АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-4967/2018
16 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Сакуна А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шимкивом Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению | открытого акционерного общества «Единая городская недвижимость» (ИНН <***>) | ||||||
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) о приостановлении осуществления государственной регистрации договора № 055/2018 от 01.07.2018 аренды объекта недвижимого имущества в отношении объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. №№ 10, 15-17 цокольного этажа в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, оформленное уведомлением от 20.07.2018 №КУВД-001/2018-2133096/1 третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Панин» при участии:
|
установил:
открытое акционерное общество «Единая городская недвижимость» (далее – заявитель, ОАО «Единая городская недвижимость», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Камчатскому краю, Управление) о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственной регистрации договора № 055/2018 от 01.07.2018 аренды объекта недвижимого имущества в отношении объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. №№ 10, 15-17 цокольного этажа в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, оформленное уведомлением от 20.07.2018 №КУВД-001/2018-2133096/1.
Заявленные требования общество мотивирует тем, что оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации не содержит в себе ссылку на норму закона, в соответствии с которой приостановлена государственная регистрация договора аренды. Также заявитель указывает, что помещения, передаваемые в аренду, являются обособленными и изолированными в составе объекта недвижимости, принадлежащем на праве собственности обществу. Полагает, что действующее законодательство не исключает возможность государственной регистрации договора аренды части помещения без постановки на государственный учет соответствующей части. Кроме этого, заявитель указывает, что поскольку представленный для государственной регистрации договор аренды содержит в себе подробное текстуальное и графическое описание объекта аренды, у заинтересованного лица отсутствовали основания для приостановления государственной регистрации договора аренды.
В отзыве на заявление заинтересованное лицо требования заявителя не признало, указало, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно.
Определением суда от 22.08.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Панин» (далее – ООО «Панин», третье лицо).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представила для приобщения к материалам дела дополнительное соглашение от 09.11.2018 и акт приема-передачи работ от 09.11.2018, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 АПК РФ.
Представитель заинтересованного лица требования заявителя не признала, поддержала правовую позицию по отзыву на заявление.
Представитель третьего лица поддержала правовую позицию заявителя.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «Единая городская недвижимость» принадлежат на праве собственности нежилое помещение цокольного этажа, поз. 7–29 в жилом доме, назначение нежилое, общей площадью 185,4 кв. м, в здании, расположенном по адресу: <...>. Выдано 16.02.2009 свидетельство о государственной регистрации права 41 АП 035071 (л. д. 27).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о регистрации права собственности на нежилое помещение, общей площадью 185,4 кв. м цокольного этажа здания, расположенном по адресу: <...>, с кадастровым номером: 41:01:0010122:2563 (л. д. 29).
01.07.2018 между ОАО «Единая городская недвижимость» (Арендодатель) и ООО «Панин» (Арендатор) заключен договор аренды объекта недвижимого имущества № 055/2018 (л.д. 15–24).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает за плату во временное пользование объект недвижимого имущества: нежилые помещений поз. № 10, 15-17 цокольного этажа в жилом доме, расположенные по адресу: <...>. Общая площадь сдаваемого в аренду объекта составляет 53,8 кв.м.
Согласно пункту 2.3. договора аренды срок аренды составляет с 01.07.2018 по 30.06.2023 включительно.
30.06.2018 по акту приема-передачи объект недвижимого имущества передан ООО «Панин».
10.07.2018 ООО «Панин» обратилось в Управление Росреестра по Камчатскому краю с заявлением о регистрации договора аренды от 01.07.2018 № 055/2018.
Решением от 20.07.2018 № КУВД-001/2018-2133096/1 Управление Росреестра по Камчатскому краю сообщило о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации договора аренды от 01.07.2018 № 055/2018 в связи с тем, что указанная часть объекта недвижимого имущества не стоит на кадастровом учете со ссылкой на « с 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»».
Полагая, что действия Управления по приостановлению государственной регистрации договора аренды не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Аналогичные выводы отражены в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе с учетом статьи 606 названного кодекса о возможности передачи объекта аренды только в пользование арендатора) не ограничивают право сторон заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) предусмотрено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 ГК РФ).
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).
На основании части 5 статьи 72 Закона № 218-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Частью 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).
Порядок проведения государственной регистрации прав также определен указанным Федеральным законом, который включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона
№ 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления в государственной регистрации.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 44 Закона № 218-ФЗ указаны особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 44 Закона № 218-ФЗ если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 6 статьи 18 Закона № 218-ФЗ заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как следует из материалов дела, нежилые помещения, позиции 10, 15–17 цокольного этажа в жилом доме, назначение: нежилое, общая площадь 53,8 кв. м, адрес объекта расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Партизанская, д. 30, принадлежат на праве собственности ОАО «Единая городская недвижимость», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.02.2009 сделана запись регистрации № 41-41-01/010/2009-251, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
По договору аренды объектов недвижимого имущества от 01.07.2018 № 055/2018, заключенного между обществом и ООО «Панин» передана часть нежилых помещений, принадлежащих обществу на праве собственности, а именно: нежилые помещения поз. № 10, 15–17 цокольного этажа в жилом доме, расположенные по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, у. Партизанская, д. 30.
