомственными Министерству учреждениями средства субсидии в общей сумме 16 562 396,07 руб.
Так, в ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 1.1 Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального и краевого бюджетов на реализацию основного мероприятия «Региональный проект «Спорт – норма жизни» подпрограммы «Развитие спорта достижений и системы подготовки спортивного резерва», заключенных между Министерством и КГАУ СШОР «Эдельвейс» от 20.03.2019 № 97, КГАУ СШОР по ЗВС от 20.03.2019 № 98, КГАУ СШОР «Морозная» от 20.03.2019 № 96, КГБУ СШОР Единоборств от 20.03.2019 № 99, КГАУ СШОР Тхэквондо от 20.03.2019 № 100 (далее – Соглашения № 96, 97, 98, 99, 100) Министерством не обеспечена результативность использования субсидии подведомственными учреждениями КГАУ СШОР «Эдельвейс», КГАУ СШОР по ЗВС, КГАУ СШОР «Морозная», КГБУ СШОР Единоборств, КГАУ СШОР Тхэквондо, в результате чего допущено неправомерное использование средств субсидии на реализацию основного мероприятия «Региональный проект «Спорт – норма жизни» подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», предоставленной из федерального бюджета на общую сумму 16 562 396,07 руб., из них:
– СШОР по ЗВС приобретено в большем объеме винтовок спортивных мелкокалиберных для биатлона в количестве 26 единиц на сумму 1 858 853,40 руб., чем предусмотрено Перечнем спортивного инвентаря, согласованного Минспорта России (письмо от 13.03.2019 № СК-ПВ-10/1950). При этом в меньшем объеме приобретено спортивного оборудования и инвентаря в количестве 353 единицы, что привело к неправомерному расходованию за счет средств субсидии на сумму 1 840 264,87 руб. (1 858 853,40 – 18 588,53 руб. (средства краевого бюджета));
– СШОР Тхэквондо приобретено спортивное оборудование в меньшем количестве (маты гимнастические, будо-маты для вида спорта «тхэквондо», многофункциональный тренажер) и стоимостью меньше согласованной Минспорта России (письмо от 13.03.2019 № СК-ПВ-10/1950) заявки, направленной Министерством (письмо от 19.02.2019 № 64/320) на общую сумму 907 623,7 руб., тогда как отдельные виды оборудования (инвентаря) приобретены учреждением в меньшем объеме (макивара, двойная ракетка для вида спорта «тхэквондо»), но по цене за единицу товара, значительно превышающую цену, указанную в согласованной Минспорта России (письмо от 23.03.2019 № СК-ПВ-10/3950) заявке: макивара – в 7 раз, ракетка двойная – в 19 раз, что привело к неправомерному расходованию за счет средств субсидии на сумму 898 547,46 руб. (907 623,7 – 9076,24 (средства краевого бюджета));
– КГБУ СШОР Единоборств в 2019 году не приобретено или приобретено спортивное оборудование в меньшем количестве и стоимостью меньше согласованной Минспорта России (письмо от 13.03.2019 № СК-ПВ-10/1950) заявки, направленной Министерством (письмо от 19.02.2019 № 64/320) на общую сумму 5 245 488,90 руб., тогда как отдельные виды оборудования (инвентаря) приобретены в меньшем объеме, но по цене за единицу товара, значительно превышающую цену, указанную в согласованной Минспорта России (письмо от 13.03.2019 № СК-ПВ-10/1950) заявке, что привело к неправомерному расходованию за счет средств субсидии на сумму 5 193 034,01 руб. (5 245 488,90 – 52 454,89 (средства краевого бюджета));
– КГАУ СШОР «Эдельвейс» в 2019 году приобретено снегоходов в количестве 2 единиц, что больше предусмотренного объема, установленного Перечнем оборудования, Приложением № 11 Федерального стандарта за 1 единицу. Также приобретены в большем объеме, чем предусмотрено Перечнем оборудования: горные лыжи – на 105 единиц; крепления для горных лыж – на 164 единицы. При этом приобретение срегоуплотнительной машины учреждением в 2019 году не осуществлено, что привело к неправомерному расходованию средств субсидии на сумму 2 892 780 руб. (2 922 000 – 29 220 руб. (средства краевого бюджата));
– КГАУ СШОР «Морозная» в 2019 году не приобретено или приобретено спортивное оборудование в меньшем количестве и стоимостью меньше согласованной Минспорта России (письмо от 13.03.2019 № СК-ПВ-10/1950) заявки, направленной Министерством (письмо от 19.02.2019 № 64/320) на общую сумму 5 795 727 руб., тогда как отдельные виды оборудования (инвентаря) приобретены учреждением в меньшем объеме, но по цене за единицу товара, значительно превышающую цену, указанную в согласованной Минспорта России (письмо от 13.03.2019 № СК-ПВ-10/1950) заявке, что привело к неправомерному расходованию за счет средств субсидии на сумму 5 737 769,73 руб. (5 795 727 – 57 957,27 (средства краевого бюджета)).
Доводы заявителя в данной части сводятся к тому, что Министерство является ненадлежащим субъектом, в отношении которого выявлены нарушения и выдано оспариваемое представление.
Как указано выше, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» Минспорта России в 2019 году осуществляло распределение субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние.
В соответствии с пунктом 13 приложения 31 к Государственной программе закупка оборудования согласовывается с Минспорта России.
Минспорта России рассмотрело заявку, направленную письмом Министерства от 19.02.2019 № 64/320, и согласовало перечень спортивного оборудования для спортивных школ олимпийского резерва за счет средств федерального бюджета в рамках Госпрограммы.
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 13 приложения 31 Госпрограммы за счет федерального бюджета приобретено спортивное оборудование в ином количестве и частично по завышенным ценам.
Выводы контрольного органа также поддерживает Минспорта России в отзыве от 04.02.2022.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В рассматриваемом случае, Министерством как главным распорядителем бюджетных средств указанный принцип нарушен.
Таким образом, результат предоставления субсидий достигнут с нарушением условий предусмотренных соглашениями.
При этом, заявителю при заключении указанных Соглашений было известно об указанных в Соглашениях условиях предоставления и расходования субсидии, а также об обязательствах по возврату средств субсидии в федеральный бюджет.
В тоже время Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» содержит механизм определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, указывают на необходимость контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий и не предусматривают возможность расходования средств субсидий с отступлением от условий их выделения, в том числе в части уровней софинансирования.
Таким образом, расчеты показателя результативности, указанные в апелляционной жалобе, не соответствуют действительности, соответственно, выводы суда нашли документальное подтверждение, в том числе о частично нецелевых расходах за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета.
Доказательств, опровергающих доводы Министерства, выводы контрольного органа, заявитель вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Таким образом, оснований для признания незаконным оспариваемого представления не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что представление вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции с законным требованием, о необходимости устранения причин и условий выявленных нарушений.
Также судом, не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя при вынесении оспариваемого представления.
Следовательно, совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемое представление подлежит признанию судом недействительным, в данном случае отсутствует.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о ее распределении по рассматриваемому делу судом не разрешался.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Е.Ю. Лебедева