ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-48/10 от 03.02.2010 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-48/2010

04 февраля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колпаченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Управления внутренних дел по городу Петропавловску-Камчатскому

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рулез» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от административного органа

ФИО1 – представитель по доверенности № 8/26-8519 от 22.12.2009 (сроком на 1 год),

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

ФИО2 – представитель по доверенности №1 от 26.01.2010 (сроком на 1 год)

установил:

Управление внутренних дел по г.Петропавловску-Камчатскому (далее – заявитель, УВД) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рулез» (далее – Общество, ООО «Рулез») к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ссылаясь на те обстоятельства, что ООО «Рулез» на территории Камчатского края в клубе «Инет+», расположенном в <...>, осуществляется предпринимательская деятельность по проведению и организации азартных игр вне игорной зоны, а также в отсутствие разрешения на осуществление указанного вида деятельности. При этом данная деятельность осуществляется в завуалированной форме под видом сочетания стимулирующей лотереи «Ступенька», игры на развлекательных автоматах и проведении викторины «Что? Где? Когда?».

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что в действиях ООО «Рулез» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ссылаясь на доказательства, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении.

Представитель Общества в судебном заседании представила отзыв на заявление, согласно которому требования УВД не признает, ссылаясь на отсутствие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку считает, что деятельность ООО «Рулез» не подпадает под действие Федерального закона №244-ФЗ, так как Общество не осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр. Также указывает, что в деле отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о совершении правонарушения. ООО «Рулез» ни 18.12.2009, ни 08.02.2009 (как указано в определении о возбуждении дела) не осуществляло проведение азартных игр, также как и не осуществляло проведение лотереи, которую планировало проводить. Скретч-карты, необходимые для проведения лотереи, отсутствовали; допуск лиц к развлекательному оборудованию не осуществлялся; выдача призов и проведение викторины также не происходили; лица, с которыми, якобы, осуществлялись азартные игры, не установлены. На основании этого просит в удовлетворении требований УВД отказать.

Представитель УВД с учетом представленного отзыва пояснил, что в определении №1025 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.12.2009 (административное дело – л.д.14) допущена опечатка: в тексте определения вместо 18.12.2009 ошибочно указано 18.02.2009. Однако данная техническая ошибка не является существенной, поскольку само определение датировано 18.12.2009, протокол осмотра составлен 18.12.2009, и в протоколе по делу об административном правонарушении от 22.12.2009 также зафиксировано, что правонарушение совершено Обществом 18.12.2009.

Выслушав присутствующих представителей, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 18.12.2009 на основании требования прокурора города Петропавловска-Камчатского №19/19 от 18.12.2009 сотрудниками УВД по городу Петропавловску-Камчатскому и прокуратуры города Петропавловска-Камчатского проведена проверка субъектов предпринимательской деятельности, направленная на выявление нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

18.12.2009 УВД вынесено определение №1025 зашитника Обществала об административном правонарушении ном правонарушении (л.д. ______________________________________________о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем был извещен законный представитель Общества – генеральный директор ФИО3

В ходе проверки установлено, что 18.12.2009 в компьютерном клубе «Инет+», принадлежащем ООО «Рулез», расположенном по адресу: <...>, в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) осуществлялась организация и проведение азартных игр вне игорной зоны и без специального разрешения в завуалированной форме под видом проведения стимулирующей лотереи «Ступенька» и викторины «Что? Где? Когда?».

По результатам проведенной проверки 22.12.2009 сотрудником УВД по г.Петропав­ловску-Камчатскому в отношении ООО «Рулез» в присутствии генерального директора ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4); игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18).

Ранее действовавший подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающий, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, подлежала лицензированию, утратил силу с 20.06.2009 на основании части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.

Однако это не означает, что деятельность по организации и проведению азартных игр может проводиться без специального разрешения.

В соответствии с ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осу­ществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям названного Федерального закона.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона №244-ФЗ на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятель­ности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организа­тору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азарт­ных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных реше­нием о создании соответствующей игорной зоны.

Таким образом, для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2009 года требуется соответствующее разрешение.