Как установлено судом и не опровергается лицами, участвующими в деле, принадлежащие обществу на праве собственности нежилые помещения состоят на государственном кадастровом учете.
На государственную регистрацию договора аренды от 01.07.2018 № 055/2018 ООО «Панин» с заявлением о регистрации от 10.07.2018 представило:
- договор аренды от 01.07.2018 № 055/2018;
- приказ о назначении (руководителя или иного уполномоченного лица) от 29.11.201 № 11;
- заявление о представлении дополнительных документов от 11.07.2018 № MFC-0224/2018-8338-1;
- платежное поручение от 10.07.2018 № 45.
Управление Росреестра по Камчатскому краю приостановило государственную регистрацию указанного договора аренды в связи с тем, что указанная часть объекта недвижимого имущества не состоит на кадастровом учете.
Арбитражный суд считает указанные действия регистрирующего органа незаконными ввиду следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление от 17.11.2011 № 73 Пленума ВАС РФ), стороны вправе заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
При этом если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом.
В пункте 9 Постановления от 17.11.2011 № 73 Пленум ВАС РФ также указал, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. При этом если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
Из материалов дела следует, что соответствующий паспорт на нежилые помещения цокольного этажа поз. 7–29 в жилом доме по адресу:
<...>, был ранее помещен в дело правоустанавливающих документов (л. д. 66–83).
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Поскольку стороны по договору аренды согласовали и описали в недвижимое имущество (помещения), являющееся предметом аренды (пункт 2.1), а в приложении к названному договору № 053/2016 согласовали графическую часть и текстуальное описание предмета аренды, то государственная регистрация указанного договора должна быть осуществлена без представления на государственную регистрацию кадастрового паспорта здания/помещения с указанием в нем арендуемых помещений или документов предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.
При этом, как указано выше соответствующий паспорт на нежилые помещения цокольного этажа поз. 7–29 в жилом доме по адресу:
<...>, был ранее помещен в дело правоустанавливающих документов (л. д. 66–83) и имелся у регистрирующего органа.
При указанных выше обстоятельствах оснований для приостановления государственной регистрации дополнительного соглашения по основаниям приведенным в оспариваемом отказе, у регистрирующего органа не имелось.
Доводы регистрирующего органа о непредставлении с заявлением о государственной регистрации договора аренды технического плана передаваемых помещений со ссылкой на статью 24 Закона № 218-ФЗ судом отклоняются.
Поскольку в данном случае основанием для государственной регистрации является сам договор аренды на часть здания в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 и пункта 5 статьи 44 Закона № 218-ФЗ.
В статье 14 Закона № 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности в пункте 2 части 2 статьи 14 указаны основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав которыми являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; отдельным пунктом (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации) основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав также является технический план.
Более того, в ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части здания сведения о передаваемой в аренду части помещений здания (помещения цокольного этажа здания поз. 10,15–17, так как право собственности общества на помещения цокольного этажа здания поз. 7–29 было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним а, значит, в соответствии с ранее действующими нормами Закона о регистрации, было ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заявитель, как собственник помещений здания, в соответствии со статьей 4 Закона о регистрации, является участником отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета, и в соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ не обязан подтверждать сведения, ранее находившиеся в ЕГРП и ГКН, в том числе путем предоставления технического плана.
Арендодатель и арендатор в соответствии со статьей 607 ГК РФ исчерпывающе указали в договоре аренды все данные, позволяющие определенно установить какая часть здания подлежит передаче арендатору в качестве объекта аренды. Указанные в договоре аренды данные содержатся в ЕГРН.
Таким образом, оснований для приостановления государственной регистрации договора аренды не имелось.
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», согласно которой, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Данные разъяснения отражают преемственность в правовом подходе к государственной регистрации договора аренды части помещения и невозможности возложения на заявителя бремени постановки на государственный кадастровый учет части помещения как необходимой предпосылки для государственной регистрации договора аренды.
Более того, указанная позиция поддерживается в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2016 № 306-КГ16-17844 и от 16.01.2017 № 306-КГ16-18329.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа имелись все сведения о части здания, а также все основания для осуществления государственного кадастрового учета этой части здания и для государственной регистрации договора аренды.
