ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4888/2021 от 27.06.2022 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4888/2021

04 июля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июля 2022 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канахиным Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683000, <...>)

о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 683003, <...>) от 13.07.2021 № 697 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.01.2022 № КЭ-18-18-22/234Д (сроком по 31.12.2022), диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 07.06.2022 № б/н (сроком на один год), диплом,

установил:

публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – заявитель, ПАО «Камчатскэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Инспекция ГСН Камчатского края, Инспекция) от 13.07.2021 № 697 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

Заявленные требования общество мотивирует тем, что объект, в отношении которого осуществляется строительный надзор в соответствии с положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации не подлежит государственному строительному надзору. Проектная документация объекта не подлежит обязательной государственной экспертизе и не требует получения разрешения на строительство.

В отзыве на заявление Инспекция требования заявителя полагало не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Определением суда от 19.11.2021 производство по делу № А24-4888/2021 приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу № А24-3787/2021.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.10.2021 по делу № А24-3787/2021 в удовлетворении заявленных ПАО «Камчатскэнерго» требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.04.2022 решение суда от 15.10.2021 по делу № А24-3787/2021 оставлено без изменения.

Протокольным определением от 27.06.2021 производство по делу возобновлено.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу
и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, перешел к рассмотрению дела
по существу в судебном заседании в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.

Правовая позиция представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании не изменилась.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя и заинтересованного лица, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

21.01.2021 Государственным автономным учреждением «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» выдано Обществу положительное заключение государственной экспертизы № 41-1-1-3-001783-2021 проектной документации на строительство объекта «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС-1. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-1Б» и результатов инженерных изысканий.

05.02.2021 ПАО «Камчатскэнерго» получено разрешение на строительство капитального линейного объекта № 41-ru41501000-156-2021, наименование «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС-1. Строительство трассы ПВС
от скважины Гео-1Б», расположенного по адресу: Камчатский край, Елизовский муниципальный район, Мутновское месторождение парогидротерм.

30.12.2020 ПАО «Камчатскэнерго» (заказчик) и открытое акционерное общество «Камре» (ОАО «Камре», подрядчик) заключили договор подряда
№ 108600-ТПИР ОБСЛ-2020-КамчЭн, по условиям которого подрядчик обязался по заданию заказчика в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к договору) выполнить работы по поддержанию располагаемой мощности МГеоЭС. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-1Б длиной 1,1 км, а также сдать результат работ заказчику, а заказчик обязался создать подрядчику указанные в договоре условия для выполнения работ, принять результат работ и уплатить цену (пункт 1.1 договора).

11.02.2021 в адрес Инспекции от Общества поступило извещение
от 09.02.2021 № 07-35/245 о начале строительства капитального объекта. Согласно данному извещению дата начала строительства – 22.02.2021, дата окончания – 05.11.2021.

На основании приказа Инспекции от 15.02.2021 № 65 данный объект капитального строительства постановлен на учет в органе государственного строительного надзора с присвоением надзорному делу номера 01-33-02/2021, а также подготовлена программа проведения проверок, с которой 24.02.2021 ознакомлен представитель застройщика (ПАО «Камчатскэнерго»).

23.06.2021 в адрес Инспекции от Общества поступило извещение о завершении строительства капитального объекта «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС-1. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-1Б».

24.06.2021 Инспекцией издан приказ № 233/01-33-02/2021 о проведении внеплановой выездной проверки при окончании строительства объекта капитального строительства в отношении застройщика.

В ходе проведения проверки Инспекцией выявлено следующее:

1) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», л. 5.2 «Маркировочная схема опор», л. 17 «Фундамент Фм7. Неподвижная опора. Геометрические размеры», л. 18 «Фундамент Фм7. Неподвижная опора. Армирование», л. 19 «Фундамент Фм8. Неподвижная опора. Геометрические размеры», л. 20 «Фундамент Фм9. Неподвижная опора. Армирование», при визуальном осмотре построенных фундаментов ФМ1–ФМ8 от конечной точки проектирования
ПО-17.6 (ФМ5) до скважины Гео-1Б, не выполнен монтаж фундаментов ФМ8
с неподвижной опорой Н-17, а также фундамент ФМ7 с неподвижными опорами Н16,
Н-15.

2) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», л. 5.1 «Маркировочная схема опор», л. 5.2 «Маркировочная схема опор», л. 6 «Фундамент ФМ1. Неподвижная опора. Геометрические размеры», л. 13 «Фундамент ФМ5. Геометрические размеры», при визуальном осмотре скользящих опор от конечной точки проектирования ПО-17.6 (Фм5) до скважины Гео-1Б, было установлено, что на фундаменте ФМ5 (ПО-13,6) металлические элементы установлены со смещением от проектного положения; на фундаментах ФМ5(ПО-10,2), ФМ1(ПО-3,3), отсутствуют упоры от бокового смещения трубы, а также элементы применения трубной полусферы диаметром 159х81/2, в следствие чего не обеспечено скольжение трубопровода над фундаментами.

3) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», л. 5.1 «Маркировочная схема опор», л. 5.2 «Маркировочная схема опор», л. 21 «Фундамент Фм9. Геометрические размеры и армирование», при проведении проверки при окончании строительства объекта от конечной точки проектирования ПО-17.6(Фм5) до скважины Гео-1Б, было установлено, что вдоль всей протяженности трубопровода ПВС, не выполнена установка фундаментальных опор ФМ9 (Вешка) в количестве 26 штук.

4) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», л. 7 абз. 10 «В целях максимальной надежности трассы ПВС при эксплуатации пересечения дорог и проездов, трасса прокладывается в стальных футлярах Дн1020х10 мм. В стальных футлярах предусматривается установка скользящих опор с шагом не более 8 м.», л. 5.1 «Маркировочная схема опор», л. 5.2 «Маркировочная схема опор», л. 2.1, л. 2.2 «Продольный профиль трассы ПВС от скважины Гео-1Б», л. 22 «Оголовок футляра (металлическая заглушка)», при проведении проверки при окончании строительства объекта от конечной точки проектирования ПО-17.6(ФМ5) до скважины Гео-1Б, было установлено, что между опорами ПО-14.6 – ПО-14.5; ПО-10.3–ПО10.2; ПО-7.5 – ПО-7.4; ПО-3.3 – ПО-3.2 трасса ПВС проложена в стальных футлярах диаметром 820 мм, без применения скользящих опор; оголовок футляров не защищен метталическим листом (заглушкой) с обеих сторон; между опорами ПО-9.2 – ПО-9.1 не проложен стальной футляр диаметром 1020 мм.

5) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», абз 3 л. 7 Раздел 7 «Показатели и характеристики технологического оборудования и устройств линейного объекта (в том числе надежность, устойчивость, экономичность, возможность автоматического регулирования, минимальность выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, компактность, использование новейших технологий)», поз. 1 л. 4,1 «Спецификация», при проведении проверки при окончании строительства объекта от конечной точки проектирования ПО-17.6 (Фм5) до скважины Гео-1Б, было установлено, что в верхних точках трассы ПВС не установлены воздушные клапаны диаметром 32 мм. в количестве 5 штук.

6) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», абз 3 л. 7 Раздел 7 «Показатели и характеристики технологического оборудования и устройств линейного объекта (в том числе надежность, устойчивость, экономичность, возможность автоматического регулирования, минимальность выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, компактность, использование новейших технологий)», л. 1.2 «План трассы ПВС от скважины Гео-1Б, л. 2.2 «Продольный профиль трассы ПВС от скважины Гео-1Б», поз. 3 л. 4.1. «Спецификация», при проведении проверки при окончании строительства объекта от конечной точки проектирования ПО-17.6(ФМ5) до скважины Гео-1Б, было установлено, что между опорами ФМ5(ПО-14.) – ФМ5(ПО-13,6) на трубопроводе ПВС не установлен сильфонный компенсатор СКУМ1-400-25-200 400 производства ООО «НПП Компенсатор» из стали 08Х18Н10Т по ТУ 3-120-81 в количестве 1 шт. в соответствии с (Узел 2).

7) В нарушение п.6.24. Раздел 6.8 «Расчет толщины тепловой изоляции с целью предотвращения конденсации влаги из окружающего воздуха на покровном слое тепловой изоляции оборудования и трубопроводов, содержащих вещества с температурой ниже температуры окружающего воздуха» СП 61.13330.2012 «Свод правил. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов», согласно которому конструкция тепловой изоляции должна исключать ее деформацию и сползание теплоизоляционного слоя в процессе эксплуатации. В составе теплоизоляционных конструкций оборудования и трубопроводов следует предусматривать опорные элементы и разгружающие устройства, обеспечивающие механическую прочность и эксплуатационную надежность конструкций, при проведении проверки при окончании строительства объекта от конечной точки проектирования ПО-17.6(Фм5) до скважины Гео-1Б, было установлено, что по всей протяженности трассы ПВС имеются следы деформации, а также разрушение теплоизоляционного слоя.

8) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», абз 6 л. 7 Раздел 7 «Показатели и характеристики технологического оборудования и устройств линейного объекта (в том числе надежность, устойчивость, экономичность, возможность автоматического регулирования, минимальность выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, компактность, использование новейших технологий)», поз. 25 л. 4.2. «Спецификация», при проведении проверки при окончании строительства объекта от опоры ПО-15.1(Фм6) до скважины Гео-1Б, было установлено, что на проложенной трассе ПВС не выполнено обертывание теплоизоляционного слоя термоусаживающей лентой противопожарной марки ТИАЛ ЛЦП (цвет – серебряный) по оцинкованной скорлупе от опоры ПО-15.1(ФМ6) до скважины Гео-1Б.

9) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ИЛО. Том 4. Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» л. 1 «План на отм. 0,000, +2,830, +6,000. Фасад (вид А). Отмостка», л. 2 «План на отметке 0,000. Узел 3. Схема металлоконструкций на отм. +6,000 и 2,830. Разрезы 2-2, 3-3», л. 3 «Разрезы 1-1 и 4-4), л. 4 «Узлы 4, 5», л. 5 «Узлы 6, 7, 8, 9, 10, 11. Вид 7-7», л. 7 «Геометрические размеры стремянки СХ-31.6, лестницы Л-2», л. 11 «Геометрические размеры фундаментной плиты», л. 14 «Закладная Зд-1, Зд-2».

10) При проведении проверки скважины Гео-1Б было установлено, что работы выполнены не в соответствии с требованиями проектной документации шифр 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ИЛО. Том 4. Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта», а именно:

– при бетонировании фундамента скважины в виде железобетонной плиты не выполнен монтаж закладных деталей для крепления укрытия к плите по серии 1.400-15.В1 «Унифицированные закладные изделия железобетонных конструкций для крепления технологических коммуникаций и устройств». Выпуск 1. «Рабочие чертежи унифицированных закладных изделий» (МН106-3, МН-117, МН148-3, МН107-3, МН540-01, МН105-6); стальных труб Зд-1, Зд-2 от приямка диаметром 108 мм., диаметром 57 мм. по ГОСТ 10704-91, приходящих в колодец для приема дренажа;

– в приямке не выполнен монтаж спусковой лестницы Л-2;

– по кругу скважины Гео-1Б не выполнен монтаж металлического каркаса с шагом 1570 мм., между стоками которого должны располагаться балки из прокатного уголка;

– в верхней части металлического каркаса не выполнена неразрезная балка из прокатного уголка, обеспечивающая жесткость укрытия;

– площадка для обслуживания технологического оборудования из прокатных профилей приварена не к металлическому каркасу ввиду его отсутствия, а к металлическому листу укрытия скважины;

– для обслуживания укрытия скважины не выполнена установка наружной двери по ГОСТ 31173-2016 «Межгосударственный стандарт. Блоки дверные стальные. Технические условия» марки ЛСН ПКН 2100-900 М2У;

– снаружи вокруг фундаментной плиты, не выполнена бетонная отмостка шириной 1,0 м. по основанию с уклоном;

– снаружи вокруг скважины Гео-1Б не выполнено крепление укрытия к фундаментной плите;

– по наружному контуру конусной части укрытия скважины не приварено ребро жесткости (РЖ) из прокатного уголка;

– на наружной стремянке обеспечивающей подъем на крышку укрытия скважины Гео-1Б, не выполнено ограждение наружной лестницы.

10) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ТКР. Том 2. Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения», л. 25 «Колодец для приема дренажа от приямка. Узел 1. Узел А. Узел Б», л. 26 «Спецификация оборудования, изделий и материалов», при проведении проверки при окончании строительства на территории скважины Гео-1Б, было установлено, что не установлен колодец для приема дренажа от приямка скважины.

