ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5286/2021 от 06.12.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-5286/2021

13 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2021 года.

Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Лебедевой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канахиным Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявления           общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Олимп» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 12.10.2021                         № 91/21-Ю по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 15.11.2021 № б/н (сроком на один год), диплом;

от административного органа: ФИО2 – представитель по доверенности                  от 19.01.2021 № 01-184 (сроком до 31.12.2021), диплом

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Олимп» (далее – заявитель, ООО УК «Олимп», Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – административный орган, Инспекция)                      от 12.10.2021  № 91/21-Ю по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что фактически контейнерная площадка имеется, однако она закреплена за многоквартирным домом № 8/1 по ул. Тушканова, находящемся под управлением общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищник». Также заявитель указывает, что ООО УК «Олимп» обращалось к руководству  общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищник» для заключения договора пользования их площадкой до момента определения и строительства своего места для складирования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), однако в этом заявителю было отказано.

До начала предварительного судебного заседания от административного органа поступил отзыв на заявление, а также копии материалов дела № 91/21-Ю в отношении ООО УК «Олимп».

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. представила для приобщения к материалам дела копии фототаблицы, которые в отсутствии возражений в порядке статьи 66 АПК РФ судом приобщены к материалам дела.

Представитель административного органа возражала относительно заявленных требований.

Суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу
и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле,  перешел к рассмотрению дела по существу в судебном  заседании в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ

В судебном заседании правовая позиция представителей лиц, участвующих в деле, не изменилась.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 26.08.2021 в 11 часов 30 минут по адресу:                <...> на основании приказа органа лицензионного контроля от 26.08.2021 № 1609ЛК Государственной жилищной инспекции Камчатского края в отношении ООО УК «Олимп» проведена внеплановая выездная проверка по служебной записке от 09.08.2021 № 371 (проверка доводов, изложенных в видеосюжете от 09.08.2021 в средствах массовой информации в сети интернет www.instagram.comна странице kam.rep).

В ходе данной проверки установлено отсутствие сведений о контейнерной площадке, необходимой для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для вышеуказанного дома, в реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Петропавловска-Камчатского городского округа, таким образом ООО УК «Олимп» не организовано место (площадка) ТКО для потребителей проживающих в многоквартирном доме № 10 по ул. Тушканова.

По факту выявленных нарушений 05.10.2021 инспектором по государственному контролю (надзору) отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Государственной жилищной инспекции Камчатского края в отношении Общества составлен протокол № 330 об административном правонарушении.

Постановлением заместителя руководителя Инспекции от 12.10.2021 по делу                   об административном правонарушении № 91/21-Ю, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении 12.10.2021 № 91/21-Ю ООО УК «Олимп» обжаловало его в судебном порядке.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) с нарушением лицензионных требований.

Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению МКД осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» лицензионными требованиями к лицензиату, установленными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункы «а» и «б»).

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса,                     за обеспечение готовности инженерных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме,                         на основании подпункта «д (2)» пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 также утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме             (далее – Минимальный перечень).

Пунктом 26 (1) вышеуказанного Минимального перечня установлено, что                      к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме относятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Таким образом, организация и содержание мест накопления ТКО  (содержание контейнерных площадок) входит в состав работ по содержанию общего имущества МКД.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии  с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются доказательствами по делу об административном правонарушении, которыми признаются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Статья 1.5 КоАП РФ закрепляет принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, указанное лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном этим же Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С целью выяснения обстоятельств, указанных в статье 26.1 КоАП РФ, и решения вопроса о составлении необходимых процессуальных документов, а именно протокола по делу об административном правонарушении, вынесения постановления по делу и иных документов, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны установить доказательства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, только при выяснении обстоятельств по делу об административных правонарушениях, наличии доказательств, имеющих значение по делу, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности.

Из материалов дела усматривается, что ООО УК «Олимп» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Петропавловска-Камчатского на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 145, выданной Государственной жилищной инспекцией Камчатского края 01.03.2018.

