АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5211/2009
04 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи О.Н. Бляхер, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колпаченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению
Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Камчатскому краю
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Предприятие «КЭРПА» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя
ФИО1 – представитель по доверенности от 08.10.2009 (сроком до 31.12.209)
от лица, привлекаемого к административной ответственности
ФИО2 - директор
установил:
Управление Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Камчатскому краю (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Предприятие «КЭРПА» (далее - Общество) на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении деятельности.
Представитель Управления в судебном заседании заявление о привлечении Общества к административной ответственности поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Заявил ходатайство об уточнении требований в части назначения административного наказания, просит привлечь Общество к административной ответственности согласно санкции ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на девяносто суток.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, не отрицал, что деятельность согласно лицензии не осуществляет. Считает возможным приостановить деятельность, поскольку наложение штрафа будет несоразмерным и причинит ущерб Обществу, пояснил, что лицензию получил ошибочно, деятельность по тушению пожаров не осуществляет и не собирается, поскольку основными видом деятельности является производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что в свою очередь исключает административную ответственность, в силу отсутствия состава правонарушения, в подтверждение доводов представил лицензию №2/28199 от 25.11.2008, копия которой приобщена судом к материалам дела, в порядке ст. 66 АПК РФ. Указал, что не знал о необходимости аннулировать лицензию.
Выслушав пояснения представителя административного органа и представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление о привлечении к административной ответственности ООО «Предприятие «КЭРПА» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия №1/15975 от 28.11.2008 на осуществление деятельности по тушению пожаров. Срок действия лицензии до 25.11.2013 (5 лет).
30.10.2009 комиссией в составе: ВрИО начальника управления ОП ГУ МЧС России по Камчатскому краю майора внутренней службы ФИО3, государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору полковника внутренней службы ФИО4 и государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору капитана внутренней службы ФИО1 на основании распоряжения начальника Управления №126 от 23.10.2009 проведена проверка соблюдения ООО «Предприятие «КЭРПА» (<...>) лицензионных требований и условий деятельности по тушению пожаров.
По результатам проведенной проверки должностными лицами Управления составлен акт №126 от 02.11.2009, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения Обществом обязательных требований законодательства РФ в области лицензирования.
Как видно из акта, проверка произведена в присутствии директора ООО «Предприятие «КЭРПА» ФИО2, который ознакомлен с распоряжением о проведении проверки №126 от 23.10.2009, акт получил 02.11.2009.
05.11.2009 государственным инспектором Управления ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которому установлено, что Общество допустило нарушение требований Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 № 625 (далее – Положение), а именно:
- у Общества отсутствуют помещения, пожарная техника, средства связи, оборудование, инструмент и документация, необходимые для осуществления деятельности по тушению пожаров, что является нарушением пункта «а» пункта 4 Положения;
- директор Общества ФИО2 не имеет высшее или среднее образование по специальности «пожарная деятельность», что является нарушением подпункта «б» пункта 4 Положения;
- в штате Общества отсутствуют работники, имеющие образование в области лицензируемой деятельности (тушение пожаров), что является нарушением подпункта «в» пункта 4 Положения;
- на предприятии отсутствуют какие-либо медицинские документы, что является нарушением подпункта «г» пункта 4 Положения;
- директор предприятия ФИО2 не проходил повышение квалификации в области лицензируемой деятельности более 5 лет, что является нарушением подпункта «д» пункта 4 Положения.
Квалифицировав действия Общества по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Камчатскому краю в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Предприятие «КЭРПА» к административной ответственности.
Арбитражный суд в соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности устанавливает в судебном заседании, в том числе, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении. При этом в силу части 5 указанной выше статьи названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров подлежит обязательному лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности в области пожарной безопасности определен в Положении о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 № 625.
Как следует из пункта 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;
б) наличие в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя специалиста, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность" либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля при наличии иного высшего или среднего профессионального образования и имеющего стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее 3 лет;
в) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности;
г) отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии (лицензиата), участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;
д) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;
е) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности";
ж) соблюдение лицензиатом требований к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий;
з) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.
Согласно пункту 5 Положения грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов "а" - "ж" пункта 4 Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий.
Материалами дела (в том числе, актом проверки, протоколом об административном правонарушении) подтверждается, что Обществом допущены следующие нарушения условий лицензирования: директор Общества ФИО2 не имеет высшее или среднее образование по специальности «пожарная деятельность»; в штате Общества отсутствуют работники, имеющие образование в области лицензируемой деятельности (тушение пожаров); на предприятии отсутствуют какие-либо медицинские документы.
Данные нарушения, квалифицируемые исходя из положений пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2006 № 625, как грубые нарушения лицензионных требований и условий, Обществом не опровергнуты.
Вина Общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии Обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в области лицензирования.
Вместе с тем, суд отклоняет доводы заявителя в части нарушения Обществом требований подпункта «д» пункта 4 Положения, выразившегося в том, директор предприятия ФИО2 не проходил повышение квалификации в области лицензируемой деятельности более 5 лет.
Положением о лицензировании предусмотрено, что лица, указанные в подпункте «б» в области лицензируемой деятельности должны повышать квалификацию не реже 1 раз в 5 лет.
При этом пунктом 11 Положения о лицензировании в области пожарной безопасности, предусмотрено, что лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что указанные доводы заявителя не обоснованы, поскольку ООО «Предприятие «КЭРПА» выдана лицензия 25.11.2008 и директор должен повысить свою квалификацию в срок до 25.11.2013 включительно, что свидетельствует о том, что Обществом не нарушены установленные Положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности требования и условия, определенные в подпункте «д» пункта 4 Положения.
Доводы Общества о том, что деятельность по тушению пожаров оно не осуществляет, что в свою очередь исключает административную ответственность, в силу отсутствия состава правонарушения, судом отклоняется, так как наличие лицензии предполагает соблюдение ряда правил и требований, независимо от того осуществляется деятельность по данной лицензии или нет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности, деятельность по тушению пожаров.
Согласно статье 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. То есть, при наличие лицензии, Общество могло осуществлять не только прямые действия по тушению пожаров, но и принимать профилактические меры. Однако для этого также необходимо соблюдение указанных выше требований, что не было исполнено Обществом.
При этом, согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 128-ФЗ действие лицензии прекращается, в том числе и со дня принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности.
Следовательно, Общество могло обратиться в лицензирующий орган и сообщить, что деятельность по лицензии не осуществляет и не ждать проверки соответствующего органа для выявления правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензии №1/15975 на право осуществление деятельности по тушению пожаров. Напротив, факт совершения Обществом административного правонарушения судом установлен, материалами дела подтвержден.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении Управлением Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Камчатскому краю не допущено и Общество на их наличие не ссылается.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд считает, что имеются все основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Предприятие «КЭРПА» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
При указанных обстоятельствах и учитывая, что в судебном заседании установлен факт нарушения Обществом условий лицензирования, на день рассмотрения заявления в суде двухмесячный срок привлечения Общества к административной ответственности не истёк, заявление о привлечении ООО «Предприятие «КЭРПА» к административной ответственности подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, суд учитывает характер совершённого правонарушения, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, и приходит к выводу о необходимости определить ООО «Предприятие «КЭРПА» наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «КЭРПА» (ОГРН <***>, место нахождения: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток.
Решение в части административного приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья О.Н. Бляхер