ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-507/08 от 01.04.2008 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-507/2008

14 апреля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2008 года.

В судебном заседании объявлялись перерывы с 12.30 часов 01 апреля 2008 года до 11.15 часов 08 апреля 2008 года, с 12.00 часов 08 апреля 2008 года до 11.30 часов 11 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Камчатской области в составе председательствующего судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому

к Управлению Судебного департамента в Камчатской области

о взыскании недоимки по земельному налогу и пеней в сумме 263 739, 54 руб.

при участии в заседании:

от заявителя: Преин В.М. – по доверенности от 18.01.2008 № 898 до 31.12.2008;

от ответчика: Сутормина Т.В. – по доверенности от 10.12.07 № УСД-1/3375 до 31.12.08;

Ильинская М.Ю. – по доверенности от 10.04.08 № УСД-1/637 до 31.12.08,

у с т а н о в и л:

ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – налоговый орган, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления Судебного департамента в Камчатской области (далее – ответчик, Управление Судебного департамента) недоимки по земельному налогу и пеней в общей сумме 263 739, 54 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что 09.07.2007 ответчиком представлена в Инспекцию декларация по земельному налогу за 2 квартал 2007 года, согласно которой Управление Судебного департамента исчислило к уплате в бюджет налог в сумме 253 271, 00 руб.

В установленный срок оплата налога налогоплательщиком произведена не была, в связи с чем в адрес Управления Судебного департамента было направлено требование от 14.08.2007 года № 46249 об уплате налога в срок до 03.09.2007. Кроме того, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 10 468, 54 руб. по состоянию на 01.08.2007. Вместе с тем, на момент предъявления заявления в суд недоимка по налогу и пени ответчиком в бюджет не перечислены.

Представитель Инспекции в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что ответ на письмо Управления Судебного департамента от 03.03.2008 налоговым органом подготовлен, но в адрес налогоплательщика не направлен в связи с тем, что он проходит согласование с УФНС по Камчатскому краю. Просил взыскать с Управления Судебного департамента недоимку по земельному налогу и пени в общей сумме 263 739, 54 руб.

Управление Судебного департамента в Камчатской области представило в арбитражный суд письменный отзыв, в котором требования налогового органа не признало. В отзыве со ссылками на Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности» указало, что земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности таможенных нужд, не признаются объектом налогообложения. Органы судебной власти в силу закона входят в систему безопасности Российской Федерации. Переданный Управлению в постоянное (бессрочное) пользование участок с кадастровым номером 41:01:010119:0172 предоставлен для размещения Петропавловск-Камчатского городского суда, 35 гарнизонного военного суда и мировых судей. Кроме того, с декабря 2006 года в блоке 1 корпуса 1 уже осуществляет правосудие городской суд. Управление Судебного департамента не осуществляет свою деятельность на спорном земельном участке, поскольку не входит в отведенную под строительство территорию корпуса 1 «Комплекс Правосудия», а располагается на территории корпуса 2, блок А. По указанным основаниям считает, что в удовлетворении требований Инспекции надлежит отказать.

Представители Управления Судебного департамента в судебном заседании требования Инспекции не признали по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно определению суда от 15.02.2008 представили акт сверки по земельному налогу по состоянию на 01.04.2008, подписанный начальником Управления с разногласиями. Согласно определению суда от 06.03.2008 представили план земельного участка общей площадью 2, 7928 га, кадастровый номер 41:01:010119:0172. Пояснили, что 02.04.2008 налогоплательщиком поданы в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1 квартал 2006 года, 2 квартал 2006 года, 3 квартал 2006 года, 2006 год и 1 квартал 2007 года. Подлинники вышеуказанных деклараций с отметкой налогового органа об их принятии представили на обозрение суду. По вопросу подачи уточненной декларации по земельному налогу за 2 квартал 2007 года пояснили, что она будет подана в Инспекцию в период с 14 по 18 апреля 2008 года. Ходатайствовали о приобщении к материалам дела копий договоров на предоставление коммунальных услуг, заключенных Управлением с целью организационного обеспечения деятельности городского суда в нежилом помещении, расположенном по ул. Курчатова, дом 6 в г. Петропавловске-Камчатском. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд с учетом мнения представителя налогового органа, не возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, приобщил копии вышеуказанных документов к материалам дела.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.07.2007 ответчиком представлен в Инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам за 2 квартал 2007 года, согласно которому подлежащая уплате в бюджет сумма авансового платежа за указанный налоговый период составляет 253 271, 00 руб.