Кроме того, осуществление такой деятельности возможно только в игорных зонах, но на территории Камчатского края с 01.07.2009 такое разрешение не может быть выдано, поскольку Камчатский край не является игорной зоной, а деятельность игорных заведений на территории Камчатского края с 01.07.2009 прекращена.

Вследствие этого, действия юридического лица, осуществляющего проведение азартных игр с использованием игровых автоматов при отсутствии разрешения, является нарушением названного выше Закона, в связи с чем, виновное лицо подлежит административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суд считает, что материалами дела доказан факт осуществления ООО «Рулез» деятельности по организации и проведению азартных игр в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения.

При этом доводы Общества о проведении стимулирующей лотереи судом отклоняются.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Федеральный закон № 138-ФЗ) определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона №138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:

1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Следовательно, стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

При рассмотрении дела судом установлено, что 01.11.2009 ООО «Якутия» (Организатор) заключило с ООО «Рулез» (Оператор) договор №610, согласно которому Организатор поручает, а Оператор принимает на себя обязательства проводить Всероссийские стимулирующие лотереи и выплачивать выигрыши по ним в соответствии с условиями настоящего договора от имени Организатора и по его поручению (административное дело л.д.60-62). Исключительной территорией проведения является компьютерный клуб по адресу: <...>. Лотерея проводится с целью стимулирования компьютерного клуба. Оператор проводит лотерею, использую собственное оборудование. Развлекательные автоматы, с помощью которых проводится лотерея «Ступенька», арендованы Обществом у ООО «Гранд» согласно договору от 01.11.2009 в количестве 52 единицы (122-127), 14 из которых установлены в клубе, расположенном по ул.Ленинградской, 74.

ООО «Рулез» является промоутером стимулирующей лотереи «Ступенька». Услуги клуба «Инет+» заключаются в предоставлении гражданам услуг по использованию двух персональных компьютеров и оргтехники (работа в текстовых редакторах, использование сканера, копировального аппарата и др. Интернет отсутствует). Согласно условиям лотереи (административное дело л.л.63-64) и объяснениям генерального директора ФИО3 (административное дело л.д.15-17) при оплате услуг компьютерного клуба «Инет+» клиенту бесплатно выдаётся скретч-карта лотереи. Без оплаты услуг клуба, посетитель не имеет права участвовать в лотерее. Номинал скретч-карт соответствуют сумме, оплаченных посетителем клуба услуг из расчета 10 минут = 100 баллов. Суть игры на развлекательном аппарате заключается в том, что игрок самостоятельно выбирает путем нажатия кнопок количество игровых линий, устанавливает ставку баллов на эти линии, которую может уменьшать или увеличивать по своему желанию. Во время игры на игровом табло высвечивается сумма баллов, оставшихся у игрока или выигранных им, после того как сыграла ставка. Игрок может увеличивать сумму баллов в случае наличия у него дополнительной скретч-карты. Игра фактически имитирует использовавшиеся ранее в игорных заведениях игровые автоматы, однако в аппарате отсутствует купюроприемник и отсутствует возможность установить процент выигрыша. После игры на лотерейном оборудовании, в случае если посетитель выиграл определенное количество баллов, он имеет право перевести их в деньги и получить выплату, но только после того, как примет участие в викторине «Что? Где? Когда?» и ответит правильно на предлагаемые оператором вопросы.

Таким образом, вышеприведенными "Условиями проведения стимулирующей лотереи "Ступенька", прямо предусмотрено предоставление участникам лотереи возможности игры на оборудовании Общества, при этом возможным последствием этой игры является выигрыш участником баллов, за которые Общество обязуется выплатить участнику лотереи сумму выигрыша в денежном эквиваленте.

Также ФИО3 в своих объяснениях пояснил, что ежедневно он снимает кассовый отчёт за сутки и кассир расписывается в кассовом журнале. Учёт по расходу скретч-карт в клубе не ведется. Скретч-карты переданы ООО «Якутия» ООО «Рулез» по договору, за которые ООО «Рулез» оплатил 75 000 руб. Учёт статистических данных о внесенных и снятых кредитов с электронных счётчиков автоматов не ведется, т.к. все денежные операции в клубе производится через кассовое оборудование.

