АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5052/2009
10 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мещанкиной Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Дальневосточного управления Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Манати» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности № 634 от 07.05.2009 (сроком до 31.12.2009)
от лица, привлекаемого к административной ответственности
ФИО2 – представитель по доверенности от 12.03.2009 (сроком на 3 года),
ФИО3 – представитель по доверенности от 26.10.2009 (сроком до 31.12.2009)
установил:
Дальневосточное управление Государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Дальневосточное управление Ространснадзора, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Манати» (далее – Общество, ООО «Манати») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии на перевозку морским транспортом пассажиров.
Представитель Дальневосточного управления Ространснадзора требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ООО «Манати» в судебном заседании требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно указывая на то, что Общество на научно-исследовательском судне «Георг Стеллер» не осуществляло перевозку пассажиров морским транспортом, поскольку перевозимые 24 человека являлись спецперсоналом.
Представленные дополнительно лицами, участвующими в деле, документы арбитражным судом приобщены к материалам дела.
Выслушав пояснения представителей Дальневосточного управления Ространснадзора и Общества, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем.
Как установлено арбитражным судом, на основании приказа Дальневосточного управления Ространснадзора № 519-Н/92к от 27.10.2009 проведена внеплановая проверка ООО «Манати» на предмет соблюдения законодательства РФ в области торгового мореплавания.
В результате проверки выявлено, что ООО «Манати» имеет на праве собственности научно-исследовательское судно т/х «Георг Стеллер». 18.10.2009 капитан т/х «Георг Стеллер» осуществил перевозку пассажиров из района ожидания № 4 к причалу № 5 ОАО СРЗ «Фреза» в количестве 24 человек, т.е. осуществило перевозку морским транспортом пассажиров без лицензии, тем самым нарушив Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки № 78-11/09-ВП от 03.11.2009, в котором нашли своё отражение названные нарушения.
Административным органом 03.11.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 17-11/09-ПК, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно подп. 56 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ) перевозки морским транспортом пассажиров подлежат лицензированию.
16.10.2009 ООО «Манати» заключило с Рыболовецкой артелью «Пенжинская» договор морской перевозки № 16/10/2009 (л.д. 42).
Из акта выполненных работ от 19.10.2009 следует, что ООО «Манати» согласно договору 16/10/2009 от 16.10.2009 оказало услуги по морской перевозке на сумму 45000,00 руб., а Рыболовецкая артель «Пенжинская» приняла эти услуги в полном объеме, которые оплачены платежным поручением № 952 от 16.10.2009 по счёту № 40 от 16.10.2009 (л.д. 44, 74).
Согласно объяснению генерального директора ООО «Манати» на судне «Георг Стеллер» 18.10.2009 перевозились 12 пассажиров и 12 человек спецперсонала, на что имеет право по спасательным, санитарным и регистровым правилам и нормам. Портконтролем судно оформлено на приход без замечаний в упрощенном порядке (л.д. 12).
Из объяснения генерального директора ООО «Манати» следует, что судно «Георг Стеллер» принадлежит ООО «Манати». Капитан судна непосредственно подчиняется Обществу. На вопрос, знал ли генеральный директор Общества о том, что принадлежащее компании судно не может перевозить пассажиров без соответствующей лицензии, получен ответ о том, что он знал о данных обстоятельствах, но судно перевозило спецперсонал. Оплата за перевозку пассажиров производится согласно договору безналичным расчетом (л.д. 25).
Как видно из объяснения капитана судна «Георг Стеллер» ФИО4, по указанию руководства 18.10.2009 после оформления отхода отошли от СРЗ «Фреза» на выход из Авачинской бухты в район ожидания № 1. На борту находилось 3 пассажира (представитель закупщика и 2 члена экипажа РС «Песчаный»). В связи с непогодой в районе ожидания № 4 РС «Песчаный» встал на якорь в районе бухты Саранная, куда он и проследовал. В 13.35 он подошёл к РС «Песчаный» и произвел пересадку людей 3 человека на РС «Песчаный» и 23 человека на борт «Георг Стеллер». Затем представитель закупщика также вернулся на борт «Георг Стеллер». На момент прихода в порт на борту судна находилось 24 человека (л.д. 27).
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании установлен факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности в виде перевозки морским транспортом пассажиров без лицензии, наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявление о привлечении ООО «Манати» к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Довод представителей ООО «Манати» со ссылкой на Свидетельство о соответствии оборудования и устройств судна требованиям приложения V к международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года о том, что пассажиры являлись специальным персоналом и данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии необходимости оформлять лицензию на перевозку морским транспортом пассажиров, арбитражным судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
Согласно Правилам классификации и постройки морских судов 1995 года пассажиром является всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года.
Пассажирским судном признается судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров.
Специальный персонал – все лица, не являющиеся пассажирами, членами экипажа или детьми в возрасте менее одного года и находящиеся на борту в связи со специальным назначением судна ил по причине специальных работ, производимых на борту данного судна.
Пунктами 24 и 31 распоряжения Минтранса РФ от 29.11.2002 № НС-148-р «Об утверждении Правил освидетельствования судов в эксплуатации» (в редакции ред. от 31.12.2008) определено, что пассажиром является всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также детей в возрасте не старше одного года. Специальный персонал - лица, не являющиеся пассажирами, членами экипажа или детьми в возрасте не старше одного года и находящиеся на борту в связи со специальным назначением судна или по причине специальных работ, выполняемых на борту данного судна.
Обществом не представлены документы, свидетельствующие о том, что перевозимые 24 пассажира являются специальным персоналом, которые находились на борту в связи со специальным назначением научно-исследовательского судна «Георг Стеллер» или по причине специальных работ, производимых на борту данного судна.
Кроме того, представителями Общества в судебном заседании не оспаривался тот факт, что нахождение на борту 24 пассажира не было связано со специальным назначением научно-исследовательского судна «Георг Стеллер» или по причине специальных работ, производимых на борту данного судна.
Судом не принимается также довод представителя Общества о том, что заключенный договор с Рыболовецкой артелью «Пенжинская» является договором фрахтования, а не договором перевозки по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 177 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется перевозка пассажира перевозчиком или фактическим перевозчиком. Фактическим перевозчиком является иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет перевозку пассажира или ее часть. Пассажиром является любое лицо, перевозка которого осуществляется на судне по договору морской перевозки пассажира либо с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по договору морской перевозки груза.
Как следует из представленного договора № 16/10/2009 от 16.10.2009, названный договор именуется как договор морской перевозки, а, следовательно, Общество оказало услугу перевозки пассажиров.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона № 128-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 490 «О лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров», однако ООО «Манати» не предприняло всех возможных и необходимых мер для исполнения данной обязанности.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в области мореплавания, должно было не только знать, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Манати», не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания, определяя его размер, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим Обществом, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить юридическому лицу наказание в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, без конфискации.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Манати», имеющее основной государственный регистрационный номер 1074101001435, находящееся в <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 42000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК МФ РФ по Приморскому краю (ДВУ Госморнадзора)
Счет 40101810900000010002
ИНН <***>
ОКАТО 30401000000
БИК 040507001
КБК 10611690040040000140
ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, г. Владивосток.
Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья И.Ю. Жалудь