11) В нарушение шифра 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ППО. Том 2. Раздел 2 «Проект полосы отвода» л. 2.1 «План трассы ПВС от скважины Гео-1Б»; л. 4.1 « Подъездная дорога. Ситуационный план. Разбивочный план М 1:500», л. 4.2 «Подъездная дорога. План организации рельефа М 1:500», л. 4.4 «Подъездная дорога. План благоустройства и озеленения М 1:500», при проведении проверки при окончании строительства на территории скважины Гео-1Б, было установлено, что не выполнены работы:

– по строительству подъездной дороги и площадки вокруг скважины, предназначенной для подъезда и обслуживания скважины с предусмотренными конструктивными типами дорожной одежды;

– по строительству неукрепленной канавы для перехвата ливневых стоков с повышенной поверхности рельефа;

– по устройству дорожной плиты 2П30.18-30 в местах пересечения существующей дороги над футлярами между опорами ПО-14.6 –ПО-14.5; ПО-10.3 – ПО-10.2; ПО-9,2 – 9,1; ПО-7.5 – ПО-7.4; ПО-3.3 – ПО-3.2.

12) В нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части обязанности лица, осуществляющего строительство, представлять органам государственного строительного надзора необходимую документацию, при проведении проверки при окончании строительства объекта не представлен документ по организационно-технической подготовке строительства, предусмотренный проектной документацией шифр 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ПОС. Том 5. Раздел 5 «Проект организации строительства» л. 33 абз. 1, п. 1 «Подготовительный период строительства», л. 39 абз. 2, п. «Монтажные и специальные работы», Раздел 8. «Обоснование организационно-технологической схемы, определяющей оптимальную последовательность сооружения линейного объекта», а именно:

– проект производства работ, оформленный в соответствии с требованиями Раздела 6. «Состав и содержание проекта производства работ» МДВ12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ», что является нарушением требования п. 6.3. Раздел 6 «Организационно-технологическая документация». СП48.13330.2019 «Свод правил. Организация строительства», согласно которому проект производства требуется разрабатывать на объекты, для которых требуется разрешением на строительство (реконструкцию).

13) В нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части обязанности лица, осуществляющего строительство, представлять органам государственного строительного надзора необходимую документацию, при проведении проверки при окончании строительства объекта не представлен документ, подтверждающий освидетельствование работ, связанный с рекультивацией земель, предусмотренный проектной документацией шифр 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ПОС. Том 5. Раздел 5 «Проект организации строительства», л. 60 п. «Рекультивация земель» Раздел 16. «Описание проектных решений и перечень мероприятий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в период строительства».

14) В нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части обязанности лица, осуществляющего строительство, представлять органам государственного строительного надзора необходимую документацию, при проведении проверки при окончании строительства объекта не представлены следующие документы:

– акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), а именно:

– акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), абз. 2 л. 1 Раздел «Термины и определение». Договор подряда № 108600-ТПИР ОБСЛ-2020-КамчЭн от 30.12.2020;

– схема отображающая расположение построенного реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицо, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

15) В нарушение части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части обязанности лица, осуществляющего строительство, представлять органам государственного строительного надзора необходимую документацию, при проведении проверки при окончании строительства не представлены журналы работ в общем количестве 5 штук, занесенные и зарегистрированные в период с 17.02.2021 по 18.02.2021 в карточку регистрации общих и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, согласно «Приложению 7» к Порядку формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1130:

– общий журнал работ;

– журнал бетонных работ;

– журнал сварочных работ;

– журнал по гидроизоляции, антикоррозионной защите, окраске стальных конструкций;

– журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования.

16) В нарушение п. 4.23 Раздел 4. «Общие положения», п. 8.2.1. Раздел 8.2 «Исполнительная документация» СП 48.13330.2019 «Свод правил». «Организация строительства», части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части обязанности лица, осуществляющего строительство, представлять органам государственного строительного надзора необходимую документацию, застройщиком ПАО «Камчатскэнерго» во время проведения итоговой проверки объекта, ввиду поступившего извещения от 21.06.2021 № б/н (вх. № 612/01-33-02/2021 от 22.06.2021) не представлена в Инспекцию государственного строительного надзора Камчатского края (инспектору по государственному контролю (надзору) в объеме, необходимом для проведения оценки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов требованиям проектной документации согласно перечню, указанному в проектной документации шифр 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19-ПОС. Том 5. Раздел 5 «Проект организации строительства», Раздел 9 «Перечень основных видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащий освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций.»; абзац 10 подпункт 1 Земляные работы; абзац 10 подпункт 2 Основания и фундаменты; абзац 10 подпункт 3 Бетонные и железобетонные конструкции монолитные; абзац 10 пункт 4 Бетонные и железобетонные конструкции сборные; абзац 10 пункт 5 Металлические конструкции; абзац 11 Перечень актов освидетельствования скрытых работ, оформленные в соответствии с РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», утвержденный приказом Ростехнадзора от 12.01.2007, а именно:

– акт на освидетельствование разбивки земляных работ, обследование грунтов для отсыпки насыпей и обратных засыпок в котлованах и траншеях;

– акт на освидетельствование качества грунтов оснований фундаментов и заложения фундаментов;

– акт на соблюдение технологии при послойном уплотнении грунта ( достижение проектной плотности, толщины каждого отсыпанного и уплотняемого слоя и другое);

– акт на подготовку оснований насыпей;

– акт на проверку соответствий проекту размеров траншей;

– акт на подготовленное основание под фундаменты с указанием размеров, отметок дна котлована, соответствия фактическому напластованию и свойству грунта, учтенных в проекте, акт составляется до начала работ по устройству фундаментов; проверка оснований на отсутствие нарушений свойств или качества их уплотнения с проектными данными;

– акт отбора образцов грунта для лабораторных испытаний;

– акт на приемку смонтированной и подготовленной к бетонированию опалубки;

– акт на соответствие арматуры и закладных деталей рабочим чертежам;

– акт по отбору контрольных образцов бетона;

– акт на проверку и приемку всех конструкций и элементов, закрываемых в процессе последующего бетонирования;

– акт на приемку законченных бетонных конструкций с оценкой их качества;

– акт на устройство осадочных и температурных швов в конструкциях;

–акт на приемку фундаментов и других опорных элементов, включая геодезическую проверку соответствия их фактического положения проектному (в плане и по высоте) с составлением исполнительной схемы;

– акт на выполнение сварочных работ (полнота сварных швов, качество сварки);

– акт по антикоррозийной защите соединений металла;

– акт на замоноличивание стыков сборных элементов;

– акт на заделку и герметизацию швов стыков;

– акт на приемку смонтированных конструкций сооружения или отдельных его частей;

– акт на приемку площадей опирания стальных конструкций на фундаменты, стены и опоры, включая геодезическую проверку соответствия их фактического положения проектному (в плане и по высоте) с составлением исполнительной схемы;

– акт на выборочный контроль швов сварных соединений;

– акт на геодезическую разбивку объекта;

– акт на динамическое испытание свай;

– акт на работы по подготовке основания фундаментов;

– акт на армирование фундаментов;

– акт на бетонирование фундаментов;

– акт на гидроизоляцию фундаментов;

– акт на вертикальную гидроизоляцию;

– акт освидетельствования опалубки перед бетонированием ;

– акт на устройство обмазочных, окрасочных, огнезащитных покрытий;

– акт на подготовку оснований под трубопроводы;

– акт на устройство подвижных и неподвижных опор и упоры трубопровода;

– акт на устройство противокоррозийной защиты трубопровода;

– акт на устройство гидроизоляции трубопровода;

– акт на устройство тепловой изоляции трубопровода;

– акт на обследование конструкций, в которых проложены подземные трубопроводы;

– акт на укладку трубопровода и заделку стыков;

– акт на гидравлическое испытание трубопровода пара и проверка качества монтажных работ в каналах.

17) В нарушении пункта 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», частей 1,2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта «г» пункта 6 полождения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитальном ремонте капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, не осуществлена обязательная оценка соответствия связанного с объектом капитапльного строительства «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС-1. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-1Б» процесса строительства в виде строительного контроля, осуществляемого заказчиком, путем проведения контрольных мероприятий по освидетельствованию совместно с подрядчиком ОАО «Камре» скрытых работ и промежуточной приемке возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения, фактически выполненных с нарушением требований проектной документации Шифр 182-0002-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-Геотерм-167-19.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.07.2021
№ 696/01-33-02/2021.

13.07.2021 Инспекцией ГСН Камчатского края выдано предписание от № 697 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, согласно которому обществу необходимо устранить вышеуказанные нарушения в срок до 25.10.2022.

Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) (пункт 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 4 ГрК РФ).

Как установлено пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ, строительство представляет собой создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно действующему законодательству обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме, в том числе, строительного контроля (пункт 3 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент № 384-ФЗ)).

На основании части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Согласно пункту 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления строительного контроля регламентирован Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее по тексту – Положение № 468).

В силу пункта 2 Положения № 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Подпунктом «г» пункта 6 Постановления № 468 от 21.06.2010 закреплено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 608 утвержден «СП 61.13330.2012. Свод правил. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003», согласно пункту 6.24. которого конструкция тепловой изоляции должна исключать ее деформацию и сползание теплоизоляционного слоя в процессе эксплуатации. В составе теплоизоляционных конструкций оборудования и трубопроводов следует предусматривать опорные элементы и разгружающие устройства, обеспечивающие механическую прочность и эксплуатационную надежность конструкций.

