ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5011/12 от 14.02.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5011/2012

21 февраля 2013 года.

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи А.М. Сакун, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 75368 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН <***>, ОГРН <***>) выразившихся в выдаче справки от 13.11.2012 № 15736 о наличии не исполненной обязанности по уплате налоговых платежей без указания сумм неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей и без указания на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности по штрафам взыскиваемых органами МНС РФ в сумме 57650 руб.;

об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому устранить допущенные нарушения путем выдачи справки с указанием на суммы неисполненных обязанностей по уплате налоговых платежей и на утрату возможности взыскания штрафа в размере 57650 руб.

при участии:

от заявителя: ФИО1- представитель по доверенности б/н от 20.11.2012 (сроком на 1 год),

от заинтересованного лица: ФИО2- представитель по доверенности № 04-39/00013 от 09.01.2013 (сроком до 31.12.2013),

установил:

Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 75368 (далее – ФБУ- войсковая часть 75368, учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 92) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому выразившихся в выдаче справки от 13.11.2012 № 15736 о наличии не исполненной обязанности по уплате налоговых платежей без указания сумм неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей и без указания на утрату налоговым органом возможности взыскания задолженности по штрафам взыскиваемых органами МНС РФ в сумме 57650 руб., и об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи справки с указанием на суммы неисполненных обязанностей по уплате налоговых платежей и на утрату возможности взыскания штрафа в размере 57650 руб.

В обоснование заявленных (первоначальных) требований заявитель указал, что учреждение обратилось в налоговый орган за подтверждением отсутствия просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в виде выдачи справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов. Налоговый орган по запросу учреждения выдал 13.11.2012 справку № 15736, согласно которой налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма не исполненной обязанности по уплате штрафа указана в другой справке о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 23.10.2012 за № 134462 и составляет 57650 руб. Данная сумма задолженности указана также в акте совместной сверки № 90317 по состоянию 21.09.2012. Ссылаясь на положения статей 32,45,72 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) полагает, что не исполнение требования является основанием для принудительного взыскания задолженности в порядке статьи 46,47 НК РФ. При недостаточности или отсутствии денежных средств принимается решение в порядке статьи 47 НК РФ. По состоянию на 13.11.2012 (дату выдачи справки) срок на принудительное взыскание штрафов истек.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску – Камчатскому (далее – Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) представила отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признала. Поскольку Приказом Федеральной налоговой службы от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ утверждены формы по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов и методические указания по их заполнению. Такими формами являются: справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций; справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам; акт совместной сверки расчетов. Вышеуказанный регламент не предусматривает предоставление по требованию налогоплательщиков справок, содержащих искаженные и недостоверные сведения. Наличие в документах внутриведомственного учета. а именно в КРСБ, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя.

13.11.2012 от ФБУ - войсковая часть 75368 поступил запрос о выдаче справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций. На основании данного запроса Инспекцией сформирована справка № 15736 от 13.11.2012, данная справка получена уполномоченным представителем, действовавшим по доверенности -16.11.2012. согласно данной справке налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Дополнительно Инспекция сообщила, что сведения о наличии числящейся за данным налогоплательщиком задолженности в отношении штрафов взыскиваемыми органами МНС РФ в сумме 57650 руб. были в иной справке о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам № 134462 по состоянию 23.10.2012, данная задолженность образовалась в результате передаче сальдовых остатков от ГУ «51 Комендатура охраны и обслуживания». Инспекция обращалась за взысканием задолженности по результатам выездной налоговой проверки в судебном порядке. Арбитражным судом Камчатской области выдан исполнительный лист.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования заявителя не признал. В связи с уточнением предмета требований представил дополнение к отзыву на заявление. Указав, что справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов формируется в соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, согласно которых при формировании справки делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащим уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации». Данная Справка составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем (или заместителем руководителя) налогового органа, заверяется печатью и регистрируется в установленном порядке. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. Второй экземпляр подшивается налоговым органом. Выданная справка, как по форме, так и по содержанию полностью соответствует Методическим указаниям. Кроме того, уточнил, что штраф взыскан налоговым органом в судебном порядке с ответчика - ГУ «51 Комендатура охраны и обслуживания».

Представитель заявителя в судебном заседании просила представить дополнительное время, объявив в судебном заседании перерыв, в связи с необходимостью ознакомления с дополнением к отзыву и представлением дополнительных доказательств. Сведений в отношении взыскания в судебном порядке задолженности с ГУ «51 Комендатура охраны и обслуживания» не имеет. Данными о наличии задолженности другого юридического лица не располагает.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 07.02.2013 до 14 часов 00 минут 14 февраля 2013 года.

Судебное заседание после перерыва продолжено в 14 часов 00 минут 14 февраля 2013 года в том же составе суда.

После перерыва в судебное заседание представлять интересы заинтересованного лица прибыл ФИО2 (представитель по доверенности № 04-39/00013 от 09.01.2013).

Представитель заинтересованного лица представил для приобщения к материалам дела письмо № 04-07/02063 от 14.02.2013. Требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в дополнении к отзыву на заявление.

Представитель заявителя заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнений к материалам дела не имела. Пояснила, что по данным бухгалтерского учета заявителя, какой либо задолженности перед бюджетом не имеется, в том числе и в отношении штрафов. Пояснить какое отношение ГУ «51 Комендатура охраны и обслуживания» имеет к заявителю затруднилась. Уточнила, что обжалование действий налогового органа по выдаче справки необходимы для списания задолженности как безнадежной при ее наличии.