В связи с тем, что в установленный законом срок подлежащая к уплате в бюджет сумма налогоплательщиком уплачена не была, в адрес Управления Судебного департамента направлено требование № 46249 об уплате налога по состоянию на 14.08.2007 в сумме 253 271, 00 руб. в срок до 03.09.2007. Кроме того, этим же требованием налогоплательщику предложено уплатить пени за несвоевременное перечисление налога в сумме 10 468, 54 руб., начисленные Инспекцией на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога в добровольном порядке явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд считает, что требования Инспекции не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ определено, что земельный налог и авансовые платежи по этому налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Петропавловск-Камчатского городского округа определен Положением, утвержденным Решением Городской Думы от 16.11.2005 № 222-Р «О земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа».

Статьей 6 вышеуказанного Положения установлено, что налогоплательщики – организации уплачивают земельный налог по итогам налогового периода (календарный год) не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (1,2 и 3 кварталы календарного года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

При этом, в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения не признаются, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд..

На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее – Закон № 2446-1) систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Статьей 10 Закона № 2446-1 установлено, что в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов власти. При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон № 1-ФКЗ) судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Полный перечень судов Российской Федерации определен статьей 4 Закона № 1-ФКЗ, пунктом 2 которой установлено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

При этом, к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов (пункт 3 статьи 4 в редакции Федерального конституционного закона от 04.07.2003 № 3-ФКЗ).

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (пункт 4 этой же статьи).

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона № 1-ФКЗ обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Из пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Закон № 7-ФЗ) следует, что Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, других органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации, а также финансирование мировых судей, изучает организацию деятельности районных судов (статья 14 Закона № 7-ФЗ).

Из вышеуказанных законоположений с достаточным основанием следует, что земельные участки, предоставленные органам судебной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом № 2446-1, признаются ограниченными в обороте и освобождаются от уплаты земельного налога. Земельные участки, предоставленные для размещения управлений (отделов) Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, в свою очередь, не относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения безопасности, и подлежат обложению земельным налогом.

При этом необходимо учитывать, что в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, важным элементом является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Законами «Об обороне» и «О безопасности».

По указанным основаниям арбитражный суд считает, что земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании Управления Судебного департамента, но предоставленные для размещения непосредственно районных судов (иных судов общей юрисдикции), в том числе фактически используемые этими органами судебной власти для осуществления своих полномочий, рассматриваются как земли, ограниченные в обороте, не признаваемые объектом обложения земельным налогом. За эти земли земельный налог не должен уплачиваться ни районными судами (иными судами общей юрисдикции), ни Управлением Судебного департамента.

Как следует из материалов дела, постановлением Градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 19.09.2002 № 829 на основании заявки от 22.11.2001 № УСД-1/1088 Управлению Судебного департамента в Камчатской области предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 2, 7928 га для завершения строительства незавершенного строительством объекта «Здание роддома на 130 коек в микрорайоне «Горизонт-Север», категория земель – земли поселений.

Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Управлением Судебного департамента в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 28.02.2003, серия 41 КО 040407.

Как следует из проектно-сметной документации, в помещениях, расположенных на предоставленном ответчику земельном участке, будут осуществлять свою деятельность Петропавловск-Камчатский городской суд, 35 гарнизонный военный суд и мировые судьи. Кроме того, из письма Петропавловск-Камчатского городского суда от 04.04.2008 № 52/311у следует, что с декабря 2006 в административном здании, расположенном по ул. Курчатова, 6, уже размещены составы городского суда, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел.

Ссылка Инспекции, что земельный участок является объектом налогообложения, поскольку зарегистрирован за Управлением Судебного департамента, судом отклоняется, поскольку вышеназванное Управление в силу закона осуществляет организационное обеспечение судов общей юрисдикции, которые, в свою очередь, не являются юридическими лицами и не могут выступать самостоятельными участниками гражданского оборота.

Доказательств того, что на спорном участке располагаются помещения, используемые налогоплательщиком, налоговым органом в силу положений части 1 статьи 65 Налогового кодекса РФ в суд не представлено. Кроме того, как следует из представленного плана земельного участка общей площадью 2, 7928 га, Управление Судебного департамента не располагается в помещениях, расположенных на этом земельном участке, а находится в корпусе 2, блок А, не относящимся к спорному земельному участку.

Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что земельные участки, предоставленные Управлению Судебного департамента для завершения незаконченного объектом строительства объекта, в котором будут осуществлять деятельность органы судебной власти, должны признаваться ограниченными в обороте, как предоставленные для обеспечения безопасности и, следовательно, не должны подлежать налогообложению земельным налогом.

При указанных основаниях оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не разрешался, поскольку налоговые органы по делам указанной категории от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 110, 112, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому о взыскании с Управления Судебного департамента в Камчатской области недоимки по земельному налогу в размере 253 271, 00 руб. и пеней по земельному налогу в сумме 10 468, 54 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья В.И. Решетько