ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-4910/17 от 18.12.2017 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4910/2017

25 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верещако В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к

Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН<***>)

о признании недействительными представления от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписания от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12,

третьи лица: Правительство Камчатского края, Министерство социального развития и труда Камчатского края,

при участии:

от заявителя:

ФИО1 – представитель по доверенности от 07.12.2017 №115 (сроком на один год);

от УФК по Камчатскому краю:

ФИО2 – представитель по доверенности от 11.01.2017 № 38-19-06/1 (сроком по 31.12.2017);

ФИО3 – представитель по доверенности от 10.08.2017 № 38-19-06/49 (сроком по 31.12.2017);

от Правительства Камчатского края:

от Министерства социального развития и труда Камчатского края:

ФИО4 – представитель по доверенности от 22.11.2017 № 92 (сроком по 31.12.2017);

ФИО5 – представитель по доверенности от 05.12.2017 № 30.02/10767 (сроком по 31.12.2018),

установил:

краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – заявитель, КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, УФК по Камчатскому краю) от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписания от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что в 2016 году меры социальной поддержки в части компенсации части платы за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан предоставлялись Министерством социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», и его филиалы в соответствии с Законом № 181-ФЗ, постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» и в порядке, определенном Административным регламентом предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (федеральным льготникам), утвержденным приказом Министерством социального развития и труда Камчатского края от 27.03.2013 № 164-П. Диапазон действия постановления Правительства Камчатского края от 18.12.2012 № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» распространяется на правоотношения с 01.07.2012 по 31.12.2016. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2016 № 60-АПГ16-10 Постановление № 565-п признано противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Во исполнение определения Верховного Суда Российской Федерации постановлением Правительства Камчатского края от 12.05.2017 № 201-П «О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Камчатского края» Постановление № 565-п признано утратившим силу с 1 января 2017 года. Оснований для осуществления перерасчета ежемесячной и (или) ежегодной денежной компенсации без обращения граждан (в беззаявительном порядке) в 2016 году у КГКУ «Центр выплат» отсутствовали.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признало.

Определениями суда от 01.11.2017 и от 29.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Камчатского края и Министерство социального развития и труда Камчатского края соответственно (далее – третьи лица).

В судебное заседание лица, участвующие в деле обеспечили явку своих полномочных представителей.

Представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края в судебном заседании представил для приобщения в материалы дела отзыв на заявление. Полагал, что вынесенные в отношении заявителя предписание и представление являются незаконными и подлежат отмене.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 11.12.2017 до 17 часов 00 минут 13 декабря 2017 года и с 13.12.2017 до 17 часов 00 минут 18 декабря 2017 года.

Судебное заседание после перерывов продолжено в 17 часов 00 минут 18 декабря 2017 года, в том же составе суда, при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле, участвующих в нем до перерыва с 13.12.2017.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представители заинтересованного лица требования заявителя не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель Правительства Камчатского края поддержал правовую позицию заявителя.

Представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в представленном в ходе судебного заседания отзыве.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, УФК по Камчатскому краю на основании приказа от 31.05.2017 № 245 «О назначении контрольного мероприятия» в период с 13.06.2017 по 28.06.2017 в отношении КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных бюджетам Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.

По результатам данного контрольного мероприятия был составлен акт выездной проверки учреждения от 28.06.2017, в котором отражено, что в проверяемом периоде проверкой целевого использования средств субвенций нарушений не установлено (т. 2, л. д. 47), проверкой установлено, что решениями о назначении ежемесячной денежной компенсации 12 гражданам-инвалидам часть платы за коммунальные услуги назначены и оплачены исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением № 565-П. Вместе с тем данное Постановление в указанной части – нормативный правовой акт решением Камчатского краевого суда от 29.07.2016 признано недействующим, поскольку размер льготы в виде скидки не соответствовал норме Федерального закона № 181-ФЗ (50% компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги), что привело к излишней выплате гражданам-инвалидам в 2016 году денежной компенсации в сумме 193 612 руб. 17 коп. (т. 2, л. д. 52).

28.07.2017 УФК по Камчатскому краю было вынесено предписание № 38-23-06/12-12 на основании статей 269.2, 270.2 БК РФ о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 193 612 руб. 17 коп. в добровольном или судебном порядке; произведении перерасчета ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов по содержанию жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и уплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) за 2016 год в размере 50 % (а не более), с учетом фактически понесенных расходов отдельными категориями граждан, относящихся к категории инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированных учреждением и проживающих на территории Камчатского края по состоянию на 01.01.2017.

Также вынесено представление от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 с требованием о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и о принятии мер по устранению причин и условий их совершения.

Не согласившись с вынесенными УФК по Камчатскому краю представлением от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписанием от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом разъяснения данной нормы в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2003 № 418-О к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, должно быть направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

Из оспариваемых представления и предписания следует, что они вынесены на основании статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Частью 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.

Под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).

Согласно части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Предписание и представление являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия, в связи с чем они могут быть оспорены и признаны недействительными судом.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.

Реализация полномочий Российской Федерации органами государственной по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельной категории граждан осуществлялась в Камчатском крае в 2016 году в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае (далее – Постановление № 565-П).

Пунктом 10.1 Постановления № 565-П было установлено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

Пунктом 3 Постановления № 565-П форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Камчатского края определена в виде ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги (далее – денежная компенсация).

Приложениями 2 и 3 к Постановлению № 565-П в 2016 году было предусмотрено исчисление ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг (подпункты «а» – «д» пункта 5 части 1 приложения № 2), а также ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, с учетом количества членов семьи от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости твердого топлива (дрова и/или уголь), и от 35 до 65 процентов стоимости транспортных услуг для его доставки (подпункты «а» - «д» пункта 3 части 1 приложения № 3).

Во исполнение данных норм нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по осуществлению правового регулирования условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в период с 01.01.2016 по 13.12.2016 осуществляло начисление и производило выплаты денежной компенсации, исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением № 565-П.

Указанные обстоятельства установлены судом и лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Вместе с тем в указанной части Постановление № 565-П решением Камчатского краевого суда от 29.07.2016 по делу № 3а-12/2016 признано недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку размер льготы в виде скидки не соответствовал норме Федерального закона № 181-ФЗ (50% компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2016 № 60-АПГ16-10 решение Камчатского краевого суда от 29.07.2016 по делу № 3а-12/2016 оставлено без изменения.

Таким образом, решение Камчатского краевого суда от 29.07.2016 по делу № 3а-12/2016 вступило в законную силу 14.12.2016.

Следовательно, с 14.12.2016 не подлежат применению нормы Постановления № 565-П.

В тоже время, как следует из представленных в ходе судебного разбирательства копий первичных документов с 13.12.2016 и до конца календарного 2016 года КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» не осуществляло начисление и не производило выплат денежной компенсации, исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением № 565-П.

Доказательств обратного, УФК Камчатского края в материалы дела не представлено.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 № 42-О-О, часть тринадцатая статьи 17 Закона № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам предоставляется скидка по оплате коммунальных услуг. Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации.

Нарушений использования средств не по назначению в ходе проверки установлено не было.

Не отражено также заинтересованным лицом в оспариваемых предписании от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12 и представлении от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

предписание Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12 и представление от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 признать недействительными.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.М. Сакун