ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4889/2017 от 13.03.2018 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-4889/2017

20 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен марта 2018 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Барвинской Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Переваловой Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа         «Лотос-М» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Камчатскому краю в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края

(ИНН <***>, ОГРН <***>),
Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края

 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица

краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»

(ИНН <***>,   ОГРН <***>),

ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края»

(ИНН <***>, ОГРН <***>),

Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 237 775 руб.,

при участии:

от истца: 

ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2018 (сроком до 31.12.2018);

от Министерства социального развития и труда Камчатского края:

ФИО2 – представитель по доверенности от 10.01.2018 № 30.02/37 (сроком до 31.12.2018);

от Министерства финансов Камчатского края:

не явились;

от КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»:

ФИО3 – представитель по доверенности от 02.03.2018 № 137 (сроком на один год);

от ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края»:

не явились;

от Отделения ПФ РФ по Камчатскому краю:

ФИО4 – представитель по доверенности от 28.10.2017 № 72 (сроком по 31.12.2020).

установил:

муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (зарегистрированное по адресу: проспект Циолковского, д.9, г. Петропавловск-Камчатский, далее – МУП «Лотос-М», истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству социального развития и труда Камчатского края (зарегистрированному по адресу: площадь им. В.И. Ленина, д.1, г. Петропавловск-Камчатский далее – ответчик) и Министерству финансов Камчатского края (зарегистрированному по адресу:                   площадь им. В.И. Ленина, д.1, г. Петропавловск-Камчатский, далее – Минфин Камчатского края, ответчик) о взыскании 237 775 руб. расходов на погребение умерших (погибших) за период с января 2015 года по сентябрь 2017 года.

Определением суда от 11.09.2017 исковое заявление принято к производству судьи Скрипник Ю.С., рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.

03.10.2017 в суд поступили письменные  пояснения истца, согласно которым истец просит  взыскать с Камчатского края в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края и Министерства финансов Камчатского края расходы на погребение умерших (погибших) за период с января 2015 года по сентябрь 2017 года в сумме 237 775 руб.

Определением суда от 05.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

Определением от 18.10.2017  дело передано в производство судьи Барвинской Л.А.

Определением от 07.11.2017 суд произвел  замену ответчиков на Камчатский край в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края и Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края и перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением от 30.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика  привлечено ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края».

Определением от 30.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика  привлечено Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - ОПФР по Камчатскому краю).

Министерство финансов Камчатского края,  ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», извещенные надлежащим образом о месте и времени  судебного заседания представителей в суд не направили.

Министерство финансов Камчатского края 13.03.2018 направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования считают не обоснованными.

Судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке статьи  156 АПК РФ.

Представитель истца представила пояснения, согласно которым  возмещение расходов на погребение ФИО5,  несовершеннолетних детей (9 человек), ФИО6 должно быть произведено на основании  абзаца 5, пункта 3, статьи 9  ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле»  (далее  Закон N 8-ФЗ, Закона о погребении) за счет средств Камчатского края.

Представитель истца представила для приобщения к материалам дела: копии постановлений Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от  17.09.2014 № 2298,от 23.10.2015 № 2455, от 10.07.2015 № 1693, от 17.11.2015                      № 2593, от  19.09.2016 № 1812, постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2007 № 211, от 28.06.2006 № 932,  копию письма управления экономики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.06.2015 № 01-10-01/112.

Дополнительные документы, представленные в судебном заседании, приобщены судом к материалам дела в соответствии со статьей 66 АПК РФ.

Представитель истца представила письменное ходатайство   об уменьшении исковых требований   до 217 242 руб. в связи с установлением  места работы ФИО7

Суд  в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ принял уменьшение исковых требований до 217 242 руб.

Представитель ответчика возражала относительно удовлетворения заявленных требований.

Представитель КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель ОПФ РФ по Камчатскому краю поддержала правовую позицию представителя ответчика. Представила сведения о работе ФИО8 в ООО «Петропавловская Судоверфь» с  01.01.2015 по  13.01.2015.

