ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5266/09 от 07.12.2009 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-5266/2009

11 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Жалудя И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Камчатскому краю

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя

ФИО2 – представитель по доверенности от 08.10.2009 (сроком до 31.12.209)

от лица, привлекаемого

к административной ответственности

ФИО1

установил:

Управление Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Камчатскому краю (далее – Камчатское УГПН, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представитель заявителя требование поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Заявил ходатайство об уточнении требований в части назначения административного наказания, просил привлечь предпринимателя к административной ответственности согласно санкции ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на девяносто суток.

Предприниматель в судебном заседании пояснил, что лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров получил ошибочно, деятельность по тушению пожаров не осуществляет, поскольку основными видом его деятельности является производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Полагал возможным приостановить его деятельность по тушению пожаров, поскольку наложение штрафа будет несоразмерным и причинит ущерб предпринимателю.

Представленные дополнительно предпринимателем документы арбитражным судом приобщены к материалам дела.

Выслушав объяснения представителя заявителя и предпринимателя, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о нижеследующем.

Как установлено арбитражным судом и следует из обстоятельств дела, предприниматель имеет лицензию №1/15362 от 03.10.2008 на осуществление деятельности по тушению пожаров, срок действия которой до 03.10.2013 (5 лет).

30.10.2009 комиссией в составе: ВрИО начальника управления ОП ГУ МЧС России по Камчатскому краю майора внутренней службы ФИО3, государственного инспектора по пожарному надзору Камчатского края майора внутренней службы ФИО4 и государственного инспектора по пожарному надзору Камчатского края капитана внутренней службы ФИО2 на основании распоряжения начальника Управления № 118 от 01.10.2009 проведена проверка соблюдения предпринимателем (<...>) лицензионных требований и условий деятельности по тушению пожаров.

По результатам проведенной проверки составлен акт № 118 от 07.10.2009, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения предпринимателем требований Положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 (далее – Положение), а именно:

- у предпринимателя отсутствуют помещения, пожарная техника, средства связи, оборудование, инструмент и документация, необходимые для осуществления деятельности по тушению пожаров, что является нарушением подпункта «а» пункта 4 Положения;

- предприниматель не имеет высшее или среднее образование по специальности «пожарная деятельность», что является нарушением подпункта «б» пункта 4 Положения;

- у предпринимателя отсутствуют какие-либо медицинские документы, что является нарушением подпункта «г» пункта 4 Положения;

- предприниматель не проходил повышение квалификации в области лицензируемой деятельности более 5 лет, что является нарушением подпункта «д» пункта 4 Положения.

07.10.2009 государственным инспектором Камчатского УГПН ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, который в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ вместе с заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд в соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности устанавливает в судебном заседании, в том числе, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении. При этом в силу части 5 указанной выше статьи названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности в области пожарной безопасности определен в Положении о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625.

Как следует из пункта 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

б) наличие в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя специалиста, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «пожарная безопасность» либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля при наличии иного высшего или среднего профессионального образования и имеющего стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее 3 лет;

г) отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии (лицензиата), участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;

д) повышение квалификации в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет.

Согласно пункту 5 Положения грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов «а» - «ж» пункта 4 Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий.

Материалами дела (в том числе, актом проверки, протоколом об административном правонарушении) подтверждается, что предпринимателем допущены следующие нарушения условий лицензирования: у предпринимателя отсутствуют помещения, пожарная техника, средства связи, оборудование, инструмент и документация, необходимые для осуществления деятельности по тушению пожаров; предприниматель не имеет высшее или среднее образование по специальности «пожарная деятельность»; у предпринимателя отсутствуют какие-либо медицинские документы.

Данные нарушения, квалифицируемые исходя из положений пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, как грубые нарушения лицензионных требований и условий, предпринимателем не опровергнуты.

Вина предпринимателя в совершении правонарушения является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии предпринимателем всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в области лицензирования.

Вместе с тем, арбитражный суд отклоняет доводы заявителя в части нарушения предпринимаем требований подпункта «д» пункта 4 Положения, выразившегося в том, что предприниматель не проходил повышение квалификации в области лицензируемой деятельности более 5 лет.

Положением о лицензировании предусмотрено, что лица, указанные в подпункте «б» в области лицензируемой деятельности должны повышать квалификацию не реже 1 раз в 5 лет.

При этом пунктом 11 Положения о лицензировании в области пожарной безопасности, предусмотрено, что лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что указанные доводы заявителя не обоснованы, поскольку предпринимателю выдана лицензия 03.10.2008, который должен повысить свою квалификацию в срок до 03.10.2013 включительно, что свидетельствует о том, что предпринимателем не нарушены установленные Положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности требования и условия, определенные в подпункте «д» пункта 4 Положения.

Доводы предпринимателя о том, что деятельность по тушению пожаров он не осуществляет, арбитражным судом отклоняется, так как наличие лицензии предполагает соблюдение ряда правил и требований, независимо от того осуществляется деятельность по данной лицензии или нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности, деятельность по тушению пожаров.

Согласно статье 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. То есть, при наличие лицензии, предприниматель мог осуществлять не только прямые действия по тушению пожаров, но и принимать профилактические меры. Однако для этого также необходимо соблюдение указанных выше требований, что не было исполнено предпринимателем.

При этом, согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 128-ФЗ действие лицензии прекращается, в том числе и со дня принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности.

Следовательно, предприниматель имел возможность обратиться в лицензирующий орган и сообщить, что деятельность по лицензии не осуществляет.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), квалифицируется по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что нарушения, выразившиеся в отсутствии у предпринимателя помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, высшего или среднего образования по специальности «пожарная деятельность»; отсутствии медицинских документов в соответствии с установленными требованиями, являются грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а, поэтому, учитывая наличие полномочий административного органа и оснований для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, заявление Камчатского УГПН о привлечении предпринимателя к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания, определяя его размер и вид, арбитражный суд учитывает характер совершённого правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, степень его вины, имущественное положение, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим ФИО1, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности определить ФИО1 наказание в виде приостановления деятельности по тушению пожаров.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27-29, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, имеющего основной государственный регистрационный номер 305410108200102, проживающего в <...>, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по тушению пожаров на срок 90 суток.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, и (или) в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья И.Ю. Жалудь