ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4879/13 от 30.01.2014 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4879/2013

30 января 2014 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело

по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 14.11.2013 № 101 о привлечении к административной ответственности

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – заявитель, общество, ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением и дополнением к нему о признании незаконным и отмене постановления Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – административный орган, Агентство) от 14.11.2013 № 101, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей, ссылаясь на отсутствие в деянии общества состава административного правонарушения, указывая на те обстоятельства, что общество с 14.08.2008 владеет на праве собственности сооружением пускового комплекса, в состав которого входит высоковольтная линия электропередачи 110 кВ в габаритах 220 кВ с. Кавалеровское – с. Апача, протяженностью 34,6 км на металлических опорах в количестве 160 штук. Данный факт подтверждается свидетельствами о праве собственности от 30.01.2006 серии 41 АА 020745 (предыдущего собственника) и от 14.08.2008 серии 41 АВ 023540. Обществом заключены договоры аренды земельных участков под опорами ВЛ-110 кВ от 09.12.2009 № 106, от 09.12.2009 № 108, от 09.12.2009 № 115. Данные документы свидетельствуют о том, что ОАО «Камчатскэнерго» не занимало самовольно лесные участки под опоры ВЛ-110 кВ. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, как и не предусмотрена возможность исполнения обязанностей по обеспечению безопасности граждан и предотвращения пожароопасных ситуаций в лесных массивах с получением дополнительных прав пользования, в связи с чем доводы Агентства о необходимости заключения договора аренды лесного участка для создания условий эксплуатации электрических сетей являются необоснованными. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Действующим законодательством разрешена очистка охранной зоны ВЛ-110 кВ от древесной растительности без специальных разрешений на использование лесных участков, по которым проходят линейные объекты. У ОАО «Камчатскэнерго» отсутствует обязанность по заключению договора аренды именно лесных участков в целях эксплуатации линейных объектов – линий электропередачи, поскольку обществом в период с 07.10.2013 по 11.10.2013 производило очистку охранной зоны от древесной растительности в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов. Положения Лесного кодекса РФ предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления ОАО «Камчатскэнерго» к производству арбитражный суд установил, что дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ.

В установленный определением суда срок административный орган направил в отношении общества материалы дела об административном правонарушении, а также отзыв на заявление.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

При таких обстоятельствах суд признал возможным в соответствии со статьёй 228 АПК РФ рассмотреть дело в порядке упрощенного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, 17.10.2013 в ходе патрулирования территории Усть-Большерецкого лесничества в квартале 428 выделе 3 Апачинского лесничества государственным лесным инспектором, участковым лесничим установлено, что ОАО «Камчатскэнерго» в период с 07.10.2013 по 11.10.2013 проводило работы по эксплуатации линейного объекта высоковольтной линии электропередач ВЛ-110 кВ, а именно производило очистку охранной зоны линейного объекта от древесной растительности без оформления договора аренды лесного участка или иных разрешительных документов, что, по мнению Агентства, является нарушением статей 9, 45, 75 Лесного кодекса РФ.

24.10.2013 по данному факту нарушений Агентством в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 101.

Рассмотрев названный протокол и иные материалы дела административным органом 14.11.2013 вынесено оспариваемое постановление № 101 (с учетом определения от 12.12.2013 об исправлении опечатки), о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 11 000,00 руб.

Несогласие с привлечением к административной ответственности послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства от 14.11.2013 № 101.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статья 9 Лесного кодекса РФ регламентирует порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права ограниченного пользования (сервитут), права аренды и права безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности регламентирован статьей 71 Лесного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.

Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – линейные объекты).

В соответствии с частью 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 названного Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Как следует из материалов настоящего дела, основанием для привлечения ОАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ послужил факт использования обществом лесных участков для эксплуатации высоковольтной линии электропередачи, а именно производство работ по очистке охранной зоны линейного объекта от древесной растительности без оформления договора аренды лесного участка или иных разрешительных документов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.

В силу положений части 1 статьи 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Иное предусмотрено положениями части 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ, устанавливающими, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Названная норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами: постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.06.2007 № 417, предусматриваются аналогичные обязанности предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети.

Следовательно, положения Лесного кодекса РФ предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.

В силу положений части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ в целях, предусмотренных, в том числе, пунктом 4 части 1 названной статьи, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Таким образом, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.

Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.12.2011 № 9908/11 по делу № А53-24417/2008, определении от 05.07.2010 № ВАС-8514/10 по делу № А29-8728/2009, определении от 20.08.2010 № ВАС-10885/10 по делу № А29-8729/2009.

Агентством по настоящему делу не доказано, что ОАО «Камчатскэнерго» на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев, кустарников, лиан с целью бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания.

Из пункта 3 письма Рослесхоза от 13.12.2012 № НК-03-54/14278 следует, что в соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса РФ и пунктами 9, 10 и 11 Правил использования лесов для линейных объектов в целях обеспечения безопасности граждан и создания условий для эксплуатации линейных объектов использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в охранных зонах линий электропередачи осуществляется без предоставления лесных участков.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный приходит к выводу о том, что у ОАО «Камчатскэнерго» отсутствует обязанность по оформлению прав на спорный участок лесного фонда для обеспечения безопасных условий эксплуатации линии электропередач и получению соответствующего разрешения.

Согласно положениям части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание выводы арбитражного суда, постановление Агентства от 14.11.2013 № 101 подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 167–170, 176, 226–229 Арбитражного, процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края от 14.11.2013 № 101 о привлечении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья И.Ю. Жалудь