Дополнительные документы, представленные в судебном заседании, приобщены судом к материалам дела в соответствии со статьей 66 АПК РФ.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, постановлениями Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.09.2006 № 1838, от 05.02.2007 № 2011 МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М»  наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела  в   Петропавловск-Камчатском городском округе.

Правоотношения, связанные с погребением умерших граждан, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

01.08.2013 между краевым государственным казенным учреждением «Камчатский центр по выплате государственных и социальных  пособий» (заказчик) и МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (исполнитель) заключен договор № 19-юр (с учетом дополнительных соглашений),  согласно которому  заказчик возмещает исполнителю стоимость услуг на погребение граждан, если умершие не работали и не являлись пенсионерами и в случае рождения мертвого ребенка по истечении  154 дней беременности. Срок действия договора установлен по  31.12.2013 и может быть  пролонгирован на каждый последующий календарный год.

С 2015 по  2017 года истец  оказал услуги по погребению умерших невостребованных лиц на сумму   217 242 руб. (с учетом уточнения). Указанные денежные средства не компенсированы, факт оказания услуг подтверждается справками о захоронении.

Наличие у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением  с  2015 по  2017 года погребения  невостребованных умерших  (погибших),  послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Организация похоронного дела согласно пункту 2 статьи 25   Закона N 8-ФЗ  осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2007 № 2011 МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М»  наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела  в   Петропавловск-Камчатском городском округе.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что стоимость услуг на погребение  определяется органами местного самоуправления.

Постановлениями Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17.09.2014  № 2298, от 10.07.2015 № 1693, 17.11.2015, № 2593, от 23.10.2015 № 2455, от 19.09.2016 № 1812 утверждена стоимость услуг, предоставляемых   согласно гарантированному перечню по погребению специализированной  службой по вопросам похоронного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти  вне зависимости от места его жительства и причины нахождения на территории другого субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; за счет  федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 Закона № 8 ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Пункт 2 статьи 1 Закона № 8ФЗ устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решение вопроса о предоставлении материальной и иной помощи для погребения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона                    № 8-ФЗ.

Как следует из материалов дела, в 2015 году  истец понес расходы на погребение невостребованных лиц: ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11. Убытки истца, связанные с захоронением невостребованных лиц  в  2015 году,  составили  77 664 руб.

В  2016 году истец понес расходы на погребение невостребованных  несовершеннолетних детей: ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18.

Кроме того, родственникам ФИО5 истец предоставил гарантированный перечень услуг  на погребение в размере  20 533 руб.

Расходы,   связанные с захоронением  в  2016 году составили  97 008 руб. в том числе: 20 533 руб. – 1 взрослый и 76 475 руб. -  7 детей.

В  2017 году истец понес расходы на погребение невостребованных  несовершеннолетних детей: ФИО19, ФИО20 в размере  20 668 руб., а также гражданина ФИО6 –                  21 902 руб. Умерший  ФИО6  являлся получателем пенсии по инвалидности через Министерство обороны РФ.

Министерство социального развития и труда Камчатского края,  краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных  пособий»,  Министерство обороны РФ отказали в возмещении расходов на погребение.

В соответствии со статьей  21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», если похороны военного пенсионера  произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 пособие на погребение не выплачивается.

Из положений подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в совокупности с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона № 8ФЗ и пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона № 8 - ФЗ, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Закон не ставит в обязанность специализированной организации оказывать услуги по погребению в зависимость от наличия или отсутствия документов, подтверждающих статус пенсионера либо застрахованного лица у умершего, само его право на возмещение понесенных расходов возникает из закона и не оспаривается, обязанность доказывания наличия или отсутствия установленных пунктом 3 статьи 9 Закона № 8 ФЗ обстоятельств, зависящих от личности умершего, для отнесения расходных обязательств на Российскую Федерацию либо на соответствующий государственный фонд в силу статьи 65 АПК РФ лежит на ответчиках.

Администрацией Петропавловск-Камчатского  городского округа была определена стоимость услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского  городского округа от 23.10.2015 № 2455 утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» на  2015 год  в размере   19 416 руб. на взрослого и  10 523 руб. на ребенка.

Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского  городского округа от 17.11.2015 № 2593 утверждена стоимость услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» на  2016 год в сумме  20 533 руб. на взрослого и  10 925 руб. на ребенка.

Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского  городского округа от 19.09.2016 № 1812 утверждена стоимость услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» на  2017 год в сумме  21 902 руб. на взрослого и  10 334 руб. на ребенка.

Круг лиц, за счет средств которых подлежит оплате стоимость оказанных специализированной похоронной организацией услуг, и основания, при которых возникают расходных обязательства данных лиц,  определены пунктом 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ. Таким лицами (при наличии указанных в законе оснований, связанных с наличием или отсутствием обязательств из пенсионного и социального страхования) являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Федерации. При этом при отсутствии оснований для возмещения расходов Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования и Российской Федерацией, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона № 8-ФЗ, расходы на погребение подлежат оплате субъектом Федерации.

Арбитражный суд учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 АПК РФ следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, явились ли захороненные несовершеннолетние дети  мертворожденными. Ответчики не представили документы, подтверждающие обратное. Доказательства, подтверждающие, что родители захороненных несовершеннолетних детей были зарегистрированы в качестве страхователей – не представлены.

Учитывая вышеизложенного Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края обязан нести расходы  по возмещению стоимости на погребение в  2016 год в отношении невостребованных  несовершеннолетних детей: ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 в размере  7*10925 руб.= 76 475 руб.

Поскольку  умершая ФИО5 являлась не работающей и не получала пенсию по старости денежные средства, предоставленные родственникам умершей в размере  20 533 руб.,  подлежат возмещению  за счет Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края.

За счет Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края подлежат удовлетворению требования о возмещении расходов на погребение за  2017 год в отношении невостребованных  несовершеннолетних детей: ФИО19, ФИО20 в размере 2*10334 руб.= 20 668 руб.

Рассмотрев требование истца о возмещении расходов на погребение ФИО6 в размере  21 902 руб.  суд установил, что  согласно абзацу 14 пункта 1   Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 оплата ритуальных услуг Министерством обороны  РФ не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного ст. 10 Федерального закона № 8ФЗ  «О погребении и похоронном деле», либо пособия на погребение согласно п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941.

Учитывая, что истец является специализированной службой  по вопросам похоронного дела, основания для возмещения расходов, понесенных в связи с захоронением военного пенсионера ФИО21,  Министерством обороны РФ  отсутствуют.

С учетом указанных обстоятельств расходы на погребение умершего военного пенсионера  ФИО22 в сумме  21 902 руб.  подлежат возмещению за счет средств  федерального бюджета.

Исковые требования о возмещении расходов на погребение в  2015 году   ФИО9, ФИО10,  ФИО11 в сумме  3*19416 руб.=58 248 руб. удовлетворению за счет ответчиков не подлежат, поскольку указанные лица на момент смерти являлись получателями пенсии.

Исковые требования о возмещении расходов на захоронение ФИО8 в сумме  19 416 руб. за  2015 год также за счет ответчиков удовлетворению не подлежат, поскольку в  2015 году он работал в ООО «Петропавловская судоверфь».

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края произведенных им расходов в размере 139 578 руб. подлежат удовлетворению на основании статей 309, 314,  статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

При подаче искового заявления истец оплатил государственную пошлину в сумме  7 755 руб. Госпошлина по настоящему иску с учетом уточнения требований составила 7 345 руб.  

При вынесении  резолютивной части решения от 13.03.2018 суд допустил опечатку в указании суммы государственной пошлины, подлежащей возврату истцу. Определением от 19.03.2018 суд исправил опечатку, допущенную в судебном акте, в связи с чем  излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в размере 410 руб.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27–28, 49, 101–103, 110, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

принять заявление истца об уменьшении размера иска до 217 242 руб.

Взыскать с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос – М» 139 578 руб. убытков.

Возвратить муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос – М» из федерального бюджета 410 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.08.2017     № 696.

В удовлетворении требований в сумме 77 664 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                             Л.А. Барвинская