Судом по собственной инициативе приобщены к материалам дела копии определений Арбитражного суда Камчатской области от 11 мая 2004 года, от 18 июня 2004 и решения Арбитражного суда Камчатской области от 20.07.2004 по делу А24-1600/2004.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материа­лы дела, суд считает, что заявленные требование подлежат удовлетворению частично, исходя из нижесле­дующего.

Как видно из материалов дела, 13.11.2012 ФБУ - войсковая часть 75368 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску – Камчатскому с запросом о выдаче справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по состоянию на 13.11.2012.

16 ноября 2012 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску – Камчатскому выдана учреждению справка № 15736 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Согласно данной справке налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с законностью и обоснованностью данной справки учреждение обратился в арбитражный суд.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@.

В силу пункта 3 Методических указаний по заполнению справки, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации» делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм: на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации; которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»; которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.

Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации».

Исходя из названных Методических указаний, справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по всем кодам бюджетной классификации.

Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.


  Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

В тоже время как следует из материалов дела в справке от 13.11.2012 № 15736 о наличии не исполненной обязанности по уплате налоговых платежей не указаны суммы неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей. Не имеется и приложений к данной справке, где были бы отражены данные позволяющие идентифицировать, как по виду (наименованию) налоговые платежи, так и суммы неисполненной обязанности.

Представленная заявителем в ходе судебного разбирательства копия ответа Инспекции от 17.01.2013 № 94658 на запрос также не содержит указанные сведения (л.д. 91) и не может заменить содержания оспариваемого ненормативного акта в виде справки.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации в данном случае в справке должны содержаться сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности с указанием сумм неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей и позволяющей ее идентифицировать.

Поскольку материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, то требования заявителя в указанной части полежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в части выдачи справки от 13.11.2012 № 15736 о наличии не исполненной обязанности по уплате налоговых платежей без указания сумм неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей и без возможности ее идентифицировать, подлежат удовлетворению.

Учитывая, что по данному делу заявитель оспаривает действия налогового органа по выдаче справки и отражение в ней информации на определенную дату, а не о совершение действий в будущем, то в целях устранения недостатков суд считает необходимым обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому дополнить справку № 15736 от 13.11.2012 информацией о суммах неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей.

При этом суд считает необходимым разъяснить налоговому органу, что исходя из правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09 Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки о состоянии расчетов с бюджетом, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Довод заявителя об утрате возможности взыскания налоговым органом штрафов в размере 57650 руб. указанной в иной справке № 134462 по состоянию 23.10.2012 (по другой форме) и необходимости в рамках данного судебного акта принятия судебного акта для списания задолженности как безнадежной ко взысканию, судом рассмотрен.

В силу статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд о взыскании налоговых санкций с организаций в порядке и сроки установленные статьями 46,47 НК РФ.

Как следует из материалов дела, 11 мая 2004 года Арбитражным Камчаткой области принято к производству заявление о взыскании с ГУ - 51 Комендатуры охраны и обслуживания Управления войск и сил на Северо-Востоке налоговых санкций в виде штрафов в размере 57250 руб. Решением Арбитражного суда Камчатской области от 20 июля 2004 года по делу № А24-1600/2004 требования Инспекции МНС РФ по г. Петропавловску- Камчатскому Камчатской области удовлетворены в полном объеме. С ГУ - 51 Комендатуры охраны и обслуживания Управления войск и сил на Северо-Востоке взысканы налоговые санкции в виде штрафов в размере 57250 руб.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В данном случае налоговым органом в отношении ГУ - 51 Комендатуры охраны и обслуживания Управления войск и сил на Северо-Востоке были предприняты меры, предусмотренные НК РФ о взыскании штрафов в размере 57250 руб. Имеется вступивший в законную силу судебный акт о взыскании с данного учреждения соответствующих сумм.

В тоже время как указано выше, в оспариваемой справке не указаны суммы неисполненной обязанности по уплате конкретных налоговых платежей, позволяющих их идентифицировать.

Кроме того, толкование подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ в совокупности со статьей 44 НК РФ свидетельствует о том, что признание судом возможности взыскания пени и штрафов утраченной возможно только по заявлению налогового органа о взыскании данной задолженности с налогоплательщика, то есть в случае совершения налоговым органом действий, затрагивающих права и законные интересы истца. О совершении таких действий заявителем не заявлялось и в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного в рамках настоящего дела об оспаривании действий Инспекции по выдаче справки № 15736 по состоянию на 13.11.2012 судебный акт, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, являющийся основанием для признания налоговым органом задолженности учреждения безнадежной к взысканию суд принять не вправе.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в части.

Принимая во внимание, что заявитель в соответствии с частью 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по данной категории дел и не уплачивал ее при подаче заявления, а заинтересованное лицо также освобождено от уплаты государственной пошлины, то вопрос о распределении государственной пошлины судом не разрешался.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 49, 110, 167- 171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

требования заявителя удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в части выдачи справки от 13.11.2012 № 15736 о наличии не исполненной обязанности по уплате налоговых платежей без указания сумм неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому дополнить справку № 15736 от 13.11.2012 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 13.11.20102 информацией о суммах неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей.

В остальной части требований оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А. М. Сакун