Как следует из имеющегося в материалах дела суточного отчета №0401 за 18.12.2009 (административное дело – л.д.200), 18.12.2009 Обществом осуществлялась реализация на сумму 900 руб. Необнуляемая сумма по кассе по состоянию на 18.12.2009 составила 6 786 руб.

Кроме этого, приказом ООО «Рулез» от 01.11.2009 (административное дело – л.д.59) сформирован денежный фонд Всероссийской стимулирующей лотереи (серия Н200С № 001474ФНС) для выдачи призов по лотерее «Ступенька» и викторине «Что? Где? Когда?». Размер призового фонда установлен в размере 10 тысяч рублей, следовательно, не соблюдается и второе условие проведения стимулирующей лотереи - формирование призового фонда за счет средств организатора лотереи - ООО «Якутия».

Более того, при осуществлении лотереи любого вида размер выигрыша должен всегда определяться организатором лотереи, а не лотерейным оборудованием.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2008 № 05-03-08/19.

Из материалов дела следует, что фактически используемое Обществом оборудование само определяет размер выигрыша, который впоследствии переводится в денежные средства и выплачивается посетителю.

Следовательно, исходя из условий лотереи, а также имеющихся в деле доказательств (протокола осмотра, объяснений генерального директора, суточного кассового отчета, фотоматериалов, договоров аренды, технических паспортов, сертификатов соответствия, протокола по делу об административном правонарушении и др.) деятельность Общества является не проведением стимулирующей лотереей для повышения спроса на услуги компьютерного клуба, а фактически является деятельностью по проведению азартных игр без соответствующего разрешения.

При этом доводы представителя Общество о том, что на момент проверки подключены были не все 14 аппаратов, а только их часть, не имеют существенного значения для дела, поскольку запрет на проведение азартных игр без специального разрешения не ставится в зависимость от того, в каком количестве используется оборудование.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о доказанности УВД по г.Петропавловску-Камчатскому факта осуществления Обществом без выданного в установленном порядке специального разрешения деятельности по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, следовательно, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ является установленным.

Доводы представителя Общества о том, что в определении №1025 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.12.2009 (административное дело – л.д.14) дата совершения правонарушения указана как 18.02.2009 судом принимаются, однако это не является существенным нарушением и не свидетельствует об отсутствии события, поскольку, как установлено судом, в тексте определения допущена опечатка: вместо 18.12.2009 ошибочно указано 18.02.2009. Однако само определение датировано 18.12.2009, протокол осмотра составлен 18.12.2009, и в протоколе по делу об административном правонарушении от 22.12.2009 также зафиксировано, что правонарушение совершено Обществом 18.12.2009.

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, также является доказанной, поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации.

Напротив, суд считает, что действия Общества были направлены на желание уйти от ответственности и под видом проведения лотереи завуалировать факт осуществления деятельности без специального на то разрешения.

Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Рулез», судом не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Общество не признает ни факт совершения правонарушения, ни свою вину в содеянном, суд приходит к выводу, что имеются все основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Рулез» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 45 000 руб. без конфискации изъятого оборудования.

Согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым оборудование в количестве 14-и единиц вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Рулез», владеющему указанным оборудованием на праве аренды согласно договору.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Рулез», имеющее основной государственный регистрационный номер 1094101005426, находящееся в г. Петропавловске-Камчатском по ул.Индустриальной, д.11, кв.9, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.

Изъятое оборудование в количестве 14-и штук, а именно:

1. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037016,

2. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037036,

3. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037037,

4. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037038,

5. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037043,

6. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037044,

7. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037805,

8. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037035,

9. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037034,

10. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037033,

11. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037032,

12. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037808,

13. Развлекательный аппарат серийный номер XXI - 037018,

14. Развлекательный аппарат серийный номер XXI – 037008

возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Рулез».

Изъятое вещественное доказательство в виде суточного отчета №0401 от 18.12.2009 оставить и хранить при деле.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (ГУ УВД по г.Петропавловску-Камчатскому)

Счет 40101810700000010003

ИНН <***>

ОКАТО 30401000000

БИК 043002001

КБК 188 11 606 000 01 0000 140

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю.

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю. Неуплаты штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья О.Н. Бляхер