Согласно пункту 8.2.1 СП 48.13330.2019. Свода правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004, утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр (действовавших на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания) лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, отражающую фактическое исполнение решений проектной и рабочей документации, фактическое состояние объекта капитального строительства и его элементов:

- акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;

- акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;

- акты освидетельствования скрытых работ (приложение Д);

- акты освидетельствования ответственных конструкций (приложение Г);

- акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (приложение Е);

- комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектной организацией изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;

- исполнительные геодезические схемы и чертежи;

- исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- акты испытания и опробования технических устройств;

- результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

- документы, подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов (изделий);

- иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Примерный перечень исполнительной документации приведен в приложении Б.

Из материалов дела следует, что Общество является застройщиком (заказчиком) при строительстве объекта капитального строительства «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС-1. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-1Б».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 213-О-О, введение законодателем нормы, возлагающей обязанность осуществлять контроль и надзор за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка не только на лиц, осуществляющих строительство, обусловлено необходимостью обеспечить безопасность градостроительной деятельности.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ, пункта 4.6 «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр, базовыми функциями застройщика на период строительства являются, в том числе, проведение строительного контроля.

Следовательно, субъектом ответственности, при нарушениях является, в том числе застройщик (заказчик).

Из материалов дела следует, что при проведении проверочных мероприятий в отношении общества помимо оспариваемого предписания, также вынесено Постановление от 29.07.2021 № 769/01-32, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Судом установлено, что оспаривая указанное постановление, обществом приведены аналогичные доводы, что и в рамках рассмотрения настоящего дела.

Как следует из решения от 15.10.2021 по делу № А24-3787/20201 по заявлению ПАО «Камчатскэнерго» об оспаривании постановления Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края от 29.07.2021 № 769/01-32 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств, подтверждается и по существу Обществом не опровергается ненадлежащее осуществление строительного контроля, повлекшее нарушение требований проектной документации при строительстве объекта капитального строительства, в связи с чем в удовлетворении требований ПАО «Камчатскэнерго» о признании незаконным постановления Инспекции 29.07.2021 № 769/01-32 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении отказано.

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.10.2021 по делу № А24-3787/2021 постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.04.2022 оставлено без изменения.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судами по делу № А24-3787/2021 установлено, что общество, являясь застройщиком спорного объекта капитального строительства и обязанное осуществлять контроль за строительными работами, проводимыми на указанном объекте, ненадлежащим образом исполняло возложенные на него обязанности по осуществлению строительного контроля, повлекшее нарушение требований проектной документации при строительстве объекта капитального строительства.

Доказательств тому, что спорный объект не подлежал административному контролю инспекцией, со ссылкой на Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, установленный Постановлением N 1816 и, в частности, тому, что общество является пользователем недр и осуществляет работы по геологическому изучению недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых в границах участков недр и для этого строит линейный объект, в материалы арбитражного дела не представлено.

Факт извещения о начале и об окончании строительных работ свидетельствует о правомерной реализации административным органом права на осуществление в рамках своих полномочий надзора за объектом, подпадающим под действие государственного строительного надзора.

Следовательно, в рамках настоящего дела доводы заявителя о том, что спорный объект является линейным объектом, при строительстве которого не требуется получения разрешения на строительство, что в свою очередь исключает осуществление строительного контроля, подлежат отклонению в связи с необоснованностью.

Таким образом, Инспекцией правомерно возложена на общество обязанность устранить нарушения, выявленные в ходе государственного строительного надзора.

Доказательств исполнения возложенных на общество оспариваемым предписанием обязанностей градостроительных норм на момент выдачи оспариваемого предписания в материалах дела не имеется и обществом не представлено.

Остальные доводы общества, в том числе со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом отклоняются, так как каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что у уполномоченного органа имелись фактические и правовые основания для выдачи ПАО «Камчатскэнерго» предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, поскольку Общество допустило нарушение норм действующего градостроительного законодательства.

Приняв во внимание изложенное и исходя из того, что на Общество в силу частей 3 и 6 статьи 52 ГрК РФ возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, а также ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам и об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку совокупность обстоятельств, установленных статьей 201 АПК РФ для признания оспариваемого предписания недействительным, не доказана, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований полностью.

Государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 3 000 рублей и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Ю. Лебедева