ООО УК «Олимп» осуществляет управление многоквартирным домом № 10 по ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском на основании договора управления от 10.06.2019.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что вывод административного органа о допущенных ООО УК «Олимп» нарушениях лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД № 10 по улице Тушканова в городе Петропавловске-Камчатском основан на факте отсутствия в реестре мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, сведений о контейнерных площадках, находящихся в собственности Общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018                                                           № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила № 1039), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно пункту 11 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – Реестр) представляет собой базу данных                           о местах (площадках) накопления ТКО.

В силу пункта 16 Правил № 1039 схема размещения мест (площадок) накопления ТКО отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО  на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.

Согласно требованиям пунктов 15, 19 Правил № 1039 реестр должен содержать данные об источниках образования ТКО, то есть об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО.

В соответствии с Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.04.2019 № 624 «Об Административном регламенте предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» данная муниципальная услуга предоставляется Управлением дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Из материалов дела следует, что ранее согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, контейнерная площадка                            по ул. Тушканова, д. 10, с географическими координатами 53,063237; 158,628717, находилась в собственности ГУП «Спецтранс», с указанием источника образования отходов «ТКО многоквартирного жилого дома». Вместе с тем, на основании приказа Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.07.2021 № ОРД 07-02/291/21 запись признана недействительной (строка 104).

В соответствии с решением Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.07.2021 № ОРД 07-02/290/21 контейнерная площадка по ул. Тушканова, д. 10,               с географическими координатами 53.063237; 158.628717 закреплена за ООО УК «Жилищник» для источника образования отходов «ТКО для многоквартирного жилого дома № 8/1 по ул. Тушканова» (строка 601).

22.09.2021 ООО УК «Олимп» обратилось в адрес ГУП «Спецтранс» с письмом исх. № 503, содержащим просьбу оказать содействие и установить на контейнерной площадке возле многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, мусорные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов в количестве двух штук.

 Также 22.09.2021 ООО УК «Олимп» обратилось в Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявкой о согласовании обустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и внесении сведений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа с географическими координатами 53.063251N; 158.628717Eна площадке ТКО многоквартирного жилого дома                            по ул. Тушканова, д. 10 (вх. № 13-02-02-00/17683/21 от 23.09.2021).

В ответ на заявку общества от 23.09.2021 Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа письмом от 30.09.2021 № 01020201/7367/21 уведомило ООО УК «Олимп», что в целях оценки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, заявка общества направлена в Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю. В связи с чем, Управлением принято решение о продлении срока рассмотрения заявки на срок до двадцати календарных дней.

Согласно заключению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю от 04.10.2021 № 225 при соблюдении обязательных требований санитарных правил и нормативов, предполагаемое место для сбора ТКО по адресу: <...>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам.

Приказом Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.10.2021                       № ОРД-07-02/404/21 принято решение о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа по адресу: ул. Тушканова, д. 10 (географические координаты: 53.063251N; 158.628717E).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что контейнерная площадка возле многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Тушканова имелась, но была закреплена за другой управляющей компанией ООО УК «Жилищник».

Кроме того, до составления протокола об административном правонарушении 05.10.2021 № 330 ООО УК «Олимп» принимались меры для организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на площадке ТКО многоквартирного жилого дома по ул. Тушканова, д. 10 и закреплении указанной контейнерной площадки за ООО УК «Олимп».

Вместе с тем, по независящим от общества причинам решение о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа по адресу: ул. Тушканова, д. 10, принято Управлением дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа позже (решение от 18.10.2021 № ОРД-07-02/404/21) в связи с продлением сроков рассмотрения заявки на двадцать календарных дней.

Иные доказательства, которые могли бы в достаточной степени свидетельствовать об обратном (акты осмотра территории, объяснения жителей МКД), в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах суд, с учетом положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае административным органом не доказано наличие вины общества в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем основания для привлечения данного юридического лица к административной ответственности отсутствовали.

В соответствии с положениями статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление Инспекции подлежит признанию незаконным и отмене.

Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить полностью постановление Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 12.10.2021                         № 91/21-Ю по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                  Е.Ю. Лебедева