Следовательно, оспариваемое решение Управления о приостановлении государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества нарушило права и законные интересы общества как арендодателя помещений на своевременную регистрацию договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом согласно части 5 статьи 201 АПК РФ суд, указав на признание оспариваемого решения незаконным, обязывает соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, заявителем оспаривается решение о приостановлении государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества, а не отказ в государственной регистрации указанного договора, с учетом выводов суда о неправомерности принятого решения по указанным основаниям, в качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд полагает необходимым обязать Управление произвести правовую экспертизу документов, представленных с заявлением от 10.07.2018 № MFC-0224/2018-8066-1, для осуществления государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества от 01.07.2018 № 055/2018 в отношении объекта недвижимого имущества: нежилое поз. 10, 15-17 цокольного этажа в жилом доме, по адресу: <...> без учета оснований, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 20.07.2018 №КУВД-001/2018-2133096/1.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. 00 коп. (платежное поручение от 10.08.2018 № 515) подлежат взысканию с Управления Росреестра по Камчатскому краю в пользу заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ.
Рассмотрев заявление общества о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 34 483 рублей, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 101 АПК РФ установлено, что в состав судебных расходов, помимо государственной пошлины, входят судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу положений части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
К судебным издержкам согласно статье 106 АПК РФ, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Приведенный в указанной статье перечень судебных издержек не является исчерпывающим.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление № 1) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (пункт 12 Постановления № 1).
В подтверждение понесенных расходов на оплату юридических услуг обществом представлен договор на оказание услуг индивидуальному ОАО «Единая городская недвижимость» (Заказчик) от 01.08.2018, согласно которому гражданка ФИО1 (исполнитель) приняла на себя обязательства по оказанию обществу юридической помощи, связанной с подготовкой и подачей в Арбитражный суд Камчатского края заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о приостановлении осуществления государственной регистрации договора № 055/2018 от 01.07.2018 аренды объекта недвижимого имущества в отношении объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. №№ 10, 15-17 цокольного этажа в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, оформленное уведомлением от 20.07.2018 №КУВД-001/2018-2133096/1.
Пунктом 3.1 договора определено, что вознаграждение Исполнителю составляет 30 000 руб. 00 коп.
Также между Заказчиком и Исполнителем заключено дополнительное соглашение от 05.11.2018 к договору от 01.08.2018.
В соответствии с актом приема-передачи работ (услуг) от 09.11.2018 исполнитель оказал, а заказчик принял следующие услуги:
- изучение представленных Заказчиком документов;
- сбор необходимых доказательств, обосновывающих правомерность действий Заказчика;
- подготовка и направление в Арбитражный суд Камчатского края заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о приостановлении осуществления государственной регистрации договора № 055/2018 от 01.07.2018 аренды объекта недвижимого имущества в отношении объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. №№ 10, 15-17 цокольного этажа в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, оформленное уведомлением от 20.07.2018 №КУВД-001/2018-2133096/1, об обязании осуществить государственную регистрацию договора № 055/2018 от 01.07.2018 аренды объекта недвижимого имущества;
- обеспечение представительства Заказчика в судебных заседаниях Арбитражного суда Камчатского края в рамках дела по рассмотрению заявления Заказчика;
- консультирование Заказчика по всем вопросам, возникающим при судебном рассмотрении дела.
Согласно имеющимся в материалах дела платежным поручениям от 30.10.2018 № 710, от 31.10.2018 № 712 ФИО1 получила денежные средства в сумме 34 483 рублей.
Из материалов дела следует, что представитель ОАО «Единая городская недвижимость» принимала участие в заседаниях Арбитражного суда Камчатского края 26.09.2018, 24.10.2018 (с перерывом) и 09.11.2018.
Согласно пункту 11 Постановления № 1 разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Пунктом 13 Постановления № 1 разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя является оценочным понятием и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.
Принимая во внимание характер спора, учитывая количество судебных заседаний по рассмотрению спора, а также их непродолжительность, с учетом сложившейся судебной практики по аналогичным спорам, суд признает разумными, достаточными и подлежащими взысканию судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 15 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о приостановлении государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества от 01.07.2018 №055/2018 в отношении объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. №№ 10, 15–17 цокольного этажа в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, оформленного уведомлением от 20.07.2018 № КУВД-001/2018-2133096/1, как несоответствующее Федеральному закону от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю произвести правовую экспертизу документов, представленных с заявлением от 10.07.2018, для осуществления государственной регистрации договора аренды объекта недвижимого имущества договора № 055/2018 от 01.07.2018 в отношении объекта недвижимого имущества: нежилые помещения поз. №№ 10, 15–17 цокольного этажа в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, без учета оснований, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от о 20.07.2018 № КУВД-001/2018-2133096/1.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в пользу открытого акционерного общества «Единая городская недвижимость» 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю в пользу открытого акционерного общества «Единая городская недвижимость» судебные расходы в сумме 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.М. Сакун